Раздел 2. Тематическое многообразие солдатских, рекрутских, бурлацких и каторжных песен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Тематическое многообразие солдатских, рекрутских, бурлацких и каторжных песен.



Солдатские и рекрутские песни

После разрушения Запорожской Сечи и уничтожения всех остатков автономии Украины Россия внедрила на украинских землях солдатство (солдат от лат. solidus - монета, итал. soldato - буквально: тот, что получает плату) - военную службу мужчин разных слоев населения, которая вскоре превратилась в рекрутскую повинность (рекрут - от франц. rekruter - набирать, вербовать) - способ комплектования российской армии путем принудительного набора от податных состояний новобранцев солдата, а от дворян - офицеров. Рекрутчина была трагической страницей в судьбе украинского крестьянства. Введенная Петром І в 1699 г. в России (когда перед войной с шведами было приказано провести набор 32 тыс. солдат), в XVIII ст., после уничтожения казацкого демократического государства, она охватила всю Восточную Украину. На Западной Украине было похожее явление - вербовка украинцев к Австро-венгерской армии. Служба в царской армии привела к появлению целого ряда тем, сюжетов, мотивов, образов, которые при новых общественных условиях вошли в народное творчество как отдельный слой фольклора в те времена. Нелегкая солдатская судьба стала темой народных рассказов, анекдотов, пословиц и поговорок. В песенном творчестве она породила новую жанровую разновидность лирики - солдатские и рекрутские песни. У них народ выражал свое отношение к новым историческим и политическим обстоятельствам, которые были неприемлемыми для украинцев, противоречили их национальной психологии крестьян-хлеборобов. Принудительная военная служба упала действительно страшным грузом на украинское крестьянство.

Рекрутская повинность (название «рекрут» появилась в 1705 г.) была страшным социальным злом. Прежде всего непомерной была сама длительность службы. За Петра І она была пожизненной, впоследствии срок уменьшился и в 1793 г. был сокращен до 25 лет, в 1834 - до 20, а позже -15,12,10 лет. С 1874 г., когда была введенная всеобщая военная повинность, служба длилась 7 лет. Потому не удивительно, что кроме уже названных новых явлений в устном народном творчестве, появились еще и рекрутские причитания, которыми сопровождался уход парня к войску. Они почти не отличались от причитаний, захоронений, потому что пожизненная или долговременная служба в войске фактически значила конец его жизни в семье, родном селе и знаменовала переход из «своего» мира в «чужой», где действуют чужие, незнакомые законы, неизвестное будущее и др.

На военную службу шли молодые, здоровые ребята, но много из них не доживали до завершения срока: погибали в войнах, от издевательств, наказаний, тяжелых условий жизни, болезней и др. Те, кому везло вернуться из войска, приходили домой калеками, больными, сломанными физически и морально. Годы жизни в войске были наполнены страшными событиями, сложными обстоятельствами, кровавыми картинами войны, нечеловеческими издевательствами. Тяжелые условия жизни и тоска за домом становились причиной самоубийств в армии. Большой трагедией было, когда в войско отдавали мужчину, который был женат, имел детей. Без хозяина семья была обречена на бедствование, женщина при живом мужчине без надежды на его возвращение становилась вдовой. Все эти явления солдатской жизни, связаны с ним перипетии и семейные драмы, нашли свое отображение в солдатских и рекрутских песнях. Как лирические произведения они воспевали трагическую судьбу солдата, раскрывали его внутренний духовный мир: мысли, чувства, переживания, порожденные нелегкой солдатской действительностью.

Ґенетично солдатские песни тесно связаны с казацкими. Некоторые из них - это просто несколько измененные варианты казацких песен, приспособленных к новым общественным обстоятельствам после упадка казачества. Порой у них только менялось слово «казак» на «солдат», а все содержание песни оставалось без изменений. Правда, возникло много новых песен, порожденных новой действительностью. Однако и у них есть много общих черт и образов с казацкими песнями: жизнь вдалеке от дома, тоска за родными, опасность, лишения, жестокая действительность - темы, которые роднят эти две жанровых разновидности общественно-бытовой лирики.

