Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой



Познание дошкольниками окружающего мира, явлений при­роды возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Мно­гообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в про­цессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни мно­гих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для вос­приятия связи и зависимости внутри природных сообществ рож­дают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает не­обходимость моделирования некоторых явлений, объектов при­роды.

Модель — это предметное, графическое или действенное изоб­ражение чего-либо. Процесс создания модели называется модели рующей деятельностью. Например, глобус — это предметная мо­дель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отража ет, содержит в себе существенные особенности натуры, в удоб ной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Зем ли, но только по одному признаку — по шарообразной форме Глобус как предметная модель воспроизводит большое количс ство существенных признаков нашей планеты — соотнесенные и масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, госу дарства и города.

На нем мы находим полюса Земли, а по меридианам и парал лелям определяем местоположение любой точки. Географическая карта — это тоже модель Земли, но уже графическая, она отобра жает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта — предметы которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые раз личные модели. Важнейшими из них являются календари приро ды — графические модели, которые отражают разнообразные длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологическое воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его с издание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа к аллендарей, имеющих широкое применение в дошкольных уч­реждениях и отражающих те явления природы, которые находят-в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюде-пий.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фик­сация наблюдений является неотъемлемой частью «недельной ме-годики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря (рис. 12) подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет несколько пара­метров: время представлено условным «месяцем» с четырьмя пол­ными неделями по семь дней; неживая природа — графой «погода» С семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: Второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая приро-да — это большая неразделенная часть страницы, на которой изоб­ражаются в виде рисунка растительность (1—2 дерева, куст), по­кров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, произ-водится значками и рисунком в полном соответствии с наблюде-. пнями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблю-

 

 


дали за природой, они под руководством воспитателя закрашива­ют клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания по­крова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники зарисовывают их в графе «Живая при­рода». В конце недели, после специального наблюдения за птица­ми, насекомыми и другими сезонно появляющимися животны­ми, дети изображают их значками или рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря представляет собой: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), запол­ненные значками окошечки «погоды» и рисунок-пейзаж с изоб­ражением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных. Все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря — это гра­фическая модель состояния природы определенного периода оп­ределенного времени года, модель, в которой сочетается реалис­тическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь (рис. 13). Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолето­вый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — крас-


ный. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изоб­ражением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, в теплое время — желтым, в прохладу — зеле-[ ным, а в мороз — синим. Животных можно изображать как рисун­ком, так и значками (например, птиц — «галочками» характерно­го для вида цвета).

Заполнение календаря, т. е. моделирующая деятельность, — важ­ный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Что­бы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисо­вать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, созда­ют рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополня­ется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или | летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние при­роды: только в этом случае календарь становится моделью. Напри­мер, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листья на бере­зе и под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, внизу кроны или сбоку), а где — желтые; как красиво смотрятся золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для пра­вильного отображения в календаре состояния дерева, куста, по­крова земли в начале осени. При этом важно правильно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рису­нок березы на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на дереве останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотыми листьями и т.д. И уж со-, всем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опав-'шая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава за­вядшая, желтая или жухлая, лужи и сырая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календа­ре — это «срез» состояния природы в определенный период сезо­на. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (напри-I мер, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три


с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снего­мер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в кален­даре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, за­кономерность сезонных изменений в природе проявляется в лю­бом случае, так как она связана с движением нашей планеты вок­руг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Зем-



периода осени — ее начало, разгар, конец (рис. 14). Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от по-годно-климатических факторов. Именно поэтому календарь сезон­ных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его суще­ственно меняющимися характеристиками. Заполненные страни­цы календаря за 12 месяцев — это круглогодичная модель сезон­ных изменений в природе. Ценность такого моделирования вели­ка: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные ка­лендари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое мож­но использовать с разной целью и в разные моменты воспита­тельно-образовательного процесса.

