Современные социологические теории и законы. Зарубежная социология второй половины 20 века. Ч. Кули. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные социологические теории и законы. Зарубежная социология второй половины 20 века. Ч. Кули.



В рамках объективистского подхода выделяются следующие теории:

Структурный функционализм (Толкотт Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы.Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.Социологические теории социального конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами.

2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества;

3. Общая теория конфликта Боулдинга: все конфликты имеют общие образцы развития; изучение этих образцов позволит обществу контролировать конфликты, прогнозировать их последствия.

Теории, сложившиеся в рамках субъективистского подхода:

Символический интеракционизм: общество – результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная субъективными намерениями и действиями индивидов.

Создателем феноменологической социологии считается Альфред Шюц Применительно к области социального знания он пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром.

Этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.

 

 

Социологические теории и законы, их связь с экономическими законами.

Социологические законы в отличие от экономических и других общественных законов характеризуют функционирование и развитие социальных объектов (общества в целом, общественных институтов, организаций, структур, отдельных сфер жизнедеятельности общества, социальных процессов и явлений) как целостных систем. Они носят интегральный характер. Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социальными и другими группами, а также отношения между обществом в целом и его основными структурными элементами, между ними, между обществом, его структурами и личностью. В зависимости от этого различают общесоциологические и частносоциологические закономерности, т. е. по масштабу и времени действия. Различают законы, действующие на протяжении всей истории; законы, действующие в классовых обществах; закономерности, действующие в рамках отдельной формации, а также на различных стадиях одной и той же формации; законы, действующие в целом в обществе или в рамках отдельных его сфер.

 

Макросоциологические теории. Структурный функционализм. Теория социального действия (структурные элементы, модусные переменные), предпосылки сохранения общества Т. Парсонса. Теории социальных изменений (Р. Мертон). Теории социального конфликта (Р. Дарендорф).

Структурный функционализм

Как направление социологической мысли структурный функционализм сформировался в США в первой половине ХХ столетия, а наиболее полно это направление впервые было представлено в функциональной концепции Толкотта Парсонса (1902-1979). В рамках функционального направления акцент традиционно делается на системные качества социальных объектов, что обуславливает общую ориентацию данного направления на натуралистический подход к исследованию социальной реальности, приоритет естественнонаучной методологии. Особое внимание уделяется условиям функционирования и воспроизводства социальной системы, основным ее элементам и подструктурам, механизмам ее интеграции.

Центральным пунктом концепции Парсонса является идея "социального порядка", который доминирует над антисоциальными проявлениями, то есть консенсус доминирует над конфликтами, консолидирующие социальные силы оказываются весомее деструктивных тенденций. В рамках парсоновской трактовки социальной реальности центральное место занимают процессы взаимодействия социальных подсистем, контролируемых устойчивыми нормами, содержащимися в культуре.

В последующем, с целью сгладить очевидные недостатки такого идеализированного представления об обществе (игнорирование индивидуальных свободных действий индивидов, антиисторичность), в рамках функционалистского направления были созданы новые теории. Однако полностью избавиться от основного недостатка - тотального детерминизма (причинной обусловленности) всех социальных процессов - функциональное направление не смогло.

Первую попытку такого усовершенствования классической функциональной модели предпринял сам Парсонс совместно с Эдвардом Шилзом (р.1911), разработав так называемый неоэволюционизм, в рамках которого должны были быть объединены характерная для структурного функционализма трактовка общества как системы и идея развития. В рамках этой концепции Парсонс и Шилз пытались не просто описать функционирование социальной системы, но и прояснить сущность этого функционирования, то есть определить, благодаря каким факторам и с помощью каких механизмов социальная система развивается так, а не иначе.

Исследователи выделили четыре основные задачи, встающие перед каждой системой, стремящейся к самосохранению:

1. "Адаптация" - необходимость получения и распределения всех необходимых системе ресурсов.

2. "Целедостижение" - способность устанавливать приоритеты целей и мобилизовать для их достижения все необходимые ресурсы.

3. "Интеграция" - необходимость регуляции внутри самой системы между ее подсистемами.

4. "Поддержание ценностного стандарта" - выработка у индивидов, составляющих социальную систему, мотивации, соответствующей целям системы при обеспечении снятия возникающих напряжений и конфликтов.

При таком расширении предмета исследования произошел существенный сдвиг от анализа структур к анализу функций (структурный функционализм). Теперь структуры приобрели динамический характер, стали рассматриваться не как данности, а как результат приспособления системы к внешним условиям среды и внутренним особенностям социальных процессов. Однако основной недостаток - представление о некоей фундаментальной цели, в соответствии с которой и осуществляется формирование и развитие социальной системы - по-прежнему оставался непреодолим.

Еще одним шагом по пути совершенствования теории функционализма было обращение Парсонса к феномену усложнения социальных систем и связанного с ним процесса дифференциации (подразделения, дробления) ролевых функций, то есть того, что Дюркгейм называл общественным разделением труда. Таким образом, Парсонс пытался привнести в свою теорию "человеческий фактор", который теперь заступал место абстрактных целей социального организма и превращался в основной источник социального развития и прогресса. Однако понимание Парсонсом социальной эволюции сводилось к усложнению социальной системы в результате ролевой дифференциации и наращиванию ее способности к приспособлению, чем социальная система приравнивалась к любой биологической системе.