Специфика рекрутских песен заключается в изображении событий, порожденных явлением рекрутчины. Оно появлялось в народном воображении определенным этапом в человеческой жизни, что состоит из трех основных вех: отход к войску, служба и солдатская жизнь, возвращение домой или гибель. Эти разные по продолжительности периоды жизни солдата и составляют основные тематические циклы рекрутских песен.

Первый цикл - набор рекрутов и их провода к войску. Время набора до войска было переломным в жизни парня. Весть о наборе приходила осенью в виде «карточки» или «бумаги». Во времена крепостничества набором руководил господин (владелец села), который самовольно выбирал, кому идти в солдаты, руководствуясь личным отношением к людям. Выбор падал прежде всего на непокорных, мятежных ребят (которых отдавали в рекруты как наказание), тех ли, за кого не было кому вступиться. После реформы 1861 г. и отмены крепостничества, кому идти к войску разрешал сельский совет, к которому входили преимущественно зажиточные хозяева. Богатые люди имели возможность «откупить» своих сыновей или просто подкупить тех, от кого зависел набор. Потому жребий чаще всего падал на бедных людей: к войску должен был идти вдовий сын - или сирота. Эпизод рекрутского набора - одна из самых распространенных тем этого цикла. Он описан как страшное горе со всеми его атрибутами: ребят, которые должны были стать новобранцами, без предупреждения «ловили» там, где они были (дома, на поле, на барской работе), часто их вязали шнурами или запирали в кандалы. «Даже тогда, когда из села в набор должен был идти лишь один рекрут, староста с соцкими и десяцкими, взяв на подмогу несколько сильных дядь, ловили и вязали каждого, кого удастся поймать. Лишь после того, как наберут полный дом, начинают рассуждать, кого ставить «лобовым», кого на «основание», кого отпустить».

На сироту или вдовиного сына, как пелось в песне, судьба выпадала чаще всего: «А у вдовы один сын - и тот как раз под аршин». От времени, когда парня ловили, вся процедура сопровождалась причитаниями его родных (матери, сестер и братьев; жены, если он был женат, любимой девушки). Ритуал проводов парня к войску В. Балушок связывает с давним обрядом инициации, выводя его происхождение из княжеского периода, когда юноши отдавали из дома во двор князя или большого боярина, где он должен был стать воином-дружинником: «Об этом обряде дают представление поздние за фиксацией воинские песни-причитания и рекрутские песни, в основе которых... лежит давнее воинское причитание, что не дошло до нас».

Самым драматическим моментом, что становился кульминацией всего действия, потому что значил окончательный приговор парню, было принудительно и обязательное «бритье чуба» - парня стригли «на лысо», что было первым унижением человеческого достоинства. Этот эпизод широко воспроизведен в песнях. С особенным драматизмом он изображается в лирике карпатского и буковинского регионов, потому что именно на Закарпатье и Буковине парни кичились длинными волосами, кудри были определяющим элементом красивой внешности. Потому «бритье чуба» всегда сопровождается плачем парня, который не мог смириться со своей новой обезображенной внешностью. Драматизм этого новейшего ритуала делается выразительнее мотивом печали девушки, которая, вспоминая милого, думает о том, как ей еще с детства нравились его локончики, и она начинает их собирать:

Волосы мои, где-то сия дело? На облако летело, за Дунай падало

В кошицкой касарне на облако летело, милого собирала, жалостно плакала.

Очевидно, действительно был такой обычай, что жена или девушка собирала волосы новобранца во время, когда его стригли, потому что во многих песнях, где говорится о печали молодой жены или девушки за любимым, она вспоминает его, глядя на кудри, прибитые к стене. Да и сам эпизод собирания кучеров встречается неоднократно.

О. Потебня указывает на распространенный мотив опавших листьев в рекрутских песнях, который звучит параллельно с мотивом опадения остриженных волос или ассоциируется с ним (на основе символического сравнения парня с деревом - дубом, явором).

Бритье чуба было окончательным прощанием юноши со своей жизнью на свободе и началом тяжелых скитаний на чужбине. Тема набора к войску завершается мотивами прощания парня с родными и проводами всего села с предчувствием, что он погибнет, не вернется. Здесь используется тот же прием невозможного: новобранец говорит матери или сестре посеять на камне песок и, когда он взойдет, это будет значить его скорое возвращение. Провода из села изображаются в символических образах, цель которых - передать тяжелую кровавую дорогу, что ею гонят новобранцев:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.005 с.)