Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действия ндд числами, полученными от измерения величин
Действия над числами, полученными в результате измерения величин, подчиняются тем же законам, что и действия над числами в пределах 100, 1000 и многозначными числами. Действия над числами, полученными от измерения величин, опираются на знание учащимися единиц измерения и их соотношение, а также умение выразить одни меры другими. Школьники с нарушением интеллекта не всегда учитывают своеобразие этих чисел и нередко буквально переносят на них правила действий над многозначными числами, что нередко приводит к многочисленным ошибкам. Например: 30 см+5 мм=35 см (или 35 мм) 25 см—5 мм=20 см (или 20 мм) 1 м 5 см х 3=45 см 45 р.:6=7 (ост. 3) 264 _76 р. 7 к. 66 р. 69 к. 10 р. 58 к. (единицы копеек ученик вычитает верно, но десяток копеек занял из вычитаемого (6), у него осталось 5 дес. Он их переписывает в ответ. Рубли он не занимал (забыл), поэтому действие с рублями сделал верно) 117дм 99 дм 5 см 17 дм 95 см (считает, что в 1 дм — 100 см) _8м 3 м 60 см 5 м 60 см (в ответ записывает количество сантиметров вычитаемого, а вычитает только в метрах) _2 км 6 м 1 км 8 м 1 км 8 м (ученик или переписал вычитаемое, или вычитал, не обращая внимания на пропущенные нули, но при этом еще вычитая метры, занял 1 км, но забыл об этом при вычитании километров и получил 1 км 8 м.) 117 дм 99 дм 5 см 112 дм (неправильно вычисляет числа, выраженные в дециметрах, а на число в сантиметрах не обращает внимание) _ 76 р. 7 к. 66 р. 69 к. 10 р. 58 к. (занимает один десяток из числа десятков вычитаемого, а остаток пишет в ответ) При изучении этой темы важно не только исправлять, н<> и предупреждать ошибки учащихся. При изучении сложения и вычитания чисел, полученных <я измерения величин, важно соблюдать определенную последовн тельность. Всегда решение примера надо начинать с его предвари тельного анализа, т. е. формировать ориентировочную основу дей ствий. Постоянно ставить перед школьниками требование: прежде чем решить примеры с наименованием, надо внимательно посмотреть на наименования компонентов действий, подумать, какие со отношения между числами с мелкими и крупными наименованиями, где нужно вставить недостающие нули, и только после этого приступить к вычислениям. 8 м 67 см—5 м 8 р. 67 к.—38 к. Можно решать эти примеры устно путем рассуждений: если из / р. 50 к. вычесть 7 р., то останется только 50 к. Можно раздробить крупные меры в мелкие: 7 р. 50 к.=750 к. 7 р.=700 к., 750 К.-700 к.=50 к. Можно решить примеры письменно с записью в столбик:
7 р. 50 к. 7 р. 00 к. БТГкГ
Сложение и вычитание Действия над числами, полученными от измерения величин, выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения. 1. Сначала рассматриваются те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими.
15 м—7 м 92 см-27 см 2. Затем рассматриваются действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами: а) заменить крупные меры мелкими, т. е. выразить компоненты 5 дм+4 см=? 5 дм=50 см, 50 см+4 см = 54 см=5 дм 4 см. 5 м+75 см=5 м 75 см 50 к.+2 р.=2 р. 50 к. б) показать, что при сложении, например, двух полосок длиной со Аналогично объясняется и действие вычитания:
5 дм 4 см—4 см 7 р. 50 к.-7 р. Учащиеся, испытывающие особые трудности в обучении математике, должны выразить все числа в одной (одинаковой) мере, произвести вычисление в ответе, если нужно сделать снова преобразование, т. е. число, полученное в ответе, записать с двумя (одним) наименованиями величин. Решение этого вида примеров можно провести: а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а б) с записью в столбик:
27 км 386 м "15 км 190 м Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться только им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся и в результате ни одним из них они не овладеют удовлетворительно. После этого рассматриваются случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в результате действий над которыми мелкие меры нужно выразить в более крупных.
