По специальности 031001. 65 – Правоохранительная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 031001. 65 – Правоохранительная деятельность



№ темы Наименование разделов и тем Всего в том числе Сам. работа
лекции сем. занятия практ. занятия
Раздел 1. Государство и право дореволюционной России
  Предмет, метод, периодизация, историография, роль и место истории государства и права России в системе юридических наук          
  Древнерусское государство и право (IX – начало XII вв.)          
  Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.)          
  Становление единого централизованного Русского государства и общерусского права (XIV – начало XVI вв.)          
  Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI - середина XVII вв.)          
  Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII-XVIII вв.)          
  Государство и право Российской империи в первой половине XIXвека          
  Государство и право Российской империив период реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.)          
  Государство и право России в период революций и Первой мировой войны (1900-1917 гг.)          
Раздел 2. Государство и право советского и постсоветского периода
  Становление Советской социалистической республики и советского права (1917-1921)          
  Образование СССР и развитие советского государства и права в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)          
  Советское государство и право в период укрепления административно-командной системы (1929-1938 гг.)          
  Советское государство и право накануне и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)          
  Советское государство и право в послевоенный период (1946-1953 гг.)          
  Советское государство в период частичной либерализации общественных отношений и попыток реформ административно-командной системы (1954 –1964 гг.)          
  Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 1960-х – середина 1980-х годов)          
  Советское государство и право в годы «перестройки» и распада СССР (1985-1991 гг.)          
  Становление и развитие государства и права современной России (1985 – начало XXI в.)          
Всего:          

Методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским и практическим занятиям в процессе изучения курса «История государства и права России».

 

Среди научных дисциплин входящих в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования в современной России особое место принадлежит истории государства и права России.

Важнейшими видами учебных занятий по курсу «История государства и права России» являются лекции, семинарские и практические занятия.

Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. В этом плане лекция - основа учебного процесса в вузе, ведущая традиционная форма группового и коллективного обучения. Ведущей она является потому, что с лекции начинается каждая новая тема, за ней следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и др.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются рассматриваемые факты, события, явления и процессы.

В содержательном плане лекция отражает последние данные науки, поэтому она не сравнима ни с каким учебником, где могут быть изложены устаревшие знания. В лекции дается оптимальное сочетание теоретического и эмпирического материала, наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается более эмоционально и образно, чем материал учебника. Дидактическими целями лекции являются сообщение новых, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов слушателей.

Структура лекции, в основном, складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

Для более рациональной работы на лекции следует запомнить некоторые советы:

- подготовьтесь к лекции: посмотрите записи предыдущей лекции или соответствующий учебник; вспомните, что уже известно по данной теме;

- записывайте главное, подробно фиксируя определения, законы, выводы;

- если в лекции используются схемы и таблицы, сразу же заносите их в тетрадь;

- используйте приемы экономной записи, которые освобождают время для правильного восприятия материала на слух;

- разработайте и используйте свою систему сокращений наиболее часто употребляемых слов или даже выражений;

- для пометок используйте не только подчеркивания, но и знаки, ставшие общепринятыми, например «!» - очень важно и т.д.;

- обязательно записывайте тему, план и литературу, рекомендуемую к лекции, делите текст записи лекции на главы, разделы и т.п.;

- при последующей работе над материалом лекции выделяйте главное и устанавливайте связь между ее отдельными частями; записывайте собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, отмечая, что это - Ваше мнение;

- воспринимайте предлагаемый в лекции учебный материал критически и записывайте дополняющие вопросы лекции сведения, которые были Вами приобретены в процессе изучения дополнительной литературы.

Важным элементом учебного процесса в Орловском юридическом институте МВД России являются семинарские занятия. Они предназначены для более глубокого и полного усвоения знаний, полученных на лекции и при самостоятельной работе с учебным материалом.

Семинар представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. Семинар в вузе выступает как важнейшая форма обучения, направленная на развитие самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся. На семинаре слушатели учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы. Как правило, семинары в Орловском юридическом институте МВД РФ проводятся в составе учебной группы.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, нормативно-правовыми актами и другими источниками; формирование у слушателей умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения слушателями программного материала по рассматриваемой теме.

