Отцовская власть по римскому праву. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отцовская власть по римскому праву.



В Институциях Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как "особенность (исключительное достояние) римских граждан". В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства. В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).

Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением.

Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы, либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода. В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти - под власть своего отца. Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй – adoptio. Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: "... они и родных детей не имеют в своей власти". Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков. Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю. В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних. Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права - persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки. В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres. Подробно процедура adoptio описывается Гаем: "Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю...". После третьей манципации "усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын - его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом...". Для других лиц независимо от пола достаточно было одной мнимой продажи. В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя. Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Это так называемая legitimatio. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения. Известны три способа узаконения:

а) со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);

б) со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак;

в) со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта.

Прекращение patria potestas. Эманципация. Естественным путем patria potestas прекращалась со смертью отца. Утрата или умаление правоспособности отца также влекли прекращение patria potestas. Однако в случае утраты свободы paterfamilias в результате военного плена "власть над детьми приостанавливается" до возврата из плена. Утрата римского гражданства как paterfamilias, так и подвластным лицом влекла прекращение patria potestas. При адрогации усыновленные отцы теряли отцовскую власть над своими детьми. Дети выходили из-под отцовской власти, если сыновья становились фламинами Юпитера, а дочери были посвящены в весталки, в период поздней империи - сыновья, занявшие высшие государственные и церковные посты. Отец мог также добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации. Достигалось это путем троекратной продажи сына, что закреплено было в Законах XII Таблиц. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования. В постклассическом праве эманципация осуществляется в форме простого заявления в присутствии магистрата, а при отсутствии сторон - по рескрипту.

Выводы. Семья была основой всего древнеримского строя. Принадлежность к семье, к роду определяла в конечном итоге гражданскую правоспособность лица. Возникнув как строго патриархальная, семья строилась на началах неограниченной власти домовладыки над всеми членами семьи. С усилением значения родства по крови, необходимости экономической самостоятельности подвластных происходит ослабление власти paterfamilias. Созданием брака sine manu жена была освобождена от власти мужа как в личном, так и в имущественном отношении. Это являлось отличительной особенностью римского права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.007 с.)