I. 1) 8 см+2 см=10 см=1 дм 1 дм—3 см=7 см 2) 75 к.+25 к. = 100 к. = 1 р. 3) 560 м+440 м=1000 м=1 км
Решение такого вида примеров проводится устно с запись! строчку или письменно с записью в столбик: 1 км-748 м=1000 м-748 м=252 м
, 396 м ^604 м 1000 1 км
II. 1) 5 см 8 мм+2 мм 3) 6 км 380 м+620 м 1-й способ решения. IV. 1) 5 дм 8 см+6 см=5 дм 14 см=6 дм 4 см 6 дм 4 см—8 см =? — 6 дм Жсм 8см 5 дм 6 см 2) 4 м 75 см+96 см 14 км 350 м+180 м
8 р. 57 к. 43 к. 8р. 100 к. 9Р. 2-й способ решения (крупные меры заменяются мелкими). ~ 43 к! 900 к. 9р. 2) 10 р.-57 к.
III. 1) 8 см-5 мм В данном случае, чтобы выполнить вычитание, надо занять одну крупную единицу измерения и заменить ее мелкими единицами. Решать эти примеры можно двумя способами: 1-й способ решения. Заметим, что в уменьшаемом 10 р. и нет копеек, занимаем 1 р., остается 9р., 1 р. содержит 100 к., 100 к.—57 к.=43 к. В итоге получим 9 р. 43 к. 2-й способ решения. 1 р.= 100 к. _ 1000 к. 10 р. = 100 к.хЮ 57 к. 10 р. = 1000 к. 943 к. 9 р. 43 к Примеры этого вида необходимо решать с проверкой. Проверка. ,9 р. 43 к. + 57 к. 9 р. 100 к. Юр. 1-й способ решения.
4м 75 см + 96 см
4м 171 см 5 м71 см 10 км 350 м-780 м 10 км 350 м=10 350 м .10. М 780 м
14 350 м 180 м 14 530 м 14 км 530 м V. 5 дм 8 см+1 дм 2 см=6 дм 10 см=7 дм 5 р. 85 к.+6 р. 15 к. 4 кг 425 г+7 кг 575 г 7 дм—1 дм 2 см 8 кг-5 кг 375 г
1-й способ решения: 4 кг 425 г+7 кг 575 г 4кг 425 г + 7 кг 575 г 1000 г 11 кг 12 кг
2-й способ решения: 5 р. 85 к.+б р. 15 к. , 585 к. ^615 к. 1200 к. 12р. 10 р.-7 р. 28 к. 1000 к. 728 к. 272 к. 2 р. 72 к. Решение подобных примеров может быть осуществлено одним ИI вышеуказанных способов, но с учетом наименований, их соотношений и необходимости предварительных преобразований или I реобразований в ответе.
2) -3 кг^90^Г^ 1 кг 076 г 1 кг 932 г
VI. 1) 8 см 3 мм+7 см 9 мм 1) 17 см 3 мм+9 см 8 мм 2) 5 ц 48 кг+8 ц 76 кг 2) 15 ц 45 кг-7 ц 68 кг 3) 15 кг 420 г+9 кг 785 г 3) 24 кг 370 г-9 кг 625 г 1-й способ решения.
420 г 785 г
24 кг 1 205 г 12 кг 205 г 2-й способ решения.
5 ц 48 кг+8 ц 76 кг , 548 кг + 876 кг
1 424 к. 14 ц 24 кг VII. Особые случаи сложения и вычитания К особым случаям сложения и вычитания мы относим сложение и вычитание чисел, в которых число единиц равно нулю. Для умственно отсталых школьников, как уже отмечалось, значительную трудность представляют сложение и вычитание чисел с нулями в середине. Характерной ошибкой является вписывание лишних нулей или пропуск их, например: 3 р. 5 к.=35 к., или 350 к., или 3005 к. Это приводит, например, к таким ошибкам: 7 м 8 см _5 р. 7 к. _4 км 75 м
7 м 9 см 3 р. 8 к. 1 км 38 м
1 км 37 м Предупредить подобные ошибки можно, если в числа вместо пропущенных разрядов вписывать нули: 3 р. 05 к., 5 кг 075 г, 15 км 007 м, 3 кг 008 г, 1 кг 076 г. Необходимо постоянно учить учеников перед выполнением действий анализировать числа, пример в целом и, только выбрав наиболее рациональный прием решения, приступать к выполнению задания. Чтобы учащиеся осознанно выполняли задания, необходимо предлагать им такие виды упражнений: самостоятельное составление примеров с числами, имеющими одинаковые единицы измерения, составление примеров, в компонентах которых единицы тех или иных разрядов равны нулю; выбор из ряда примеров и решение только тех примеров, в которых надо вставить нули, и др.
