Гуманистическое формирование новой, гуманно-интелектуальной российской нации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическое формирование новой, гуманно-интелектуальной российской нации



Сегодня Россия – это180 наций и народов, говорящих на 239 языках. На исторической повестке дня нашей Родины – новая российская нация. Не все это понимают и не все желают. Русские националисты-консерваторы как раки тянут назад к «великой русской нации» царской России. Демократы-космополиты как лебеди не видят проблемы. Коммунисты ностальгируют по «великому советскому народу». Наша альтернативная позиция: прогрессивно только гуманистическое формирование новой российской нации.

Для этого необходимо учесть историческую особенность, национальную специфику и менталитет, традиции народа, гармонически согласовывать его многонациональное разнообразие через патриотизм и интернационализм с глобальной модернизацией человечества. Не навязывая свои консервативные, социалистические или демократические, тем более гуманистические модели другим странам. Гуманизм – универсален, а патриотизм – традиционен. Что явно не учли советские перестройщики и российские горе-реформаторы – разрушители многонационального СССР. В мутной воде национализма (вплоть до грязи нацизма) и космополитизма легко ловят золотую рыбу своих интересов национальная, компрадорская и западная буржуазия. Еще национальные бюрократии, не только разжигавшие и разжигающие национализм в свою пользу для развала СССР и сепаратизма в России.

В ХХ и XXI веках национальные государства – основные ячейки политического объединения и развития людей. Гуманизм, если это не воздушное, а земное общество, может и должен быть патриотическим, только не государственным, а народным. Особый перевод человеческого с латынского гумус – земля, почва, плодородие… М.Лермонтов: «Люблю Россию я, но странною любовью…». В 1914 году сказано: «Родину я ненавижу, я люблю идеал человека» (В. Брюсов).

Патриотизм – реальная диалектическая связка человека и человечества. Н.А.Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек». Просто и глубоко сказал первый космонавт Юрий Гагарин: «Счастливым человек может быть только со всей страной». Ф. М. Достоевский в речи об А.С. Пушкине: «Сила духа русской народности – стремление ко всемирности и всечеловечности» и «назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И для него: «Великий народ живет, чтоб стать во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной». Но для этого прежде всего надо, чтобы сами россияне поверили в себя, в свою особую миссию через российскую патриотическую гуманистическую идею. Это Россия уже показывала и доказывала спасением Европы и мира от татаро-монгольского ига, наполеоновского нашествия и фашизма, первыми в мире великой и трагической социалистической альтернативой и полетом в космос. Русский характер, менталитет россиян – героико-патриотический. По социологическому опросу ВЦИОМ в 2007 г. 83% россиян считают себя патриотами. По исследованию Института социологии РАН (2007 г.) на 1-м месте у опрошенных социальная роль «россиянина» (58%), выше классовой, национальной и профессиональной идентификации.

Анализ истории России приводит к парадоксальному выводу: наш народ, как никакой другой народ в мире, является политическим новатором (испробовал все известные идеологии, социально-политические цели, пути, средства, формы и методы), Данко для человечества, т.е. является ментально инновационным; а с другой стороны в революциях и реформах народа как цельного социального объединения еще не сложилось. Без авангардного статуса и роли интеллигенции, без глубокого научного общественного анализа и без компаса идеологии и национальной идеи российское развитие зачастую шло самым затратным и кровавым методом проб и ошибок.

Историческое формирование русской нации с могучим русским языком и культурой, наукой и образованием – великое достижение и одновременно питательная почва для русского «сверхнационализма» - консерватизма и платформа, точка опоры для прогрессивной модернизации России и нового российского народа: россиян.

Идеология российского патриотического гуманизма показывает нашу особенность в сравнении с космополитическими гуманистами и противоположность с русскими националистами. Только любовь к людям даёт право на честный диагноз народных болезней и горькие общественные и государственные лекарства. Только любовь к России позволит понять и раскрыть ментальные характер и особенности формирования современного, нового российского народа. Только любовь к нашим предкам и потомкам поможет нам правильно участвовать в этом диалектическом комплексном процессе и достигнуть цивилизованной прогрессивной нации, передовой и авангардной в мире. Объективно нужно признать, что царский, капиталистический Временного правительства в 1917 году и в наше время и советский опыты при их некоторых достижениях в целом эту историческую задачу не решили и не могли решить из-за односторонностей и исчерпанности их консервативной, либеральной и коммунистической идеологий.