Содержание календаря старшей группы немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элемен­тами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные при­знаки. Например, в средней полосе России для сентября харак­терна зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где встречается опавшая ли­ства; в октябре все покрыто ковром листьев разной окраски, цве­тов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья пре­вращаются в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; в апреле появляется негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май — это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д. Летом в каждый месяц цветут определенные цветы — их обязательно надо нарисо­вать в календаре. Зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается лишь толщиной снежного покрова, поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе

 

Рис. 16. Картонная кукла с набором одежды на разную погоду и на разные

сезоны. Кукла вместе с карточками является «Календарем наблюдений

за сезонными явлениями природы» в младшей и средней группах

ле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае, — в этом и состоит сущность графи­ческой модели сезонных явлений природы. Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.

Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдель­ных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводят­ся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т. е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие до­школьники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картин­ками. Это своего рода подготовка к графическому моделирова­нию.Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на нача­ло, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду (рис. 15).

Подготовкой к графическому моделированию является и игро­вой прием — одевание картонной куклы на прогулку (рис. 16). Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпус­кают ее на прогулку» (ставят возле картинок).

Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием на-учить детей обозначать температурные явления — степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают I значком «Человечек»).

Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению ка-' лендаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графи­ческого моделирования.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Второй тип графического моделирования — создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фик­сировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что послед­ние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основ­ном лежит. Со* временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в про­странстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характе­ризующие его развитие, проявляются главным образом в пове- дении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, игра­ет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает дете- нышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, забо-, титься о нем.

Создание модели развития млекопитающего на примере хомя­ков — очень интересный для детей процесс, который лучше осу­ществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытного образа их жизни и невозможности наблюдения за гнез-дом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и ра­стут хомячки, как мама заботится о них (рис. 17).

Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить

на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каж-

. дая из которых соответствует одной неделе развития животных.

Внизу 2 —4-й страниц — полоска «неделя», которую дети раскра-

I шивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цвет-

 



ных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовы­ми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или прикрепить на время каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детены­шей, который, по сути, является моделью, отражающей с по­мощью картинок морфофункциональные изменения животного в процессе онтогенеза.

Моделирование роста и развития растений также осуществля­ется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в раз­ных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени — «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных тра­фареток — банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми стар­шего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно много­кратно рассматривать как в свободное время, так и на специаль­ных занятиях.

Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксиро­ван рост овощной культуры (например, быстро растущего реди-


Рис. 18. Заполненные страницы «Календаря наблюдений за ростом расте­ния» (на примере редиса), соединенные в ширму

i'ii) в открытом грунте (рис. 18). На каждой странице такого кален-длря кроме изображения самого растения имеются параметры: ирсмя («неделя»), за которое происходит изменение растения, и условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочета­нии с трудовыми операциями по уходу).

Таким образом, моделирование роста и развития редиса — это дневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обо­значение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со все­ми его новыми признаками. Такой календарь является полно­ценной графической моделью экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения рас-тения во взаимосвязи со средой обитания.

Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный ка­лендарь становится хорошим демонстрационным пособием, ис-используемым в самых различных вариантах воспитательно-образо-ительной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осе-ью и зимой, когда редис не растет, весной — когда его посев только готовится. Календарь детям интересно рассматривать, потому что они сами исовали, сами трудились и собирали урожай редиса, а потом ели (него салат.

Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за пти­цами. Зимняя подкормка птиц — одно из важных природоохран- пых и экологически значимых мероприятий, правильной органи- нацией которого детекгий сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц неслож­ное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в моспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети нсех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день ко­роткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Осо­бенно нелегко им бывает в сильные морозы: они страдают от хо-

лода, но главным образом — от голода. Организуя зимнюю по кормку птиц, педагог осуществляет следующие мероприятия:

- начинает подкормку (в средней полосе России) в конце ок
тября —начале ноября (в это время в поисках корма зимующие
птицы приближаются к жилищу человека);

- на территории детского сада на значительном расстоянии дру
от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивает не­
сколько стационарных деревянных кормушек — из расчета сдам
на 2 — 3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или м
таких местах, где они будут хорошо видны из окон;

