Принципы построения и функционирования системы управления организацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения и функционирования системы управления организацией



Лекция

Автор: Мишин Д.М. Исследование систем управления.

Максимцев и Игнатьева. Исследование систем управления.

Содержание исследование систем управления

ИСУ – это вид научной деятельности, осуществляемый профессиональными исследователями и менеджерами-исследователями соответствующего предмета системы управления, с целью определение законов и закономерностей управления, совершенствования и развития систем, получения и применение новых знаний о системе управления организацией.

ИСУ – это вид деятельности направленный на развитие и совершенствование управления в соответствие с постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Компоненты любого исследования:

  1. Методология – это совокупность целей, принципов (правил), подходов, концепций, методов и процедур исследований. Концепция – это совокупность основополагающих взглядов, определяющих как подходить к восприятию и изучению объекта. Гипотеза – это предварительное и предположительное научное представление об объекте исследования, основанное на ранее полученных знаниях.
  2. Объект и предмет исследования. Если объектом является организация, то предметом исследования является системы управления организации. Если объектом является система управления организацией, то предметом исследования является: первое – отношение между людьми возникающие между людьми в процессе их хозяйственной деятельности, и второе – проблема.
  3. Потребность в исследование – это конкретная проблемы, ее острота и неотложность решения.
  4. Ресурсы исследования.
  5. Процесс и организация исследования – последовательность и порядок проведения исследования и ответственность.
  6. Результаты исследования: рекомендации, методика, алгоритм, проект, модель, программа, план.
  7. Эффективность исследования – соотношение результата и затрат на исследования.

Виды исследования.

По способу получения информации:

  1. Теоретические
  2. Эмпирические
  3. Теоретико-эмпирические.

По направленности на результат:

  1. Фундаментальные
  2. Прикладные

По используемой информации:

  1. Внутренняя
  2. Внешняя

По срокам проведения:

  1. Экспресс исследование
  2. Краткосрочные исследования
  3. Долгосрочные исследования

По способу организации:

  1. Инициативные
  2. Директивные

По место проведению:

  1. Лабораторные (кабинетные).
  2. Полевые

По наличию модели:

  1. Натурные
  2. Модельные

Ситуации, в которых необходимо проведение ИСУ

  1. При совершенствовании систем управления действия организации.
  2. Реконструкция или техническое перевооружение предприятия.
  3. При смене собственника организации (формы собственности).
  4. При разработке систем управления для вновь создающихся организаций.
  5. Анализ факторов конкуренции.

Задачи ИСУ:

  1. Приведение в оптимально соотношение между субъектом управления и объектом управления (норма управляемости – число работников, находящихся в подчинении одного руководителя, снижение затрат на управление, показатели эффективности аппарата управления)
  2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
  3. Рациональное использование финансовых, материальных, людских ресурсов управляющей системой и объектом управления.
  4. Снижение на производство единицы продукции и повышение качества.

Система управления, как объект исследования

Система – это организованное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объединенное в единое целое для достижения поставленных целей. Система административного или организационного управления – это система в основе функционирования которой лежат задачи управления отношениями, возникающими между людьми в процессе их производственно хозяйственной деятельности. Система управления – это система, состоящая не менее чем их двух подсистем: первое – находящихся в отношении соподчинения, расположенных иерархически, второе – связанных по средствам прямых и обратных связей.

Пять системных представлений

  1. Макроскопическое представление – система как единое целое.
  2. Микроскопическое представление – совокупность элементов и связей, соответствующая структура
  3. функционально представление, как совокупность действий или функций для достижения цели.
  4. иерархическое представление – система, является совокупностью подсистем, расположенных иерархически.
  5. процессуальное – состояние системы во времени.

Классификация видов систем:

Отношение к целевому назначению:

  1. целенаправленные
  2. целеустремленные (несколько вариантов достижения цели)

Наличие центрального ведущего элемента:

  1. Централизованные
  2. Децентрализованные (равноценны роли элементов)

Степень сложности

  1. Простые
  2. Сложные – это системы имеющие большое число элементов, с трудно описываемыми связями, а значит без точного описания.

Специализация

  1. Специализируемые
  2. Комплексные

 

Семинар

План курсового проекта

Выявление проблем и решение одной из них через проект.

На основе анализа организации с проектным управлением выявить ее проблемы и решение одной из проблем представить в форме проекта.

План:

  1. Характеристика организации
    1. Общие сведения – когда создана организация, на базе как ой организации она была создана, где расположена, организационно-правовая форма, если предстоит смена – указать (может быть организационным проектом).
    2. История развития организации
Временной интервал Организационные преобразования Причина или основание

Освоение нового проекта, преобразование организационной структуры – могут быть проектами.

