Подъемно-транспортного оборудования и тары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подъемно-транспортного оборудования и тары



На предприятиях торговли при выполнении погрузочно-разгрузочных работ используются краны, грузоподъемные тали, лифты, подъемники, транспортеры, рольганги, уравнительные площадки, самоходные погрузочные машины, тележки. Выбор подъемно-транспортных средств зависит от характера технологического процесса, вида и массы перемещаемого груза, тары и т.д.

При устройстве, установке и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования необходимо руководствоваться отраслевыми правилами охраны труда, “Правилами устройства и безопасности эксплуатации лифтов”, “Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, ГОСТ 12.2.003-91, а также требованиями безопасности, изложенными в стандартах и технических условиях на оборудование других видов. Предприятия торговли являются владельцами подъмно-транспортного оборудования. Однако техническое обслуживание этого оборудования и надзор за ним осуществляют по договору, как правило, специализированные организации.

Грузоподъемные машины перед пуском в работу и периодически в процессе эксплуатации подвергают техническому освидетельствованию (осмотру и испытаниям). При полном техническом освидетельствовании производят осмотр, статические и динамические испытания грузоподъемных механизмов.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в их паспорт и специальный журнал. На каждом грузоподъемном механизме указывают, кроме инвентарного номера, допустимую рабочую нагрузку.

Освидетельствование подъемно-транспортного оборудования производится органами Госнадзорохрантруда (краны, лифты), специализированной организацией, осуществляющей обслуживание лифтов, или инженерно-техническим персоналом предприятия (краны с ручным приводом, поворотные краны, тельферы, электро- и авто-погрузчики, штабелеукладчики).

Съемные грузозахватные приспособления (траверсы, стропы, цепи и т.д.) и тара подлежат в процессе эксплуатации периодическому осмотру их собственником в сроки, установленные заводом-изготовителем. Они должны иметь клеймо, табличку или надпись с указанием собственной массы и предельной массы груза, для транспортировке которого они предназначены. Тара, используемая на предприятиях, должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.010-82 и “Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию № 1042-73”.

Обслуживание подъемно-транспортных машин и механизмов и управление ими поручают специально обученным и аттестованным лицам.

Лифты, устанавливаемые на предприятиях, подразделяются на пассажирские, грузовые с проводником и без проводника. На торговых предприятиях используются также грузовые малые лифты грузоподъемностью 40, 100 или 250 кг, у которых кабина имеет площадь пола 0.36, 0.64 или 1м2 и высоту 0,8 или 1,2 м.

Лифт включает в себя лебедку и подвешенные на ее канатах (цепях) кабину и противовес, которые перемещаются по направляющим в специальной шахте. Шахта имеет ограждение со всех сторон и по всей высоте. Входные и погрузочные проемы в шахте закрываются дверями. Предусматривается ограждение кабины лифта на всю высоту. Кабина лифтов пассажирских и грузовых с проводником должна быть оборудована дверью. Можно не оборудовать дверью кабину грузовых лифтов без проводника.

Лифты имеют устройства безопасности: концевые выключатели, ограничители скорости, ловители, амортизаторы, кнопки “Стоп”, автоматические замки, контакты безопасности.

Концевой выключатель обеспечивает автоматическое снятие напряжения с электродвигателя лебедки и наложение механического тормоза при переходе кабины лифта верхней остановки не более чем на 200 мм.

Ограничитель скорости приводит в действие ловители, если скорость движения кабины (противовеса) вниз превысит ее номинальное значение не менее чем на 15%.

Ловители резкого или плавного торможения должны останавливать и удерживать кабину и противовес на направляющих при превышении допустимой скорости движения их вниз, включая и случай обрыва каната.

Амортизаторы, установленные в нижней части шахты (в приямке), предназначены для смягчения удара кабины или противовеса при переходе ими нижнего рабочего положения.

В кабине лифта пассажирского или грузового с проводником на кнопочной панели устанавливается кнопка “Стоп” для экстренной остановки с замедлением не более 10 м/с2.

Каждая дверь шахты лифта оборудуется автоматическим замком, запирающим ее прежде, чем кабина отойдет от уровня посадочной (загрузочной) площадки на расстоянии 150мм.

Двери шахты и кабины должны быть оборудованы контактами безопасности, предотвращающими пуск и движение кабины, если хотя бы одна из створок дверей не закрыта.

Контакты подвижного пола кабины пассажирского лифта контролируют количество пассажиров в кабине.

Лифты имеют систему управления и освещения.

Эксплуатация лифтов возможна только после их регистрации, технического освидетельствования и получения разрешения на пуск. Все вновь установленные, а также подвергавшиеся реконструкции лифты, кроме грузовых малых, регистрируются в органах Госнадзорохрантруда. Техническое освидетельствование вновь установленных лифтов проводит инспектор госнадзора, а лифтов после реконструкции, капитального ремонта или окончания срока работы - инспектор госнадзора или специализированная организация.

Разрешение на пуск лифта в эксплуатации выдает в указанных случаях инспектор госнадзора или специализированная организация на основании результатов технического освидетельствования.