Позже возник целый ряд культурологических (делающих основной акцент на культурной составляющей социальной жизни) интерпретаций неоэволюционизма и функционализма, среди которых особое место занимают концепции североамериканских социологов и антропологов Л. Уайта, Дж. Стюарда, Дж. Мердока, рассматривавших в качестве определяющих социальных факторов развитие техники, типы социальных организаций и др.

Теория социального действия

Теория социального действия Парсонса – это попытка сблизить теоретико-действенный и системный подходы. Целью Парсонса было представление такой концептуальной структуры социологии, которая могла бы служить интеграции всех социальных наук. Эта цель могла бы быть достигнута посредством соединения анализа индивидуального действия с анализом крупномасштабных социальных систем. Отправным моментом для него является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами среды — социальной и природной. Наиболее важными элементами среды являются люди. Следовательно, исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в рамках которого людям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы (см. НОРМА) и ценности (см. ЦЕННОСТЬ), поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов.

Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться через четыре набора комбинаций решений дилемм:

1) партикуляризм или универсализм — деятели должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм);

2) поступки или качества — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества;

3) аффективная нейтральность или аффективность — деятели могут находиться в определенных отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность);

4) «диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлеченностью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).

Парсонс построил формализованную модель системы действия, включающую четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и поведенческий организм. Инвариантный набор функциональных проблем составляют: адаптация (см. АДАПТАЦИЯ (социальная)), целедостижение, интеграция (см. ИНТЕГРАЦИЯ), воспроизводство структуры и снятие напряжения. Так, за культурной системой закрепляется в основном функция воспроизводства структуры. Если в социальных системах доминируют проблемы социального взаимодействия, то культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений — кодов, на основе которых они структурируются. Личностная система — это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов (см. ПРИНЦИПЫ) и предписаний. Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. Эту модель Парсонс рассматривал как универсальный методологический инструмент, предназначенный для анализа любых конкретных обществ и любых живых систем действия.

В поздних работах (1960-х – начало 1970-х гг.) Парсонс обратился к диахроническому рассмотрению общественного развития и рассматривал социальную систему как последовательный процесс повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации определенных функций).

Теории социальных изменений

Данное теоретическое направление возникло как попытка усовершенствовать структурнофункциональный анализ, которую предпринял североамериканский социолог Роберт Мертон (р. 1910). Кроме Парсонса, большое влияние на формирование идей Мертона оказали работы Питирима Сорокина. Мертон отказался от создания общей социологической теории и взамен предложил целую множественную систему моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей, которые получили название "теории среднего уровня".

Мертон попытался преодолеть чрезмерную, как ему казалось, абстрактность, общность - метафизичность - парсоновского структурно-функционального анализа, для чего ввел в дополнение к классическому функциональному понятию "функция" понятие "дисфункция", под которой в самом общем виде понимал любое отклонение в функционировании социальных систем или поведении индивидов от присущих им целей или установленных норм. При этом Мертон особо подчеркивал, что далеко не всегда такие отклонения играют исключительно негативную роль. Любые флуктуации относительно существующей нормативной модели либо приводят к еще большему усовершенствованию системы, которая как бы вырабатывает иммунитет к таким флуктуациям, то есть приспосабливается к ним, либо обуславливают изменения в самой нормативной модели. И в первом, и во втором случае система имеет большие шансы для развития, усовершенствования. Без динамики, которую вносит в социальную жизнь дисфункциональное поведение, такое развитие было бы невозможно.

Таким образом, Мертон привнес в функционалистское направление идею и механизмы развития социальной системы через присущие ей функции, которые до сих пор рассматривались лишь в качестве стабилизирующих компонентов. Мертон же показал, что именно в функциях - вернее, в их реальной реализации, создающей социальную динамику - может содержаться источник социальных изменений и, соответственно, развития. Некоторая ограниченность предложенного Мертоном "структурно-дисфункционального подхода" состоит в том, что дисфункции - то есть нарушения существующей нормативной системы, то, что Дюркгейм назвал социальной аномией - оказываются единственным источником социального развития, что можно отчасти объяснить сконцентрированностью Мертона на "среднем" социальном уровне, то есть уровне отдельных социальных подсистем, в то время как уровень индивидуальной деятельности и общесоциальный уровень остаются за рамками рассмотрения.

Кроме предложенной Р. Мертоном, существует еще целый ряд моделей социальных изменений, которые основываются на каком-либо одном или нескольких факторах. Все эти модели объединяет стремление их авторов раскрыть сущность и механизмы социальной динамики, которая приводит к социальным изменениям. Причем первые попытки создания таких моделей были предприняты еще в XIX столетии. Так, еще Герберт Спенсер усматривал в качестве такого универсального фактора механизм естественного отбора (Подробнее об этом см. здесь). Генри Бокль и другие представители географической школы в качестве такого фактора называли особенности географической среды, особенно климатические условия. Эмиль Дюркгейм подчеркивал роль разделения труда, кооперации, стремления к социальной интеграции. Представители расово-антропологической школы считали, что главным фактором, объясняющим различия в развитии различных социальных систем, являются расовые особенности. По мнению Макса Вебера, ключевое значение имеет господствующая в рамках данной социальной системы идеология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.011 с.)