Понятие ролей и ролевая теория личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие ролей и ролевая теория личности.



Роль — это модель или тип поведения, ожидае­мые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя опреде­ленной социальной позиции. Облада­тель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставля­ет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на челове­ка в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и дру­гими факторами. Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетво­ряет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть спе­цифические ситуации этой «дозволенности». Диа­пазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихо­томия роли. Также чем выше у индивида социальное положение, тем по­зволительнее ему «необычное поведение». Специализация в одной определенной роли имеет даже экономический смысл — особенно в плане рас­пределения труда — так как очевидно, что один человек не может справиться с разнообразными тре­бованиями и «заданиями», предъявляемыми ему обществом.

Билет 10:

Социологическая теория: определение и структура.

Социологическая теория — это теория о соци­альных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определен­ные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляю­щей теории являются «понятия». теоретические поня­тия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус. Можно выделить несколько типов социологичес­ких теорий.

— Объясняющая теория выявляет и изучает со­циальные причины существующих в обществе яв­лений.

— Прогнозирующая теория стремится прогнози­ровать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.

— Классифицирующая теория является в боль­шей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявле­ние наиболее отвлеченных существенных призна­ков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории.

— Функциональная теория относится к класси­фицирующим теориям. Она классифицирует и ин­терпретирует явления и их последствия. Функцио­нальная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздей­ствие каждой части на целое.

Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или на­правление науки. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория бази­руется на отношениях факторов, переменных, по­нятий. «Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть спосо­бом к открытию новых взаимосвязей и закономер­ностей.

Уровни социологического знания:

  1. Теоретическая социология
  2. ТСУ
  3. Отраслевая социология
  4. Эмпирический уровень

 

Билет 10:

Метод наблюдения.

Конт определял в социальной системе две ос­новные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде все­го структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает из­менение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и дина­мики применяется метод наблюдения, опыта и срав­нения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального раз­вития.

Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз­нообразными и многозначными причинными свя­зями, но, изучая общество достаточно долго и тща­тельно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие зако­ны общественных событий и явлений.

По мнению Конта, теологичес­кий и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем.

Само наблюде­ние также представляет собой метод сбора инфор­мации, так как путем участвующего (включенно­го) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведе­ния о явлениях, к которым другие методы не под­ходят.

 

Билет 11:

Теоретический и эмпирический уровни социологии.

В самом широком значении к «теории» отно­сится все, что является формальным или отвле­ченным в противоположность эмпирическому. С по­мощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное преж­де всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.

Хотя теория отражает сущность рассматривае­мого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Напри­мер, положение о том, что члены общества разде­ляются на социальные слои — не теория, а эмпи­рический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет со­бой уже социологическую теорию.

Уровни социологии:

  1. Теоретический
  2. соц. теор. среднего уровня
  3. Отраслевые соц-ии
  4. Эмпирический уровень.

Эмпирический социологический уровень теоретический уровень тесно связаны между собой и один не мыслим без другого. Только их совместное существование делает любую науку возможной: эмпирические факты, полученные на основе теорий даёт возможность построения новых теорий, базирующихся на полученных от исследований данных, выдвигают новые гипотезы, подтвердить которые можно только прибегнув к эмпирическому.

 

Билет 11:

Понятие ценности в социологии.

термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов).

 

Понятие Ц. играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение" в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы. Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка).

Билет 12:

Понятийный аппарат социологии и его уровни.

Социология имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки. Социологическое понятие абстрактно в том отно­шении, что не соотносится с действительностью не­посредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные призна­ки объекта хотя непосредственно и не указывает, что конкретно имеется в виду.

Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя соб­ственно социологические термины (которыми опе­рирует социологическая теория), термины, заим­ствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология долж­на, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выпол­нять функции собственно научных понятий, а имен­но функцию типизации, классификации и описа­ния явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контро­лируемостью, чтобы функционировать как науч­ные понятия.

Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социо­логических исследований и разработки теории.

 

Билет 12:

Партия как социальный институт.

Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Перечисленные функции выполняются адми­нистративными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удов­летворение потребностей способами, которые регу­лируются принципами общежития.

ПАРТИЯ политическая - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части людей, отстаивающая ту или иную идею организации или трансформации общества, устремленная к достижению политической власти или участию в ней для реализации своих программных установок.

Зарождение П. традиционно относят к Античному миру, когда в Древней Греции и Древнем Риме возникают особые группы людей, активно отражающие интересы различных общественных слоев. Однако предшественниками П. современного типа принято полагать политические организации, возникшие в ходе борьбы буржуазии против абсолютной монархии, в процессе становления политической системы и политической жизни раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки в конце 17 - начале 18 в. Окончательно современный облик политических П. сложился в 19 в. Это было тесно связано с введением всеобщего избирательного права, послужившего значительному развитию представительной системы. Именно П. стали индикатором осознания своих интересов различными группами населения с учетом истории и традиций общества: П. являются продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Весьма значима роль П. в отборе и формировании лидеров и элит для всех уровней политической системы. В зависимости от типа своей организационной структуры П. могут быть кадровыми и массовыми. Кадровые П. активизируются в основном во время предвыборных кампаний. Они немногочисленны. В них отсутствует система членства, регулярная уплата взносов и другие организационные элементы. Для массовых П. характерны многочисленность сторонников, сложная организационная и иерархическая структура, партийная дисциплина, система членства с уплатой взносов. Возглавляют их профессиональные политики. По отношению к правящему политическому режиму П. делятся на правящие и оппозиционные. В зависимости от идеологических позиций, П. можно подразделить на идейно-политические (реформистские, консервативные, реакционные, революционные); прагматические, или избирательные, фактически действующие лишь в период предвыборных кампаний; харизматическо-вождистские, полнота власти в которых сосредоточена в руках вождя, лидера (ленинско-сталинская, маоистские, гитлеровская).

Классификации П. не могут носить статичного характера. Одни и те же П. воплощают в себе признаки разных классификаций.

Билет 13:

Понятие общества: признаки и определения

общество есть объединение людей, основанное на деятельностном взаимодействии; общество есть система субъектного типа, основанная на деятельностном взаимодействии людей. В обоих случаях видовое отличие остается одним и тем же. Не исключены и другие определения понятия "общество". Но логически корректными они будут в том случае, если в них будет указан ближайший род и видовое отличие. Что касается содержательной стороны определения, то едва ли можно предложить в качестве видового отличия другой признак, чем деятельностное взаимодействие людей.

 

Билет 13:

Социальные институты и их определения.

социальный институт - это ор­ганизованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Существуют отличительные признаки социальных институтов.

1. Они делают возможным удовлетворение раз­личных потребностей.

2. Они регулируют действия индивидов в рам­ках социальных отношений, т. е. обеспечивают вы­полнение желаемых действий и подавление неже­лательного поведения.

3. Они обеспечивают непрерывность обществен­ной жизни, в том числе и при изменениях в соста­ве членов общества.

4. Они соединяют стремления, действия и отно­шения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противо­общественные акции.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность ста­новится незначительной или совсем исчезает, то существование инсти­тута оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве слу­чаев его жизнь довольно быстро прекращается. есть важные, в высшей степени необходимые инсти­туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важней­шим можно было бы причислить и институт науки.

Билет 14:

Общественное сознание как понятие социологии

Коллектив­ное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются сред­ними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего явля­ется унификация социального поведения. Коллек­тивное сознание базируется на существующих в об­ществе ценностях.

Коллективность выражает нормативный харак­тер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, ба­зируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.

 

Билет 14:

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран;

2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом - экономикой;

3. В самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна;

4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них - отношения собственности;

5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса);

6. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим;

7. Если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и не пропуская ни одной формации.

 

Билет 15:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.043 с.)