Оперативные и исполнительские цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оперативные и исполнительские цели



Оперативные цели — это цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп (бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов). Чаще всего они производны от функциональных целей, но могут вытекать непосредственно из миссии — в случае, когда в организации реализуется процессный подход в управлении и основой ее структуры являются бизнес-процессы.

Исполнительские цели (их чаще называют рабочими задачами или даже инструкциями) представляют собой операционализированный (расписанный по конкретным исполнителям) вариант оперативных целей.

Организационные цели оказывают определяющее влияние на все остальные подсистемы организации, ее строение и эффективность.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Все ресурсы обычно подразделяют на природные и экономические.

1.Природные ресурсы — это компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов: минеральные, биологические, земельные, климатические, водные. Природные ресурсы бывают также исчерпаемые, в том числе, возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).

2.Экономические ресурсы в самом общем плане — это источники и средства обеспечения производства.

Организационные ресурсы относятся к экономическим, их можно рассматривать как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. В их состав включают: человеческие ресурсы (трудовые, людские); финансовые ресурсы (денежный капитал); материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал); информационные ресурсы.

Иногда в этот перечень включают технологические ресурсы, но в нашем случае технология рассматривается не как ресурс, а как подсистема организации, «отвечающая» за преобразование ресурсов.

В современной теории и практике управления люди рассматриваются как ключевой элемент организации и наиболее ценный ресурс организации; управление ими превращается в одну из стратегий; развитие персонала превращается в статью инвестиций, а не затрат.

Понятие ресурсного приоритета

В каждой организации есть свой ресурсный приоритет — тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности. Так, для банка это будут финансовые ресурсы, для завода — материальные, для образовательного учреждения — человеческие.

В сущности, ресурсный приоритет обозначает ведущий профиль деятельности. Это, конечно, не значит, что остальные ресурсы остаются без внимания — с точки зрения внутриорганизационных процессов они равноценны, здесь речь идет именно об обозначении предмета организационной деятельности.

Внешняя среда организации

Система факторов внешней среды

Под внешней средой организации понимается совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов.

В рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам организации (в эпоху индустриального общества). В современных концепциях большое значение в развитие организации отводится факторам внешнего окружения (постиндустриальное общество), см. таблицу 4.

 

Таблица 4 - Сравнительная характеристика индустриального и постиндустриального обществ

Характеристика Индустриализм Постиндустриализм
Организационное окружение Государственное регулирование экономики Стандартизация «Заботливое» государство Массовый маркетинг Глобальная конкуренция Деконцентрация капитала Фрагментация рынков и международная децентрализация производства Рост требований к качеству продукции и услуг Увеличение возможностей потребительского выбора Рост социальных движений Плюрализм и разнообразие
Технологии Массовое (конвейерное) производство Рутинные технологии Упор на производство товаров (предметов) Ориентация на рост объемов производства Гибкие производства, автоматизация рутинных процессов Компьютерные технологии Упор на производство услуг и информации Ориентация на качество Инновационность
Социальные структуры Бюрократические Иерархии с выраженными вертикальными коммуникациями Специализация Вертикальная и горизонтальная интеграция Направленность на контроль Новые структуры (сетевые, виртуальные, альянсы) «Плоские» иерархии с горизонтальными коммуникациями и распределенной ответственностью Неформальные механизмы власти и влияния (участие, культура, взаимодействие). Вертикальная и горизонтальная дезинтеграция
Культура Доминируют стабильность, традиции, обычаи Организационные ценности: рост, эффективность, стандартизация, контроль Доминируют неопределенность, парадокс, мода Организационные ценности: качество, удовлетворенность клиентов, разнообразие, инновации
Физическая структура (время-пространство) Концентрация людей в промышленных центрах Региональная и национальная направленность Линейность течения времени Децентрализация расселения Уменьшение расстояний, «сжатие» пространства за счет развития транспорта и технологий Глобальная направленность «Сжатие» времени
Природа труда Рутинный Функциональная специализация задач и работ «Производственные» навыки Привязка к одной сфере деятельности и к месту работы Преобладание наемного труда Узкая и пожизненная квалификация Сложный, диверсифицированный Когнитивные навыки Кроссфункциональная работа в командах Отсутствие зависимости между местом жительства и работы Возрастание роли обучения и переобучения Расширение возможностей для собственного дела Смена сфер и видов деятельности на протяжении жизни

В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев.

Первый слой — это тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.

Второй слой — общая или генеральная среда — включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.

Третий слой — глобальная среда — это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

Рассмотрим данные факторы более подробно

Факторы деловой среды

Потребители — это индивиды и компании, приобретающие товары и/или услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.

Партнеры — это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации — поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.

Регуляторы — это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.

Конкуренты — это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция — один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.

Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое (а не декларируемое) влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании — разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д.

Факторы общей среды

Культура — история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.

Экономика — степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.

Социум (социальные факторы) — демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.

Законы — общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.

Политика — распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния — борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.

Факторы глобальной среды

Технологическая среда — знания, информация, развитие науки и техники. Отражает степень развития производительных сил в целом. Важнейшие технологические изменения, оказывающие влияние на бизнес во всех странах — это технический прогресс, ведущий к появлению новых материалов и технологий, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Международная среда — это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение, как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.

Все перечисленные факторы следует рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы. Действие факторов деловой среды — это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды — производное от глобальной, и действие всех их — производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе — особенно в современной России — невозможен без учета политических факторов (общая среда) и использования современных технологий (глобальная среда). Вся система факторов ВС пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы (совокупность теорий) и философии управления, можно отнести следующие:

-структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;

-усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;

-«горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;

-инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;

-стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;

-управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

Свойства внешней среды

Внешняя среда обладает рядом свойств, среди которых, с точки зрения воздействия на организацию, самыми важными являются сложность, подвижность и неопределенность.

1. Сложность — статический параметр — мера количества и разнообразия факторов ВС, влияющих на организацию.

2. Подвижность (изменчивость) — динамический параметр — степень изменения самих факторов и силы их воздействия.

3. Неопределенность — это свойство, имеющее двоякую природу.

С одной стороны, неопределенность — производное от сложности и подвижности. Разные их соотношения приводят к возникновению разных степеней неопределенности, что показано в таблице 11.2.

С другой стороны, неопределенность — это субъективный параметр, отражающий степень понимания менеджерами и членами организации того, что происходит в ВС.

Неопределенность связана, с одной стороны, с фактическим недостатком информации, с другой — с осознанием менеджерами потребности в информации (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Взаимосвязь свойств внешней среды

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность: · большое число факторов · они не похожи друг на друга · они в основном не меняются Высокая неопределенность: · большое число факторов · они не похожи друг на друга · они постоянно изменяются
Низкая Низкая неопределенность: · небольшое число факторов · факторы достаточно схожи · они в основном не меняются Умеренно высокая неопределенность: · небольшое число факторов · факторы достаточно схожи · они постоянно изменяются

Для менеджера, не видящего и не понимающего, что вокруг его организации что-то происходит, степень неопределенности внешней среды будет минимальна. И наоборот, можно в простых ситуациях и действиях контрагентов видеть (пытаться видеть) какой-то скрытый смысл и т.д.

В этом случае для человека, пытающегося расшифровать эти смыслы, степень неопределенности внешнего окружения будет высокой. Эта связь показана в таблице 6.

 

Таблица 6 - Связь между свойствами внешней среды и информацией



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.019 с.)