В хо­де семинарского занятия происходит проверка усвоения курсантами учебного материала по рассматриваемой теме.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя:

- знакомство с планом семинарского занятия, рекомендованной литерату­рой и необходимыми источниками;

- изучение лекционного материала и текста соответствующих глав реко­мендованных учебников, учебных пособий и монографий;

- составление конспекта ответа по каждому из вопросов, а также подготовка сообщений и рефератов, указанных в плане семинарского занятия.

Одной из важных форм организации образовательного процесса по курсу истории государства и права России также являются практические занятия, которые проводятся с целью углубления, отработки и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой.

Практические занятия являются также важным моментом в подготовке к рубежному контролю и итоговому экзамену. В ходе проведения практических занятий под руководством преподавателя происходит дальнейшее формирование умений и навыков аналитической обработки научной и учебной литературы, нормативных правовых документов и других источников, а также обобщаются знания, полученные курсантами, слушателями и студентами при самостоятельном изучении рекомендованных изданий и документов.

Практические занятия по курсу истории государства и права России призваны помочь курсантам и слушателям приобрести практические навыки работы с научной и учебной литературой, справочными изданиями и юридическими памятниками различных периодов истории государства и права России.

В процессе подготовки к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную научную и учебную литературу, сделать анализ предложенных нормативных правовых актов. Основная цель практического занятия – приобрести навыки работы с научной и учебной литературой, разнообразными источниками и нормативными правовыми актами, понимать смысл закона, направленность его норм, возможность их практического применения. Актуализировать полученные знания поможет решение предлагаемых курсантам и слушателям заданий и ситуаций, основанных на нормах права содержащихся в рекомендованных к изучению нормативных правовых актах, а также реальных судебных спорах, почерпнутых в разнообразных источниках.

Практические занятия позволяют курсантам и слушателям более детально изучить наиболее важные правовые документы различных периодов развития государства и права России, анализ которых призван способствовать закреплению теоретических положений, изучаемой темы, привитию навыков работы с юридическими документами, самостоятельного анализа и обобщения учебного и нормативно-правового материала.

Значительное место в процессе овладения знаниями истории государства и права России отводится самостоятельной работе курсантов. Самостоятельная работа, в ходе которой появ­ляется возможность самостоятельно оценивать факты, пропуская их через призму своего индивидуального сознания, способствует развитию творческого мышления курсантов, воспитанию интереса к будущей специальности путем самостоятельного изучения отдельных тем учебного курса.

Методические рекомендации по ведению записей и составлению конспектов в процессе изучения истории государства и права России

 

Умение делать записи, различного рода выписки, конспектировать является важнейшим элементом успешной учебной деятельности курсантов высшего учебного заведения МВД России.

Во-первых, правильное ведение записей позволяет закрепить прочитанное, помогает лучше понять текст (записывая, мы лучше и более глубоко постигаем то, что прочитали или услышали, особенно если пытаемся выразить мысль автора своими словами и более сжато).

Во-вторых, при записывании мысли удлиняется процесс восприятия, прочнее запоминание.

В-третьих, записи позволяют быстро восстанавливать в памяти забытое, уточнить факты, даты. И, наконец, ведение записей не позволяет отвлекаться от текста, помогает сосредоточиться.

Однако опыт показывает, что записи, конспекты, выписки нередко ведутся курсантами неумело. Курсанты не всегда могут выделить главное и нередко стараются дословно переписать учебный материал, научную статью, главу учебника и т.д. Записи иногда бывают слишком краткими и поэтому не отражают сути изучаемых проблем.

Таким образом, очевидно, что составлять записи далеко не просто, это требует определенных навыков. Все многообразие записей (которые зависят от характера изучаемого материала и от цели работы) можно свести к нескольким основным видам: выписки (выдержки и цитаты), планы, тезисы, конспекты.

Наиболее простой вид записи - выписки (выдержки). Они применяются при работе с любой книгой или статьей - учебной, научной, справочной. Сложность здесь заключается в том, чтобы найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Поэтому обычно делать большинство выписок рекомендуется после того, как книга или научная статья прочитана, когда материал уляжется. Так легче окончательно определить, что необходимо выписать; иногда при обдумывании текста необходимость в какой-либо выписке может отпасть.

