Вклад «общей педагогики» В формирование общекультурных и профессиональных компетенций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад «общей педагогики» В формирование общекультурных и профессиональных компетенций



ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению «Педагогическое образование»

 

 

Нижний Тагил

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики «___» января 2011 г., протокол № ___

 

Заведующий кафедрой С.В. Лебедев

 

Составитель:

Смирнов В.И., д.п.н., профессор

 

Настоящая программа раскрывает цель, задачи курса «История образования и педагогической мысли», характеризует принципы отбора содержания обучения по предмету, представляет «Учебно-тематический план» и содержание дисциплины, содержит общую характеристику технологического и ресурсного обеспечения реализации цели и задач историко-педагогической подготовки студентов, определяет формы и основные способы текущего и итогового контроля результатов и качества аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов.

Вместе с текстом программы учебного курса представлены:

1. Приложение №1: Программа практических занятий по курсу «История образования и педагогической мысли», включающая в себя планы-сценарии проведения каждого занятия, практические задания к занятиям, список рекомендуемой по теме занятия учебно-научной литературы.

2. Приложение №2: Примерное содержание текущего контроля учебной работы студентов в форме экспресс-опросов.

3. Формы регистрации самооценок студентов, отражающих основные результаты освоения материала курса, развития системы педагогических знаний, умений, способов деятельности.

4. Приложение №4: «Расчет успеваемости студентов на основе методики накопительной балльно-рейтинговой системы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки

Курс «История образования и педагогической мысли» одновременно с курсом «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.

Дисциплины комплекса:

- общая педагогика,

- история образования и педагогической мысли,

- теория обучения,

- методика обучения и воспитания,

- теория и методика воспитания,

- управление образовательными системами,

- субъекты педагогического процесса,

- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.

Курс «История образования и педагогической мысли» изучается во втором семестре одновременно с изучением «Общей педагогики»: это позволяет опираться при изучении историко-педагогических фактов и процессов на общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.

Вместе с тем курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.

1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагоги­ческих знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;

- о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;

- о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;

- о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания.

2) Развивающая функция:

- формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информа­ции и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпрета­ции зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;

- развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов:

- уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций;

- личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;

- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта;

- ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:

На основе освоения курсов «Общая психология» и «История», в результате одновременного изучения курса «Общая педагогика» студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:

- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;

- о человеке, условиях и факторах его развития;

- о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.

Особое значение имеет владение студентом понятийно-категориальным аппаратом педагогики, позволяющим понимать и воспроизводить историко-педагогическую информацию.

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли» (с учетом результатов освоения курсов «Общая психология» и «Общая педагогика»), должен:

обладать знаниями:

- об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;

- об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;

- об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития;

- об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики;

- о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов;

- о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики.

уметь:

- учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;

- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;

- сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;

- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)

- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;

- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональ­ных дискуссиях;

- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

владеть;

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;

- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.

иметь представление:

- о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;

- о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;

- о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудитор. занятия. Виды занятий Самост. работа
Лекции Практич. занятия
             
1 курс 2 семестр
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет      
2. Система образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире        
3. Мыслители древности о воспитании        
4. Система образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.)        
5. Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях        
6. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси        
7. Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в X – XVII вв.        
8. Становление российской системы образования в XVIII в.        
9. Развитие педагогической мысли в России в XVIII в.        
10. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)        
11. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.        
12. Образование за рубежом в XIX в.        
13. Развитие педагогики за рубежом в XIX веке        
14. Образование за рубежом в XX в.        
15. Развитие педагогики за рубежом в XX в.          
16. Образование в России в XIX в.        
17. Развитие педагогической теории в России в XIX в.        
18. Образование в России в XX в.        
19. Развитие отечественной педагогической теории в XX в.        
  Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли          
  Всего в часах:          
  Всего в зачетных единицах:          

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Лекция (2 час.)

История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.

Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практи­ки и педагогической мысли.

Место, роль и задачи курса «История образования и педагогиче­ской мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студен­тов.

Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса.

Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними.

Логика построения и структура учебного курса «История образо­вания и педагогической мысли»; особенности организации учебных занятий и самостоятельной работы по истории педагогики.

Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧНОМ МИРЕ

Лекция (2 часа)

Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.

Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.

Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.

Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.

Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.

Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (ДО XVII В.)

Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования.

Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Формирование исламской традиции в воспитании. Мусульманская педагогическая концепция. Брахманская и буддийская педагогические традиции. Воспитание и школа в средневековом Китае.

Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университе­тов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования.

Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Воспитание и обучение у древних славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения.

Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание.

Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Образовательные реформы Петра I. «Духовный регламент» Феофана Прокоповича.

Просвещение и школа после Петра I: учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Образовательные проекты второй половины XVIII в.

«Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Тема 10. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII–XVIII ВВ.)

Лекция (2 час.)

Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.

Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.

Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий.

Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.

Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.

Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.

Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.

Внедрение в образовательную практику новых принципов и способов обучения.

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции: доклад об общей организации народного образования; план национального воспитания.

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений в XVIII столетии.

Тема 12. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной цели воспитания, о праве на образование всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.

Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке. Становление национальных систем образования. Дуалистический характер национальных систем образования. Роль религии в школьном воспитании. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений. Белл-Ланкастерская система обучения.

Особенности и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XX в.

Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США.

Концепции свободного воспитания, развитие концепции экспериментальной педагогики. Экспериментальные школы. Дальтон план Е.Паркхерст. Внедрение в школу информационно-технических средств и технологий.