При техническом освидетельствовании лифта статическое испытание его производится нагрузкой, соответствующей фактической площади пола, занимаемой пассажирами, или нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 50 или 100%. Динамическое испытание лифта производят нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%. Полное техническое освидетельствование лифтов, включающее статическое и динамическое испытания, проводится не реже 1 раза в 3 года, периодическое (осмотр с проверкой срабатывания устройств безопасности) – не реже 1 раза в год.

Грузовые малые лифты учитывают в журнале грузоподъемных машин предприятия. Техническое освидетельствование этих лифтов проводят специализированные организации.

Ответственность за исправное состояние и безопасное действие лифтов на предприятиях возлагается приказом на представителя специализированной организации. Контроль за содержанием лифтов этой организацией осуществляют органы Госнадзорохрантруда.

Обслуживание пассажирских лифтов поручают диспетчерам (операторам) или лифтерам-обходчикам, управление грузовыми лифтами - проводникам или лифтерам. Работы по обслуживанию таких лифтов или управлению ими могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по специальной программе и сдавшие экзамены в учебном заведении.

Управление грузовыми малыми лифтами, а также грузовыми лифтами без проводника с обслуживанием более чем с одной загрузочной площадки может быть поручено работникам (например, грузчикам), пользующимся лифтами. Эти работники должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы комиссией данного предприятия-владельца с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов.

Техническое обслуживание лифтов и их ремонт проводят электромеханики - лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по специальной программе и аттестованные комиссией с участием представителя Госнадзорохрантруда.

В случае обнаружения неисправностей в работе подъемной установки необходимо отключить ее от электросети, вывесить предупредительный плакат “Лифт неисправен - не включать!” и уведомить о неисправности администрацию специализированной организации.

Подъемники, предназначенные только для перемещения грузов без проводника, учитывают в журнале грузоподъемных машин предприятия. Техническое освидетельствование и обслуживание подъемников проводит специализированная организация. Порядок и сроки технического освидетельствования подъемников определяют “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”.

Подъемники не требуют устройства шахты и машинного помещения. Транспортирование грузов производится в кабинах или на платформах, перемещающихся по направляющим на специальном каркасе. Двери в ограждениях подъемника на этажах имеют блокирующие устройства. Для аварийной остановки его предусмотрены ловители и концевые выключатели. Платформу грузовых подъемников можно ограждать с трех сторон при наличии устройств, предотвращающих сползание груза за ее габариты. Высота ограждения должна быть не менее 1 м со сплошной обшивкой внизу высотой не менее 0,2 м. Для платформ, на которые исключается выход людей, высота ограждения может быть уменьшена до 0,5 м. К кнопочной станции управления подъемником подводится сигнализация со всех этажей, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы. Здесь должны быть вывешены правила пользования им.

Управление подъемниками поручают обученным и аттестованным работникам предприятия, привлекаемым к погрузочно-разгрузочным работам.

При обнаружении неисправностей эксплуатацию подъемника прекращают до их устранения электромехаником специализированной организации.

Для перемещения грузов используют краны, электротали и лебедки. Техническое освидетельствование их проводится перед пуском в работу и затем периодически в следующие сроки: не реже одного раза в год - частичное, не реже одного раза в 3 года - полное освидетельствование (осмотр, статическое и динамическое испытания). Статическое и динамическое испытания грузоподъемных машин производятся нагрузкой, превышающей грузоподъемность, соответственно, на 25% и 10%.

Для перемещения и укладки тарно-штучных грузов в стеллажи или штабели на крупных складах предприятий торговли используются электрические мостовые краны - штабелеры опорного типа и электротали. Электротали перемещаются по монорельсам - подвесным путям, которые прочно крепятся к перекрытиям или колоннам. Минимальное расстояние от пола до крюка электротали, находящегося в верхнем положении, должно быть не менее 3 м. Каждая грузоподъемная машина с электрическим приводом снабжена концевым выключателем для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа. Концевой выключатель устанавливают так, чтобы после автоматической остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между ним и упором был в электроталях не менее 50 мм, во всех других грузоподъемных машинах - не менее 200 мм. Для исключения перегрузки (как правило, не более чем на 25%) грузоподъемные машины оборудованы ограничителями грузоподъемности. Грузоподъемные машины снабжены ограничителями нижнего положения крюковой подвески, тормозами, а некоторые из них - концевыми выключателями автоматической остановки механизмов горизонтального передвижения груза при подходе к упорам, блокировками, аварийными выключателями, средствами сигнализации, другими устройствами и приборами безопасности.

Лебедки устанавливают и закрепляют на фундаменте или раме, при этом для обеспечения их устойчивости на раму укладывают балласт с учетом двойной рабочей нагрузки. Наружные вращающиеся части лебедки, кроме барабана, закрывают съемными кожухами. Лебедки с электрическим приводом оборудуются электромагнитным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя, а лебедки с ручным приводом - храповым устройством и ручным ленточным тормозом.

К эксплуатации грузоподъемных машин, управляемых с пола, допускаются работники, привлекаемые к погрузочно-разгрузочным работам и транспортным операциям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.013 с.)