Профессиональное здоровье менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное здоровье менеджера



Цель: сформировать умение диагностики и коррекции типа поведения А как одного из факторов профессионального здоровья менеджера.

 

План

1. Знакомство с концепцией профессионального здоровья в отечественной науке.

2. Проведение опросника поведения типа А (шкала Положенцева С.Д. и Руднева Д.А.).

3. Обсуждение результатов диагностики и возможностей применения опросника в практике психологического консультирования.

 

Оснащение и порядок работы

В начале занятия студенты знакомятся с основными положениями концепции профессионального здоровья в отечественной психологии. Систематизируются основные факторы профессионального риска, влияющие, влияющие на профессиональное здоровье менеджеров. Рассматриваются характеристики и последствия поведения типа А.

Далее каждый студент получает шкалу диагностики поведения типа А, ключ к обработке и знакомится с инструкцией по ее проведению. Работа с опросником проводится индивидуально.

На завершающем этапе занятия ответы испытуемых обсчитываются по показателю выраженности поведенческого стереотипа в целом и по каждой из 9-ти субшкал дифференцировано. Полученные результаты анализируются. Обсуждаются возможности применения опросника в работе практического психолога по ранней диагностике и коррекции данного поведенческого стереотипа у менеджеров.

 

Методические рекомендации по изучению темы

При обсуждении проблемы обеспечения профессионального здоровья менеджеров и необходимости ранней диагностики и коррекции у них поведения типа А следует обратить внимание на следующие положения:

- концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности и профессионального долголетия;

- профессиональная деятельность менеджеров отличается высоким нервно-психическим и эмоциональным напряжением;

- одним из наиболее важных факторов профессионального риска у менеджеров выступает тип поведения А, который приводит к высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе;

- ранняя диагностика и психологическая коррекция поведения типа А у менеджеров позволяет повысить продуктивность их работы и сохранить профессиональное долголетие.

 

Литература

1. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.

4. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (4 часа *)

 

Конфликты в организации

Цель: сформировать умение анализа «человеческого» аспекта в организационных конфликтах и ведения переговоров в ситуации конфликта интересов.

 

План

1. Знакомство с современными представлениями о конфликтах.

2. Прогнозирование потенциальных конфликтов при организационных нововведениях.

3. Ведение переговоров в ситуации столкновения интересов сторон.

4. Обсуждение способов работы с конфликтами в организации.

 

Оснащение и порядок работы

В начале занятия студенты знакомятся с современными представлениями о природе и функции конфликта в организации. Рассматривается практическая проблема «работы» с конфликтами в организации и психологическая составляющая организационных конфликтов.

Далее студенты переходят к выполнению первого задания: прогнозированию потенциальных конфликтов в ситуации организационных нововведений. При этом сначала моделируется ситуация организационных нововведений и выделяются перечень возникающих проблем. Затем предлагается проанализировать «человеческие» аспекты этих организационных проблем. В завершение задания необходимо предложить рекомендации по устранению или смягчению негативных последствий решения организационных проблем. Работа проводится в небольших группах по3 – 4 чел. в каждой.

Во втором задании студентам предлагается провести ролевую игру: переговоры в ситуации столкновения интересов сторон. Для этого вводится примерный сюжет ситуации. Ролевая игра проводится в группах по 3чел.: два участника переговоров и один наблюдатель. По окончании работы каждая группа сообщает о своем опыте и наблюдениях.

На завершающем этапе занятия подводятся итоги и обсуждаются возможные способы работы психолога с конфликтами в организации.

 

Методические рекомендации по изучению темы

При обсуждении проблемы работы с конфликтами в организации и собственно психологического аспекта этой проблемы следует обратить внимание на следующие положения:

- на сегодняшний день традиционная проблема «как избежать конфликтов» сменяется практическим вопросом «как работать с конфликтами»;

- задача управления конфликтами сводится к переводу конфликта в конструктивные формы, позволяющие использовать его позитивный потенциал и минимизировать возможные деструктивные последствия;

- основная задача организационного психолога состоит в том, чтобы вычленять «человеческий» аспект в организационных конфликтах и использовать адекватные методы работы, направленные именно на психологические составляющие конфликтов;

- работа психолога с конфликтами в организации может рассматриваться не как изолированная, а в рамках стратегии формирования организационной культуры.