Тема 14. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – XX ВВ.

Лекция (2 час.)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1804 г. Школьная политика второй четверти XIX века. Устав о начальных и средних школах 1828 г. Православие, самодержавие и народность. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Школьные реформы 1860-х гг. Законодательные акты в области образования 1870-1880-х гг. Земская школа, значение идей земской школы для современной образовательной политики.

Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.). Программа бесплатного обязательного начального обучения. Программа РСДРП. Правительственные проекты.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы создания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века.

Общая характеристика образовательной системы в России в начале третьего тысячелетия. Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Организация экспериментальных школ.

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

- подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

- выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

- аннотирование педагогической литературы и периодики.

Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений:

- работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями,

- анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления,

- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов составляет:

- работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

- сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов;

- участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

- сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона.

При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут вы­полнить факультативно[1] творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогиче­ской проблематики.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ

Итоговая оценка результатов освоения учебной программы по предмету осуществляется на интегрированном дифференцированном зачете по «Истории образования и педагогической мысли» и «Общей педагогике», где при выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются по двум учебным предметам:

- суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;

- суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

- баллы, полученные студентом за выполнение творческой работы[2];

- суммарные баллы, полученные по результатам научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой по профилю учебной дисциплины;

- суммарные баллы, полученные на зачете за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.

Дифференцированный зачет проводят преподаватели двух дисциплин; итоговая отметка выставляется ими согласованно.

7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ [3]

1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

2. Системы образования в Средневековье (до XVII в.)

3. Мыслители древности и Средневековья о воспитании

4. Педагогическое наследие христианства.

5. Идеи и традиции исламской педагогики

6. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

7. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

8. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики

9. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики

10. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики

11. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси, в Российской империи (X – XVIII в.)

12. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

13. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

14. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

15. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

16. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

17. Педагогические идеи Я.А. Коменского, их современное значение.

18. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

19. Развитие образования за рубежом в – XX вв.: общая характеристика

20. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

21. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега: степень их востребованности сегодня

22. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

23. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

24. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

25. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.

26. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

27. Педагогические Л.Н. Толстого, их современное значение.

28. Дидактические идеи П.Ф. Каптерева, их современное значение.

29. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья СИ. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, степень их актуальности в современной России.

30. Педагогические идеи П.П. Блонского, их современное значение.

31. Воспитательная система А.С. Макаренко: общая характеристика

32. Воспитательная система В.А. Сухомлинского: общая характеристика.

33. Основные тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики в России.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. Идеи и педагогические традиции Христианства – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

2. Идеи и педагогические традиции Ислама – возможность и целесообразность их реализации в современной воспитательной практике.

3. Сравнительная характеристика идеалов человека и правил его воспитания, отраженных в канонах католической, лютеранской и православной педагогики.

4. Сравнительная характеристика идеалов человека и норм его воспитания, отраженных в православной педагогике Ветхого и Нового Завета.

5. Сказки Ш. Перро, Э.Т. Гофмана, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм: воспитательный потенциал сказок, его адекватность бытующим в то время педагогическим концпепциям.

6. В. Розанов: чем обусловлены сумерки просвещения и как из них выйти…

7. Педагогические, психологические и этические проблемы обучения и воспитания в женских учебных заведениях России в XVIII – XIX вв.

8. Репрессивность русской педагогики: правда и домыслы.

9. Сопоставительная характеристика и оценка В.Н. Сорокой-Росинским и авторами «Республики ШКИД» Л. Пантелеевым и Г. Белых воспитательной системы школы им. Ф.М. Достоевского.

10. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика Яснополянской школы (при выполнении работы опираться на текст статьи Л.Н. Толстого «Один день в Яснополянской школе»).

11. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли воспитанника колонии им. М. Горького в период ее расцвета (при выполнении работы опираться на текст «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко).

12. Чувства, переживания и рефлексивно-оценочные суждения современного студента педагогического вуза после одного дня, прожитого им в роли ученика 7 класса обычной современной школы (при выполнении работы учитывать психологические особенности современного подростка, специфику его взаимоотношений с учителями и сверстниками).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Историко-педагогический процесс, образование, воспитание, альтернативное образование, классическое образование, материальное и формальное образование, религиозное образование и воспитание, светское образование, элитарное образование; секуляризация образования; национальная система образования, авторская педагогическая система, традиционное обучение, трудовая школа; система образования; классно-урочная система обучения; методы исторического анализа педагогических событий и явлений; народная педагогика, реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика; свободное воспитание, сословное воспитание; принципы природосообразности, социо- и культуросообразности, педагогическая деятельность, педагогическая культура; образовательная среда.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

10.1. Основная литература

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей уч. Степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Истории педагогики и образования: Учеб. пособие для студ. вузов / [И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под редакцией З.И. Васильевой. 5-е изд. М., 2009.

История педагогики и образования. О зарождении воспитания в перво­бытном общества до конца XX в.: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М., 2002.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. вузов. М., 2003.

Нормативные акты

Декларация прав ребенка // Народное образование. 1993. №5.

Конвенция о правах ребенка // Народное образование. 1993. №5.

10.3. Серийные издания

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Солов­ков. М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– на­чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Учеб. пособие: В 2 т. Т.I. В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья Сост.: В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.,1994.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древ­нейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М,1976.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века до наших дней) \Под ред. К.И. Салимовой. Ч.1-3. М., 1989.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.153 с.)