Записывая текст дословно (цитируя), необходимо заключить отрывок в кавычки и дать ссылку на источник (автор, заглавие, место и год издания или название журнала, год, номер, страница). Цитировать текст надо, по возможности, законченными фразами. Многоточием отмечают пропуск в начале, в середине и в конце фразы. Выписки необходимо делать правильно, не искажая мысль автора, не обрывая ее искусственно. При цитировании нельзя выхватывать один или несколько доводов, обрывать определенные понятия, приписывать автору пересказываемую им чужую точку зрения, как бы он к ней не относился, положительно или отрицательно, пропускать слова и выражения, которые придают высказыванию тот или иной оттенок и т.д. Иными словами, цитировать надо очень точно, корректно, осторожно и вдумчиво.

Столь же критически, как и к собственным выпискам, нужно относиться к цитатам в тексте книги или статьи. Лучше всегда проверить цитату, посмотреть в каком контексте она первоначально была высказана автором. Выписки обычно заносятся на отдельный листок, а лучше - на библиотечные карточки. Из них рекомендуется формировать личные картотеки по тем или иным изучаемым дисциплинам, подобранные по темам, либо по фамилиям авторов.

Вместе с тем, курсантам необходимо учесть, что работая с книгой, научной статьей, другими учебными материалами, следует остерегаться автоматического выписывания цитат взамен творческой работы, освоения и анализа смысла текста.

Выписки могут служить основой для более сложных видов записи: планов, тезисов и конспектов.

План, составляемый слушателем в процессе работы над текстом, помогает уяснить содержание, глубже усвоить проблемы, излагаемые в книге, научной статье, документе. Составление плана позволяет слушателю быстро вспомнить, восстановить в памяти прочитанное, осознать, насколько глубоко усвоен учебный материал, так как, только хорошо усвоив текст, можно составить план. Составляя план, слушатель учится отчетливо различать, «о чем» и «что» говорится в тексте, воспитывает в себе способность к абстрактному мышлению, приобретает навыки структурного анализа.

Необходимо выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе делить текст и подбирать заголовки к разделам.

Названия и подзаголовки самой книги или статьи помогают составить план, однако не обязательно совпадают с его пунктами. Пунктами плана могут быть повествовательные или вопросительные предложения. Формулировать пункты плана надо как можно точнее, взвешивая каждое слово. Формулировка пунктов должна быть краткой.

По структуре план может быть сложным и простым. Сложный план, в отличие от простого, имеет к основным пунктам или к части их еще и подпункты, разъясняющие содержание основных пунктов плана.

Обычно план составляют или при первом чтении текста, если курсант к этому достаточно подготовлен, или после чтения всего текста и расчленения его на определенные части. В значительной степени выбор того или иного вида плана зависит также от содержания материала, его обобщенности.

Подробный план может дать достаточное представление о книге или статье. Однако план говорит лишь, «о чем» сказано в том или ином тексте, но не о том, «что» и «как» сказано, т.е. не передает фактического содержания текста. Поэтому план хорош, когда надо восстановить в памяти знакомый текст.

Чаще всего план является лишь первым этапом работы над текстом. Он очень облегчает составление тезисов и конспектов.

В отличие от плана, где только называются основные положения книги или статьи, в тезисах раскрывается само содержание этих положений. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.

Составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Тезисы должны быть обоснованны и доказательны. Формулировки - четкие и краткие, но самобытность текста книги или статьи должна быть сохранена в тезисах, иначе снизиться острота восприятия материала.

Тезисы составляются после предварительного ознакомления с текстом при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. В окончательном варианте тезисы могут быть пронумерованы по порядку.

Однако при изучении научных трудов и сложных научных текстов бывает необходимо записывать не только основные вопросы и мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, но и само это доказательство. В таких случаях составляют конспект.

Различие между тезисами и конспектом можно четко обозначить следующим образом:

тезисы - содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания; в каждом положении излагается одна мысль; служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии; выделяются, "извлекаются" из текста;

конспект - воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними; сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу; служит для сохранения в памяти; сжимает, «уплотняет» текст книги или научной статьи.

Началом подготовки к конспектированию является внимательное ознакомление с текстом книги, статьи, документа и вдумчивое их прочтение. Читая, надо разобраться в структуре текста, уяснить его общий план, выделить важные вопросы. Быстрее ориентироваться в книге поможет предисловие или введение автора, аннотация и т.д.

При конспектировании больших трудов или книг, сложных для восприятия слушателя, сначала составляется план. Это облегчает работу над конспектом. Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, иллюстрации. То, что в начале восприятия текста кажется второстепенным, может со временем оказаться очень нужным и важным. Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения, но все, что помогает раскрыть вопрос.