 

Литература

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2001. – 400с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

2. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с.

3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384с.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.

6. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.

 

Примерные вопросы к экзамену

1. История психологии труда за рубежом.

2. История психологии труда в России.

3. Становление и основные проблемы инженерной психологии и эргономики.

4. Предмет и основные направления исследований современной психологии труда.

5. Труд как предмет междисциплинарных исследований.

6. Место психологии труда в системе психологических наук.

7. Смежные с психологией труда психологические дисциплины.

8. Понятие труда, виды и признаки труда.

9. Стороны труда и проблема их соответствия.

10. Соотношение эргатической и трудовой функции.

11. Виды эргатических функций.

12. Понятие профессии и аспекты ее рассмотрения.

13. Основные составляющие трудового поста.

14. Отличительные особенности рабочего места.

15. Соотношение понятий методика, процедура, метод, профессиональная идеология и профессиональная мораль.

16. Методы построения и совершенствования теоретических объектов.

17. Эмпирико-познавательные методы психологии труда.

18. Преобразующие методы психологии труда.

19. Соотношение понятий профессия, специальность и специализация.

20. Профессиограмма и ее составляющие.

21. Подходы к изучению профессий и построению профессиограмм.

22. Понятие профессионально-важных качеств и компетенций.

23. Профессиональная пригодность и ее структурные компоненты.

24. Классификации профессий.

25. Образ мира у разнотипных профессионалов.

26. Удовлетворенность работой и ее потенциальные последствия.

27. Виды организационной приверженности.

28. Предубеждения и способы их преодоления.

29. Содержательные теории трудовой мотивации.

30. Процессуальные теории трудовой мотивации.

31. Мотивирование посредством планирования работы.

32. Стадии профессионализации человека.

33. Мотивационная и операциональная сферы профессионализма.

34. Противоречия и кризисы профессионального развития.

35. Понятие профессиональной деформации

36. Особенности профессионального обучения.

37. Отличительные признаки профессионального самоопределения.

38. Структура профессионального самосознания.

39. Основные направления профориентации и психологической поддержки населения.

40. Дифференциально-типологический подход в профориентации.

41. Понятие карьеры, типы карьеры.

42. Стадии развития карьеры.

43. Свойства интегральной индивидуальности.

44. Теория взаимодействия и основные измерения личности.

45. Способности и их проявления в работе.

46. Концепция индивидуального стиля деятельности.

47. Внешние и внутренние условия формирования индивидуального стиля деятельности.

48. Стратегии работы с человеческими ресурсами в современных условиях.

49. Оценка успешности профессиональной деятельности сотрудников в процедурах аттестации.

50. Прогнозирование профессиональной пригодности потенциальных сотрудников в процедурах отбора персонала.

51. Понятия продуктивности и работоспособности.

52. Динамика и уровни рассмотрения работоспособности человека.

53. Концепция состояния «потока» в профессиональной деятельности.

54. Состояние утомления, степени выраженности утомления.

55. Состояние монотонии и возможные направления оптимизации.

56. Профессиональный стресс, основные концептуальные подходы.

57. Отличительные признаки рабочей группы.

58. Структура рабочей группы.

59. Понятие и виды совместимости в группе.

60. Отличительные характеристики современной команды.

 

 

 

 

 

Учебное издание

МКРТЫЧЯН ГЕРАСИМ АМИРОВИЧ

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психология труда» для студентов специальности

Педагогика и психология

Психология

В авторской редакции

Технический редактор С.П.Никонов

Верстка, оформление и вывод оригинала макета Ю.А.Шаравина

 

Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001 Подписано в печать

Формат 60х84/16. Усл. печ. листов 1,6 Тираж экз. Заказ

 

Издатель: Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П. Гайдара

607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36

 

Участок оперативной печати АГПИ

607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К. Маркса, 36
 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.027 с.)