Социометрический анализ группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрический анализ группы



Социометрия — теория измерения межличностных отношений. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Позволяет получить информацию: о социально-психологических отношениях в группе; о статусе людей в группе; о психологической совместимости и сплочённости в группе.

Использование социометрии позволяет снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать в более глубоких источниках.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев: 1-формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения. 2-двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых. 3-прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида. 4-сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При проведении социометрии, возможны два варианта: I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии. II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким: готовятся списки членов группы; каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы: заголовок; инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов; подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

 

Процессы управления: понятие, свойства, основные этапы осуществления.

Процесс управления — это деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления с помощью выбранных методов для достижения намеченных целей.

Свойства: изменчивость (процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управления): устойчивость (проявляется в возникновении и закреплении связей процесса управления между осуществляющими его звеньями); непрерывность (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерывасмость процесса управления); дискретность (дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противоположно ему, процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс для активной организационной работы на этапе решения.) последовательность (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); цикличность (повторяемость процессов управления во все новых и новых циклах).

Основные этапы процесса управления: управл-й процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов – целеполагание(появление новых целей и структурирование новых задач), оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

 

Типы процессов управления.

Линейный (характеризуетсяся строгой последовательностью осуществл-я его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относит-но цели воздействия, ситуации и т.д. Чаще всего линейный тип управления используется в типовых ситуациях и тогда, когда принимаются повторяющиеся либо элементарные решения.);

Корректируемый (предполагает необходимость доп корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующегого этапа. Этот тип используется в том случае, когда сущ-ет некоторая неопред-ть.);

Разветвленный (заключ в методологическом разделении работ по частям на опред этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возм-ть обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единств-го решения в данной ситуации.);

Ситуационный (характер-ся тем, что возникает как бы в зависимости от ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже выработки решения.);

Поисковый (исходит из полной ясности цели воздействия, но при этом невозможно оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабат-ся на основе цели и наиб общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации).

Управленческие решения: понятие, классификация.

Управленческие решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение –это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Этапы: формирование цели, анализ и выявление ограничений, этап принятия решения, воздействие (мотивация), реализация и оценка.

Классификация

1)По характеру процесса принятия решения: - интуитивные - принимаются на основе его способности предвидеть результаты. - решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. - рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

2)По количеству альтернатив: - стандартные -однозначный выбор. - многоальтернативные. - инновационные -выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

3)По частоте принятия решений: - единовременные -решения крупных проблем(создание,ликвидация компании). - циклические - решения проблем, имеющих известный цикл(решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год); частые - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени.

4) По степени влияния на будущее организации: - стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели. - Тактические - (конкретные методы достижения первых; - оперативные — решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня. - стабилизационные - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

5) По степени запрограммированности: - запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; -незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

6) По масштабам: - глобальные - охватывают всю организацию в целом; - локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

7) По продолжительности периода реализации: - долгосрочные (более пяти лет); - среднесрочные (от одного года до пяти лет); - краткосрочные (менее одного года).

8) По направленности воздействия: внешние, внутренние.
9) По обязательности выполнения:- директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; -рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; -ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

10) По функциональному назначению :-регулирующие - определяют метод выполнения действий; -координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; - контролирующие - направлены на оценку результатов.

11) По широте охвата:- общие - распространяются на всю компанию в целом; - специальные - рассматривают отдельные вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.007 с.)