Коренная причина отставания нашей страны в том, что народ не был и не стал субъектом управления и развития: для царизма народ был управляемой чернью, при советской власти для руководящей Коммунистической партии он был «материалом» (Ленин) и объектом коммунизма, а сейчас для российского государства и бизнеса народ – электорат, средство, «ресурс» капитализации, на словах демократизации. Народ для гуманизма – не стадо, не объект, не материал, не средство, не ресурс, не инструмент, не электорат, а субъект и цель экономики, политики, социальной жизни, культуры и международных отношений. Наши приоритеты: гражданская творческая личность, наука, образование и культура, демократия и самоуправление, интеллектуальная собственность, мир во всем мире. Мы за личностный российский народ. Наш вывод: только на основе гуманизма и гуманизации-интеллектуализации родится новый российский народ. Гуманистический критерий и точка отсчёта здесь: ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), применяемый ООН с 1960-х годов, и место по нему России в мире -65-е из 230 стран и Кировской области -63-е среди 83-х субъектов РФ.

Мой народ серьёзно болен: идейно-политически – средневековой сказочной религиозностью, варварскими революционностью и сталинизмом; социально – алкоголизмом, пассивностью и малоорганизованностью, наплевательским отношением к своему здоровью; экономически – нерыночностью и малопроизводительностью, коррупционностью; чистая нравственность загрязнена и искажена вышеназванными и другими народными болезнями (Приложение №1). Они – античеловечны, антигуманны и без гуманистического лечения, образования и развития наш народ не станет цивилизованной, передовой нацией. Мы, гуманисты, инициируем общественную дискуссию: «Народные болезни: сущность, масштабы, причины и рецепты лечения?». Цель и смысл этого самокритичного разговора – здоровье и всестороннее развитие российского народа. Примером такой сложной работы и борьбы является возвращение городу Кирову и Кировской области родного и народного имени Вятка, превращающее кировское население в самобытный и самодостаточный вятский народ. Правда, Вятская епархия РПЦ при поддержке клерикальных государственных и общественных деятелей в движении к православной Вятке ставит его на колени в новую-старую зависимость от придуманного бога.

Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот общая идейно-политическая центристская формула оптимума, «золотой середины» прогресса россиян и России и модернизации ее в одну из передовых стран мира по качеству и уровню жизни, субъектному развитию народа. По источнику и содержанию: гуманизм – социальная, патриотизм – национальная и федерализм – государственная идеи (принципы) гармоничного развития страны.

Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в Кировской области и с вятской особинкой – наша национальная идея и идеология. Через гуманизм мы выходим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны. По Бердяеву: русская идея во «всечеловечности», а по Ильину, она – творческая, то есть интеллигенции.

В отличие от унитарного СССР Россия может и должна стать настоящим федеративным государством: с сильным федеральным центром и сильными равноправными субъектами, с развитым местным территориальным и производственным самоуправлением. Такая демократизация, модернизация – российский путь и критерий государственного и общественного прогресса нашей страны, условие успешного гуманистического формирования новой российской нации – россиян.

Приложение № 1. Народные болезни: классификация и профилактика

 

Виды Характер Масштаб Социальная база Действие Организация Кол-во больных Гуманистическая альтернатива
Политические: религиозность, вождизм, бюрократизм, патернализм, революционность, сталинизм негуманный мировой, специфический пожилые, ветераны молитвы, убийства, репрессии церкви, чиновни-ство, радикальные правые и левые партии 1/3 наука, образование, культура, демократия, цивилизация
Моральные: потребительство, мещанство антиличностный мировой буржуа образ жизни   1/3 творчество, этика, эстетика
Социальные: алкоголизм, пассивность, молоорганизован-ность, наплевательское отношение к своему здоровью антиобщественный российский бедные материально и духовно уничтожение   1\2 интеллигенция, средний класс, личностный народ
Экономические: нерыночность, малопроизводительность, некачественность, коррупционность регрессивный исторический бедные материально и духовно отставание и принуждение ранние и капиталистические государства 1\2 Рынок, самоуправление народа, НТП, деловая этика
Международные: неконкурентноспособность, малодипломатич-ность, сверхвооружён-ность реакционный исторический чиновничество отставание и разъединение предприятия,военные объединения 2/3 Мировой рынок, мир во всем мире, дружба и сотрудничество народов