Очень важно давать учащимся задания на сопоставление примеров, отличающихся соотношением мер, например:
Полезно поставить вопрос: почему ответы получились разные? Каким бы способом ни производились вычисления, учащиеся должны понимать, что сложение и вычитание чисел, выраженных в мерах длины, массы, стоимости и т. д., выполняются так же, как сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление В школе VIII вида изучается только умножение и деление чисел, полученных от измерения величин (кроме времени) на отвлеченное число. Умножение и деление этих чисел необходимо
сопоставлять числами. Последовательность и приемы выполнения действий: | 1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения бе| замены единиц измерения в произведении и в частном:
15 к. х5 375 кгх2 2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой 25 к. X 4=100 к. = 1 р. (устно) 45 к. х 5=225 к.=2 р. 25 к. (устно) 425 г х 3=1275 г=1 кг 275 г (с записью в столбик) 3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное При решении таких примеров делимое надо выразить в более мелких мерах:
3 дм:5 _ х —I.—.!_— „_.— _-^—*_ * *~* 100 к.:2=50 к. 30 см:5=6 см __________ 3 р.:2__________ 300 к.:2=150 к. = 1 р. 50 к. 4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число: 1) 3 дм 7 смхЭ 2) 3 р. 87 к.хб 3) 8 кг 125 гх7 Рассмотрим подробно решение последнего примера: 8 кг 125 г заменим граммами, получим 1 кг=1000 г; 100 г х 8=8000 г; 8000 г+125 г=8125 г. Теперь произведем умножение по правилу умножения многозначного числа на однозначное: „8125 г 56 875 г 56 кг 875 г 1) 7 м 5 дм:5 2) 4 р. 74 к.:3 3) 32 км 875 м:5 Рассмотрим решение примера: 4 р. 74 к.: 3. Выразим делимое в копейках, получим 474 к. Делим по правилу деления многозначного числа на однозначное: 474 к. 158 к.=1 р.58 к. 24 24 Особого внимания заслуживают примеры, в которых число единиц того или иного разряда равно нулю, например: 3 м 8 смх4,.(К км 76 м:6. В данном случае (так же как и при выполнении /к'йствий сложения и вычитания) необходимо требовать от учащихся при записи числа с наименованиями вписывать нули (3 м 08 смх4, 38 км 076 м:6), а уже затем выражать числа в одних мерах и выполнять действие.
Когда учащиеся овладеют приемами умножения и деления, тогда им можно показать, что в отдельных случаях находить результат быстрее (можно даже устно), если умножать или делить число, выраженное только в крупных мерах или только в мелких. Например, 2м 15 смхЗ. 1-й способ.
2 м 15 смхЗ=6 м 45 см
1 м=100 см 100 см-2=200 см 200 см+15 см=215 см 2-й способ. 2 м 15 см-3=6 м 45 см 1. Сначала умножаем число метров на 3: 2 м-3=6 м 2. Затем умножаем число сантиметров на 3: 15 см «3=45 см 3. Складываем промежуточные произведения: 6 м+45 см=6 м 45 см Чтобы выбрать способ решения, необходимо тщательно проанализировать множители: если в произведении получается число, которое не нужно заменять крупными мерами, то целесообраз^ Необходимо показать способы решения примеров на деление!) 30 р. 75 к.:5=6 р. 15 к. 1-й способ.