Записать текст кратко - значит изложить содержание, в основном, своими словами, что возможно только тогда, когда текст осмыслен. Благодаря такой записи материал прочно закрепляется в памяти.

В методической литературе выделяют четыре типа конспектов: - плановые; - текстуальные; - свободные; - тематические. Плановый конспект основан на предварительно составленном плане книги или научной статьи. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Если пункт плана ясен, то подробнее он не раскрывается. Такой конспект краток, прост, его можно использовать для срочной подготовки к семинару, докладу и т.д. Однако по нему не всегда легко восстановить прочитанное.

Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника - цитат. Этот вид конспекта сравнительно прост, хотя для его составления необходим навык - быстро и правильно выбирать нужные цитаты. Главным недостатком такого конспекта является то, что он слабо активизирует мышление, может спровоцировать автоматическое переписывание цитат.

Свободный конспект весьма сложный и отличается тем, что при его составлении не сохраняется порядок мыслей автора изучаемого текста, а излагается материал, взятый у автора, в другом, более удобном для себя порядке. Например, мысли автора по какому-либо вопросу, разбросанные по всей книге, сводятся воедино. Свободный конспект следует признать наиболее ценным видом конспекта, ибо он развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения изучаемого материала.

Тематический конспект отличается тем, что составляется на одну тему, но по нескольким источникам. Работать над ним достаточно сложно. Часто слушатель считает необходимым законспектировать каждый изучаемый источник в отдельности, а затем объединить все конспекты в один. Однако, опыт показывает, что такой путь нерационален, требует больших затрат времени. Поэтому целесообразнее избрать иной путь. Прежде всего, надо отобрать литературу по теме, расположить ее в определенном порядке по степени полноты и научности изложения изучаемых вопросов. Далее - начать изучать тему с источника, где она изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. По этому источнику надо составить подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана. Затем можно приступить к изучению в ранее выработанной последовательности остальных источников. Если в другой книге или статье встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, против этого пункта записывают новый источник (название книги и страницу, где содержится этот материал). Если же обнаружился материал, раскрывающий изучаемую тему с новой стороны, надо записать дополнительный пункт плана с указанием источника. Итогом такой работы со всеми рекомендованными книгами и статьями явится окончательный план темы, по которому и можно писать конспект.

При оформлении конспекта полезно расчленить текст на абзацы, чтобы легче было выделить основные мысли. Записи должны быть убористыми и компактными. Интервалы между строк надо делать достаточно широкими, чтобы при необходимости вписать новые строки. Рекомендуется оставлять в конспекте большие поля не только сбоку, но сверху и снизу страницы. Это позволяет со временем внести в конспекты новые сведения, дополнить ту или иную страницу, дать ссылку и т.д.

Писать конспект надо только чернилами или шариковой ручкой. Полезно цветными карандашами или фломастерами выделять важные места, определения, заглавия и т.п. Это придает конспекту большую наглядность.

В конспекте часто применяются сокращения слов и условные обозначения. Существуют общие правила, соблюдение которые существенно облегчает конспектирование:

- не сокращать несколько слов подряд, так как можно легко потерять их согласование;

- писать все предлоги и сохранять все знаки препинания;

- придерживаться одной и той же системы сокращения, то есть создавать свой индивидуальный словарь сокращения слов и наиболее употребляемых обозначений.

Сокращенная запись позволяет заметно экономить время и место.

Чтобы решить, какой вид записи в каждом конкретном случае наиболее целесообразен, слушателю необходимо учесть цель работы, индивидуальные особенности своего восприятия и специфику текста. Здесь важно, читаем ли мы текст для того, чтобы его усвоить, выучить, а затем сдать экзамен, или чтобы использовать полученные знания в работе, дать критическую оценку тексту и т.п. Играет роль степень подготовленности и общей эрудиции курсанта в той области, которой посвящена книга или статья, а также опыт работы с книгой, особенности памяти и мышления, степень важности данного материала.

Выбор способа записи диктуют особенности текста (трудность текста, объем, объяснительный или описательный характер).

Конечно, дать точные рекомендации, когда какой вид записи необходимо избрать в каждом конкретном случае, достаточно сложно. Можно лишь предложить самые общие советы. Если цель чтения - только познакомиться с текстом, целесообразно ограничиться выписками; если надо усвоить, выучить, проанализировать произведение, лучше составить план, тезисы, конспект.