ДИССКУСИЯ

Декабрьские (2010 г.) массовые манифестации футбольных болельщиков с националистическими беспорядками (явный прецедент нацистские погромы в Германии начала фашизма) заставили бюрократическую власть задуматься о причинах до высшего уровня Госсовета при президенте РФ и поиске национальной идеологии. Современная Россия больна национализмом переходного периода, а у государства нет ясной национальной политики. На заседании Государственного Совета, как ещё никогда ранее, была видна разница в правящем тандеме: больший Медведевский либерализм и больший Путинский консерватизм. Думаю, предложенный Путиным российский патриотизм в качестве нацидеи – мысль в правильном направлении, но на уровне вчерашнего советского интернационализма и недостаточна. Медведевское «гражданское согласие» («Ребята, давайте жить дружно») - принцип сегодняшней не срабатывающей нацполитики и до уровня идеологии не поднимется. Наша завтрашняя идеология – это российский патриотический гуманизм, наша современная национальная идея = гуманизм + патриотизм + федерализм. Только на их основе, только с этим идейно-политическим гуманистическим компасом «хождение по мукам» формирования новой российской нации будет правильным. Шутов А.С.

НАРОД БОЛЕН ЧАСТЯМИ

С дискуссией о народных болезнях я согласен частично. В основе наш народ общественно здоров от рождения, генетически и ментально, от природы своей и окружающей. Доказательство: сохранившееся самобытное творчество в старинных городах Вятки. Например, мне, как предпринимателю, в народе ничего не мешает. Больше больна элита. Нет самодостаточности народа. Он слишком зависит от чиновников. Смысл дискуссии вижу не только в понимании народом процесса выздоровления, но и в смене роли «вождей» и структуры взаимодействия элиты и «электората» на повышение роли «низов». Усложнение общества не правильно, искусственно, бюрократично, в том числе доминирование города над селом. Цель обсуждения – повышение веры народа в себя, в силу своих традиций и шире в культуру и свободу, конкретнее рост самооценки людей и их гражданской активности. Вместе с этим я выступаю за естественное развитие человека и народа в целом. Свой «тришкин кафтан» мы должны кроить и шить по себе. Нельзя искусственно спешить и тянуть народ за уши к «счастливой и свободной жизни», как это делали коммунисты и делают демократы во власти. Тем более навязывать чуждые взгляды и чужой образ жизни, в первую очередь «западный, американский». Их стандарт на индивида, как намордник, делает людей на одно лицо, нивелирует, усредняет, не ускоряет общественный прогресс. У россиян - своя стать. Хотя, как человек, побывавший в разных странах, скажу честно, что иногда бывало стыдно за наш народ, за его нищенское положение в целом. Нам есть чему поучиться у других народов.

С предложенной классификацией народных болезней можно и нужно поспорить. Так, вера многих в религиозные сказки прагматична и не до фанатизма. Я бы указал народу на медвежью неторопливость и отсутствие у большинства ориентации на успех, свойственной, кстати, деловым американцам. Я понимаю, что это свойство формируется долго и, прежде всего, классической рыночной экономикой с её жёсткой конкуренцией.

Также тело и душа наши должны чаще бывать на природе. С этой задачей я участвую в Великорецком крестном ходе (массовом, отмечу) и часть отпуска обязательно провожу в избушке в лесу «на подножном корму». Конечно, мне не нравится растущая шопингомания и в целом потребительство и некоторая леность народа. Обращаюсь к элите с напоминанием её миссии – раскрытие творческого потенциала народа. Для этого необходимы общественные структуры и механизмы. Современные политические партии зациклены на борьбе за власть. КПСС и комсомол больше занимались воспитанием народа: героического, патриотического и его общественной активности и роста. А.Н.Козьминых