- приучает детей собирать в специальную банку с крышкоп
крошки хлеба, остатки сухих каш, регулярно выкладывать корм,
семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кор
мушки. Группы ребят, прикрепленные к одной кормушке, после
недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за тем,
чтобы не было перерывов в подкормке птиц.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет боль шое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объян ляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустом ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдении за зимующими птицами. В это же время одну—две недели в специ альном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, юн и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложнят щиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для стар шей и подготовительной к школе групп.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисуп ками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом про изводится каждый день заново, при этом графических пометок (галочек) не делается. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляют ся цветные «галочки» (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблю дений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведс ния птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто пол ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В kа лендаре подготовительной к школе группы можно фиксирован, погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птп цы посещают место кормления (рис. 19).

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей — единственным) является состав птиц. Заполнение ка лендаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позво


.

19. «Календари наблюдений за птицами» во время зимней подкорм-: А — для младшей и средней групп; Б — для старшей и В — для подго­товительной групп

лнет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, осо-беностями их внешнего облика и поведения. Троекратное внесе­ние и заполнение календаря в подготовительной к школе груп­пе — в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта — дает возможность проследить дина­мику изменения состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть Пролет журавлей, в марте — зафиксировать в календаре прилет Грачей, уток. Таким образом, старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графи­ческая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформ-

и иные, четко прорисованные календари наблюдений за птица-ми в зимнее время становятся наглядными демонстрационными обиями, которые могут быть использованы в самых различных нариантах.

Контрольные вопросы

1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при озна­
комлении детей с природой? Почему недостаточно наблюдений в при-

2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель?

3., Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп?

4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? По-
чему
его можно назвать экологической моделью сезонных изменений в

Природе?5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются ка-
(лри наблюдений за ростом лука в разных возрастных группах? Явля-
ются ли эти календари моделью?

воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позво-ияют дошкольникам познать их существенные стороны. Графи­ческое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, террито­рии ближайшего природного окружения. Моделирование простран­ства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление кар­ты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении природного маршрута, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать само­дельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле небольшими порциями: в течение учебного года можно при­клеивать на него материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольни­ков вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображе­ний животных, обитающих в океанах и на материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых пред-ставлено одно из закономерных и широко распространенных яв-пений животного мира — защитная окраска покровов: маскиро­вочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вме-сте с детьми может изготовить модель бабочки «павлиний глаз» на коре дерева и с помощью подвижных крыльев показать мас-кировочную окраску нижней их стороны и яркие и отпугиваю­щие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункцио-пальную приспособленность насекомого к окружающей среде: нлбочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка трево­жится — открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими «глазами» на верхней сто­роне крыльев.

 
 

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой (рис. 20). После демонст­рации на пестрой и белой частях панели 3 — 4 фигур (геометри­ческих и в форме животных) в не­подвижном состоянии и в движе­нии вдоль прорези, дети начина­ют понимать, что для маскировки любого объекта необходимо соче­тание двух условий: окраски, со­впадающей с фоном, и неподвиж­ности. Таким образом, становится очевидной объективно существу­ющая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его сре­дой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить та­кие предметные модели, с кото­рыми они смогут совершать прак

тические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моде лирования этого явления можно организовать следующим обра зом: на столе перед детьми надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя до рожками, по которым будут шагать картонные «ноги» — у одно го ребенка длинные, а у другого короткие (рис. 21). Каждый из дошкольников делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнив;) ют результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее. Затем они делают больше* шагов, меняются «ногами», но результат остает ся неизменным — всегда дальше уходят более длинные «ноги» Надевая сверху на них головки разных животных, моделирова ние можно превратить в игру-соревнование «Кто из животных скорее прибежит к финишу».

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черном бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение не­которых животных. Нападение хищника на жертву в природе уви деть практически невозможно (дошкольникам это и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно умеа ным.


Таким образом, модели и моделирование позволяют демонст­рировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей явля­ется методом экологического воспитания.