Если текст труден, имеет объяснительный характер, полностью относится к интересующей теме и его надо хорошо усвоить, а подготовка слушателя недостаточна, лучше предпочесть конспект. В этих же условиях хорошо подготовленному по рассматриваемым проблемам слушателю достаточно составить план или тезисы. При хорошей памяти можно прибегнуть к более кратким видам записи. Если у курсанта преобладает наглядный тип мышления и памяти, ему лучше подробно записывать материал с абстрактным содержанием; если - отвлеченный, то полезно записывать конкретные факты, примеры и т.д.

Таковы наиболее общие советы по методике ведения записи и составления конспектов в процессе учебной деятельности в вузе.

Методические рекомендации по подготовке реферата по курсу «История государства и права России».

Одной из важнейших форм самостоятельной работы слушателя по углубленному, творческому освоению учебных дисциплин в вузе является подготовка доклада и написание реферата.

Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение в письменном виде или публичном докладе результатов самостоятельного исследования определенной проблемы на основе изучения широкого круга источников и литературы. Подготовка реферата требует от слушателя активного научного поиска, глубокого изучения литературы и существующих источников, а также творческого подхода к изучаемой проблеме.

Значение самостоятельной творческой работы слушателя над рефератом заключается в следующем:

Во-первых, выполнение реферата систематизирует и углубляет знания основ науки, служит важным этапом подготовки слушателя к зачетам и экзаменам.

Во-вторых, подготавливая реферат, слушатель овладевает элементами методики научно-исследовательской работы, что особенно важно в условиях современного высшего образования. В ходе работы над темой реферата слушатель усваивает научную терминологию, учится правильно пользоваться справочной литературой, научным аппаратом, овладевает навыками правильного оформления текста.

В-третьих, подготовленный реферат является и проверкой знаний слушателей, их умения работать самостоятельно, творчески. По содержанию реферата можно судить о том, насколько глубоко слушатель усвоил изученный материал, как он разобрался в используемой научной и учебной литературе, в какой помощи нуждается. Качество реферата учитывается преподавателем на экзамене.

Выступления с рефератами и докладами помогают слушателям вырабатывать навыки ораторского мастерства, умение держаться перед аудиторией, способствует развитию культуры речи.

Занявшись более углубленным изучением тех или иных вопросов учебных дисциплин в процессе работы над рефератом, многие слушатели затем с интересом включаются в работу научных кружков.

Подготовительный этап работы над рефератом включает выбор темы, изучение литературы, подбор необходимых материалов; непосредственная работа над текстом - составление плана реферата, разработку теоретической части, отбор фактического материала, продумывание вступительной и заключительной части, наконец, оформление текста, работу над стилем и логикой изложения.

Работа над рефератом начинается с определения или выбора темы. Слово «тема» (то, что положено в основу) означает предмет исследования. Тема реферата, как правило, предполагает решение, анализ, изложение одной или нескольких проблем.

В условиях учебной работы темы рефератов и докладов обычно предлагаются преподавателем. Однако их выбор и уточнение - это уже дело самого слушателя. При определении темы необходимо учитывать не столько уровень своих знаний на сегодняшний день, сколько перспективу приобретения дополнительных сведений в целях лучшей подготовки к предстоящим зачетам и экзаменам. Поэтому, слушатель может определить тему реферата самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. Можно выбрать тему для написания реферата либо по разделам, которые оказались наиболее трудными для усвоения, либо по проблемам, вызывающим наибольший интерес, либо ориентироваться на литературу и фактический материал, которыми слушатель располагает. Слушатель может предложить и свою тему, но в пределах изучаемого курса.

Тема должна быть конкретной, что обусловлено возможностью её глубокого освещения и завершения разработки в определенный срок, рассчитанный на семестр или учебный год. В ходе работы направление исследования и его рамки могут быть уточнены, расширены или сужены - в зависимости от собранного материала и его ценности.

Над рефератом по одной проблеме могут работать коллективно несколько человек. Обычно каждый из авторов выбирает один из разделов, которые затем сводятся воедино.

Приступая к работе над избранной темой необходимо внимательно изучить литературу, указанную в учебных программах, планах семинарских занятий, других методических разработках по изучаемым предметам. Более полный список литературы по избранной теме целесообразно составить с помощью библиографических указателей и систематических каталогов библиотек. Необходимую помощь в подборе литературы по теме реферата может оказать преподаватель. Тем не менее, без самостоятельного библиографического поиска серьезной работы над рефератом не получится.