Я ЗА НОВУЮ СИСТЕМУ

Дорогие друзья гуманисты! На мой взгляд, в реалиях ХХI века все наши мыслительные процессы, если они не связаны с правовыми, психологическими, образовательными, культурологическими, здравоохранительными и другими категориями, формирующими многофункциональную систему социального механизма, бесплодны. Нам нужно иметь сведения о негативных тенденциях, мешающих обеспечивать трудящимся достойную жизнь, и на практике внедрять конструктивные предложения по их ликвидации. Могу сказать, что наша экономика, при затратах средств на создание конечного продукта и определении его стоимости, не учитывает биологические затраты человеческого организма, что приводит к различным скрытым конфликтным ситуациям. Основной ресурс экономики - человек. Любой высококвалифицированный труд человека должен ему обеспечивать благополучные условия жизни. Надо выстраивать систему: "природа - человек - общество". А.Ф.Доньшин, член РГО (г. Коломна Московской области).

ПЕРЕДОВАЯ НАЦИЯ?

Я согласен с Вами, когда Вы пишете: <<Мы можем и должны теоретически и практически творить гуманную Россию!>>. Но вот когда Вы пишете: <<дикий и бюрократический либерализм-капитализм современной России>>, тут я согласиться не могу. Я, как сторонник либерализма, его в современной России не наблюдаю. А наблюдаю я тоже дикий, и тоже бюрократический, но корпоративизм. Или, как определяют некоторые СМИ, <<путинский социализм>> (есть такой термин). В любом случае, настоящего либерализма у нас нет. Вы пишете: <<становления цивилизованного народа России – передовой нации мира>>. К сожалению, отмечу, что со строго научной точки зрения (культурология) народ России никогда не был передовым и сейчас не является. Он был передовым только с религиозной точки зрения (мы бедные, зато у нас вера самая правильная). Да к тому же верна ли цель на построение передовой нации? Ведь очень трудно быть передовым, когда все остальные отсталые. Вообще передовой - это понятие сравнительное. По сравнению с неандертальцем каннибал-кроманьонец - передовой. Не лучше ли отказаться от сравнений и просто быть благополучными, без оглядки на то, насколько мы <<обогнали и перегнали>> кого-либо? Передовыми быть проще в содружестве с другими народами, например, близкой нам Европы. Денис Морозов, РГО, г. Уфа.

Профессор-историк Лэрри Е. Холмс («Россия глазами американца, 2003 г.): Нынешние русские утратили изрядную долю былой гордости за себя и свою страну. Русские бесхитростны, как и американцы. Любят праздники, имеют мало друзей, суеверны.

ЧЖАН ХУН, Китай, студентка в Кирове: Поначалу было дико видеть пьяных на городских улицах. Китайцы более трудолюбивые, зато русские красивые и высокие.

На мои выступления, кажется, самый распространенный контраргумент - "в наше время сталинизм все равно невозможен", и что мои суждения о коммунистах и ситуациях слишком общие.

Действительно, в последнее время я за телодвижениями коммунистов я не следил (я человек нервный). Считал, что их надежно закрыли медвепуты. Но, все-таки, что такое "время"? Это господствующие настроения. Если Зюганов выдвигает Сталина, значит, это нравится его огромному электорату. Я даже думаю, что сам лично Зюганов может и не любить Сталина, не так уж он туп и свиреп, но без сталинизма он сам в своей огромной партии никому будет не нужен. Это и значит время. Господствующие настроения допускают реставрацию сталинизма.

Сталин - слишком для нашего времени дик? Разве? А религия? В наше просвещенное время вполне можно говорить и писать, что не было эволюции и т.д. Невозможны репрессии? - а что, нигде в мире их нет? Или мы просвещеннее и гуманнее всех?.. А на нашей собственной территории - не было ли шариата? И вся наша интеллигенция относилась к шариату в Чечне вполне терпимо. А терроризм? Все это наше время. Говорят еще: коммунисты сами давно все капиталисты, все держат фирмы, банки и т.д. Правда, "прибавочной стоимостью" наши марксисты давно не брезгуют. Но капитализм тоже сочетался с тоталитаризмом (в Германии, Испании...). Кроме того, возможны несправедливые преференции и т.д.

Важный фактор нашего времени - Интернет. Информацию невозможно скрыть. Это любому тоталитаризму - нож вострый. Но, если поставить задачу, можно прикрыть и его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.013 с.)