Наглядные пособия. В дошкольном возрасте преобладает образ­ное мышление, поэтому формирование разнообразных реалисти­ческих представлений о природе проходит особенно успешно, если носпитатель постоянно использует различные формы нагляднос-ги. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточ-мые картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофиль­мы позволяют сделать образными рассказ воспитателя, его объяс­нения, чтение познавательной литературы, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели име­ют различный иллюстративный материал, правдиво и разнооб­разно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использо­ван в педагогическом процессе самым различным образом — для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформ­ления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблю­дений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озе­ро, море), а также картины, на которых представлена природоох-

 
 


ранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.

В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литера­турных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно явля­ется важной в ознакомлении детей с природой. Экологическое воспи­тание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов.

1. Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние мор-
фофункциональные приспособительные особенности, доступные
детям дошкольного возраста (маскировочная окраска покровов,
например у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки; при­
способленность к быстрому передвижению по земле и по деревь­
ям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защи­
те от врагов, выращиванию потомства)1.

2. Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой
природы: деревья и кустарники имеют сезонный облик, так же
как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя
и листья); образ жизни животных также носит сезонно-приспосо-
бительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя,
ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний
период; линька, запасание кормов и пр.).

3. Лес — это сообщество растений и животных (рис. 22), все
они связаны между собой цепочками питания (растительноядные
животные поедают разные части растений, хищники нападают на
растительноядных животных) (рис. 23).

Эти моменты, если они представлены на картине учебного по­собия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу сво­ей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на различных явле­ниях жизни леса. В определенном отношении для детей дошколь­ного возраста картина обладает универсальной наглядностью, она важнее, чем видео- или слайд-фильм. Рассматривание картин эко­логического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.

Рассматривание таких картин с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно начинать со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собствен­ный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает воз-

1 См.: Николаева С.Н., Мешкова Н.Н. Мир вокруг нас. Звери: Учебно-нагляд­ное пособие для детей дошкольного возраста (с методическими рекомендация­ми). - М., 2004.



можность показать реальные объекты и события, сделать доступ­ным восприятию детей лесной экосистемы, особенно того, что обычно скрыто от глаз, показать лесных животных в их естествен­ной среде.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначе­ния-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, ис­ключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи. На­пример, рассматривая с детьми средней группы картину «Зайцы | в зимнем лесу», воспитатель может сделать примерно следующие пояснения:

«На картине нарисован настоящий смешанный лес. В нем рас­тет много разных деревьев и кустарников. В этом лесу живут зай­цы-беляки. Зимой в лесу все покрыто снегом, травы нет. Зайцам-белякам совсем нечего есть, поэтому они грызут ветки кустов, кору деревьев. Зима — это трудное время в их жизни».

Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсу­дить следующие вопросы: как они приспособлены к передвиже­нию по снегу, какие у них ноги, как зайцы петляют, ложатся в лежку, какие у них зубы и почему они могут грызть кору. Рассмат­ривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных осо­бенностях строе'ния глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.

Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве. Все это очень интересно детям, осо­бенно городским, которым не так часто доводится видеть дере­венскую жизнь.

Также большое значение для ознакомления детей с природой имеют демонстрационные картины, на которых животные пред­ставлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие «портретные» изображения особенно важны для младших до­школьников, восприятие которых еще недостаточно развито и ко­торые могут сосредоточиваться на четко прорисованных (без из­лишней детализации) цветных изображениях. Такие картины по­могают формировать у маленьких детей первоначальные представ­ления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, «покормим корову се­ном», «угостим козу ветками» и т.п.). Для детей старшего до­школьного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

Давая детям первоначальные знания о животных на основе кар-i тин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры. При

этом единицей измерения становится сам педагог: действиями i движениями он обозначает истинные размеры животного. Напри мер, рассказывая о белке, воспитатель сообщает и показываем что это небольшой зверек: он умещается на ладони взрослого че ловека. Говоря о лосе, поднимает руку вверх — это огромный звер|. намного выше человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 7150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.078 с.)