1) 1 р.= 100 к. 2) 100 к.-30=3000 к. 3) 3000 к.+75 к.=3075 к. 615 к. =6 р. 15 к. 7 5 25 "25 2-й способ. 1)30р.:5=6р. 2) 75 к.: 5=15 к. 3) 6 р. + 15 к.=6 р. 15 к. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ решения примера на деление, надо проверить, делятся ли крупные меры делимого на делитель нацело, и если делятся, то пример легче решать 2-м способом. 5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число: 1) 17 р.-25 2) 17 р. 32 к.-15 3) 375 г-48 4) 65 м 20 см: 16 5) 900 р.: 12 Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование. в. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер Производятся путем предварительного выражения их числом с дним наименованием мер:
55 м 20 см: 16=3 м 45 см 55 м 20 см=5520 см
! Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания: 1) Прочитай пример. 2) Определи один или два наименования в числе, которое 3) Если 1-й множитель (делимое) — число с двумя наименова нулю. 4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наимено 5) Выполни умножение (деление). 6) Выполни преобразование в ответе. При выполнении действий с числами, полученными от измерений, не надо забывать о решении примеров с неизвестными компонентами действий:
75 к.-*=1 р. 35 к.+х=4 р. Вопросы и задания 1.Подберите несколько упражнений на преобразование чисел, получен
2. Сравните решение этих примеров:
7 р. 55 к.+2 р. 35 к. 7 р. 55 к.+2 р. 85 к. Какие трудности могут встретиться у учащихся при их решении? Како пути их преодоления? Составьте по этим примерам примеры на вычитание и покажите методи ознакомления учащихся с вычислительными приемами. 3. Составьте пример на умножение (деление) числа с двумя наимено! 4. Проанализируйте виды заданий на закрепление умножения и делен Глава 16 МЕТОДЛКА ИЗУЧЕНИЯ МЕР ВРЕМЕНИ Развитие временных представлений у учащихся школы VIII имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитател| ное значение. Исследования временных представлений у учащихся этс школы показали, что такие представления у данной категори. детей формируются значительно позже, чем у нормальных школ] ников, и качественно отличаются от временных представлен! нормальных детей. Школьники с интеллектуальным недоразвитием, поступившие!_ 1-й класс школы VIII вида, не знают дней недели, почти не* владеют элементарной временной терминологией. Например, тер-) мины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра, ходил с мамой в кино», «У нас вчера будет праздник елки». Это | говорит о том, что умственно отсталые дети не могут соотнести ] данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например, -на вопрос: «Какое сейчас время года?» — отвечают: «Вчера была | весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз». У учащихся с нарушением интеллекта нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняв- | мости. Учащиеся 1—2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки 276 1 т. д.)?» — дают неопределенные ответы, например такие: «За '•кунду — спать, играть; за минуту — играть, уроки учить; за час — играть, писать». Старшеклассники конкретизируют ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду — решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту — сделать письменные уроки, вымыть | пол; за час — пройти 1 км, сделать ножки для табурета» и т. д. Чем I крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать. Школьники с нарушением интеллекта имеют очень нечеткие I представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т. д.). Учащиеся школы VIII вида с трудом усваивают и единичные соотношения мер времени. Они считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 мин, час меньше минуты, месяц больше года. Единичные отношения других метрических мер учащиеся буквально переносят на отношения мер времени, принимая, что в году 1000 дней, в часе 100 мин, в минуте 10 с. Отсюда ошибки при выражении крупных единиц мер времени мелкими (360 мин=3 ч 60 мин), при выполнении действий с числами, записанными с употреблением как крупных, так и более мелких единиц измерения времени (2 ч 30 мин- 1 ч 40 мин=90 мин). У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далеких исторических событий они считают героями недавнего прошлого или даже настоящего. Школьники с нарушением интеллекта с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной войны и то, что мы живем в XX веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941 — 1945 годов происходила в XX веке. Временные понятия трудны для усвоения, так как очень С1шц|| финны. Их специфичность объясняется: 1) невозможностью восприятия времени органами чув« и т. д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;»• 2) косвенным измерением времени, т. е. измерением через те иц 3) соотношения между единицами измерения времени (1 ч - 4) обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, Некоторые дидактические требования к изучению темы 1. Формировать временные представления на базе детских на 2. Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения време 3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное 4. Формировать, как можно раньше, правильные представле I пиление временем, отчетливо выделять связи и отношения между шшениями и событиями, давать им четкое словесное описание. !>. Проводить работу по формированию временных представлении на других учебных предметах (уроках русского языка, истории, физкультуры, изобразительного искусства и особенно уроках ручного и профессионального труда) и во внеурочное время. 6. Проводить работу по развитию временных представлений ' истематически независимо от темы урока, затрачивая по 5— 10 мин урока, и не реже 2—3 раз в неделю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.1 с.) |