Процесс изучения литературы следует начинать с ознакомления с учебными пособиями, в которых освещается избранная слушателем тема. После анализа основных учебных пособий необходимо обратиться к монографическим изданиям, статьям, брошюрам, справочникам и словарям по данной проблеме. Работу над рефератом значительно обогащают статьи из газет и журналов, в которых слушатель может почерпнуть самые свежие данные по интересующей его проблеме.

В процессе знакомства с научной литературой по избранной теме слушатель должен стремиться выявить ее проблематику, в том недостаточно изученные и дискуссионные вопросы. Все это поможет слушателю самостоятельно и более четко сформулировать цели и задачи собственного реферата.

Прорабатывая рекомендованную литературу по теме, следует не только продумывать ее содержание, но и делать выписки наиболее важных определений и доказательств, теоретических и практических выводов, фактов, событий и т.п. Эти выписки помогают лучше усвоить и закрепить в памяти прочитанный материал, облегчают его систематизацию, позволяют не возвращаться к изученной литературе при написании текста реферата.

Выписки рекомендуется делать на отдельных листах или карточках, обязательно на одной стороне, со ссылкой на источник, чтобы в случае надобности можно было проверить свои записи. Желательно, чтобы каждая карточка была посвящена какому-нибудь одному факту, вопросу. Из газет и журналов, которые автор имеет в личном распоряжении, можно делать вырезки с обязательным указанием названия газеты или журнала, статьи, года издания, фамилии автора.

Карточки и вырезки лучше всего складывать в отдельные конверты или папки, разделив их по рубрикам ориентировочного плана работы. Работа с карточками не только облегчает систематизацию материала и его осмысление, но и литературное оформление реферата.

После завершения сбора материала можно перейти к следующему этапу работы над рефератом - составлению плана и анализу собранной информации.

Написание реферата следует начинать с составления плана, т.е. краткого, всесторонне продуманного и записанного в четкой логической последовательности перечня основных положений, проблем содержащихся в работе.

Прежде всего следует, руководствуясь учебной программой по предмету, составить наброски предварительного плана, который будет использоваться на начальном этапе работы. Прочитав соответствующий раздел учебной программы, необходимо вспомнить содержание материала относящегося к избранной теме, и только после этого определять вопросы плана реферата. При этом не следует слепо копировать программу.

В ходе дальнейшей работы план реферата должен приобрести более стройный и логически завершенный характер. В плане следует предусмотреть рациональное соотношение композиционных частей реферата. Обычно реферат содержит введение, изложение материала исследования (основная часть), заключение и указатель источников и литературы (библиография). Основную часть в ряде случаев разбивают на главы или параграфы и дают им заглавие. Главы реферата должны соответствовать основным вопросам, раскрывающим содержание темы. По этим вопросам в процессе написания реферата необходимо будет сделать обобщения.

Во вступительной части четко и кратко обосновываются выбор темы, актуальность проблемы, дается обзор литературы, ставятся задачи исследования, анализируются основные теоретические положения по теме реферата.

В основной части реферата излагается содержание проблем исследования. Эта часть обычно разбивается на две-три главы. Не следует гнаться за обилием вопросов. Это может привести к неглубокому, поверхностному освещению материала и к тому, что слушатель не уложится в отведенное для его выступления время.

При написании реферата необходимо стремиться к логической стройности изложения материала. Весь реферат должен представлять единую цепь доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, ее различные аспекты. В заключении следует изложить выводы, к которым автор реферата пришел в результате изучения проблемы.

После того как собранный материал систематизирован и осмыслен, составлен план и написан черновой вариант работы, текст реферата нужно обязательно отредактировать.

Цель редактирования - улучшение стиля изложения, устранение повторов, дублирования, многословия, проверка композиционной стройности, логичности и аргументированности работы. Только после этого можно приступить к переписыванию реферата набело.

Литературное оформление - важнейшая составная часть работы над рефератом. При оформлении текста необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к реферату.

Реферат, как правило, имеет объем 15-20 страниц. Текст размещается на одной стороне стандартного листа. Листы должны быть пронумерованы и иметь поля (3-4 см) для замечаний рецензента.

На первой странице (титульном листе) указываются: полное наименование вуза, тема реферата, курс, учебная группа, специальное звание, фамилия и инициалы автора. На второй странице приводится план (оглавление) реферата с указанием страниц, глав, разделов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.068 с.)