  1. Анализ основных направлений деятельности организации – выполняется на основании устава. Здесь нужно выявить три класса направлений:
    1. Направления, реализованные в прошлом, но не выполняемые в настоящее время (опыт организации)
    2. Направления, реализуемые в настоящее время (по этому классу деятельности нужны показатели организации)
    3. Направления, нереализованные, но те, которые могут быть выполнены в будущем (это могут быть будущие проекты)
  2. Анализ динамики основных показателей деятельности организации
Наименование показателя    
План Факт Откло-нение План Факт Отклонение
Объем строительно-монтажных работ (в денежном выражении)            
Численность работающих,            
в т.ч. рабочих            
работников аппарата управления            
Выработка на одного работающего            
в т.ч. рабочего            
работника аппарата управления            
Средняя З/П на одного работающего            
на одного работника            
на одного работника АУ            

Построить графики по показателям таблицы, объяснить причины изменений, выявить проблемы

  1. Анализ оргструктуры управления
    1. Проекты данной организации

i. Проекты, которые были выполнены в прошлом

ii. Проекты, выполняемые организацией в настоящее время (кто в оргструктуре выполняет проекты второго класса)

iii. Проекты будущего

    1. Составить матрицу РАЗУ для второго (ii) класса проектов
    2. Составить матрицу РАЗУ для третьего (iii) класса проектов
  1. Организационно-управленческий анализ
    1. Анализ мисси организации. Соответствует ли организационная структура миссии организации
    2. Есть ли стратегия у организации
    3. Анализ целей организации – если можно, то построить дерево целей, есть ли цели, необеспеченный ответственностью элементами организационной структуры (т.е. есть ли цели, за которые никто не отвечает). Если да – то преобразовать организационную структуру.

Отсюда можно вывести проект преобразования организационной структуры.

  1. Матрица SWOT-анализ.
Внешняя среда Внутренняя среда Возможности Угрозы
Силы ++ Выбор наступательной стратегии +-
Слабости -+ Как с использованием внешней среды преодолеть слабые стороны организации -- Выбор отступательной стратегии, именно здесь наиболее острые проблемы организации

Блок возможностей:

Возможности Удел. вес Балльная оценка Общая оценка
     
Сумма      

Блок слабых сторон дает информацию для формирования проблем

Группа компаний ПИК, СУ-155, Северная строительная компания, Солнце, Главстрой

 

21.11.11

Лекция

Режим функционирования системы: краткосрочный (или разовый), дискретный и непрерывный.

Предсказуемость поведения:

  1. Детерминированные системы – результаты известны
  2. Стохастические системы – вероятностный характер результатов

Взаимодействие с внешней средой:

  1. Изолированные, не имеющие связи с внешней средой
  2. Закрытые системы – системы, имеющие только прямую или только обратную связь (т.е. одностороннюю связь) с внешней средой
  3. Открытые системы – имеющие как прямую, так и обратную связь с внешней средой

По типу субстанции:

  1. Материальные (физические) системы
  2. Абстрактные системы
  3. Абстрактно-физические системы

Адаптивность:

  1. Самостабилизирующиеся системы – это системы самостоятельно достигающие баланса между внутренними ограничениями и внешними воздействиями в пределах заданного диапазона.
  2. Самоорганизующиеся системы – системы, самостоятельно эволюционирующие в более сложные и жизнеспособные при изменениях внешней среды.

 

Свойства систем

Свойство сущности и структуры системы:

1. Первичность целого – процесс функционирования системы как единого целого считается первичным вопросом.

2. Вертикальная целостность:

a. Количество уровней иерархии

b. Степень взаимосвязи уровней иерархии

c. Степень влияния субъекта управления на объект управления

d. Степень самостоятельности подсистем системы

3. Горизонтальная целостность – количество компонентов, интегрированных в структуре системы на одном уровне иерархии

4. Иерархичность

5. Неаддитивность – не поддается сложению – совместное функционирование разнородных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов порождает новые свойства целого не являющееся суммой свойств элементов. (не простое арифметическое сложение свойств элементов, а преобразование по более сложному алгоритму)

6. Размерность

7. Сложность структуры – определяется количеством уровней иерархии управления системой; количество элементов и связей; неаддитивность свойств; трудности формализации функционирования; большое число параметров модели; большой объем требуемой информации для управления. Кроме этого сложность структуры определяется многообразием и неоднородностью элементов и/или связей.

8. Жесткость – определение степени изменения параметров во времени (наличие степени свободы системы – насколько системы может самостоятельно принимать решения).

9. Множественность описания

Методологические свойства:

1. Целенаправленность

2. Приоритетность качества

3. Преемственность (или наследственность)

4. Приоритетность интересов подсистем более высокого иерархического уровня

5. Надежность

6. Безопасность

7. Приоритетность качества и конкурентоспособности

8. Оптимальность

9. Вероятностный характер процесса функционирования системы

10. Эмерджентность – характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегированных (не является суммой) свойств

11. Мультипликативность – означает, что расчет некоторых свойств системы представляет собой не сумму, а произведение параметров каждого свойства элемента системы.

12. Взаимосвязь системы с внешней средой – система рассматривается как «черный ящик». Это свойство говорит о том, что система не может выполнять свои функции без взаимодействия с внешней средой.

13. Открытость – количество элементов внешней среды, взаимодействующих с данной организацией; интенсивность взаимодействия с внешней средой

14. Совместимость – унификация стандартизации элементов – насколько можно заменить одни элементы другими.

Свойства функционирования и развития:

1. Непрерывность функционирования и развития

2. Альтернативность функционирования и развития

3. Синергичность – определяет способность достижения эффективности системы большей суммы эффективностей функционирования ее элементов или подсистем. Т.е. получения положительного эффекта синергии.

4. Инновационность – нововведения должны обеспечивать соответствие субъекта управления объекту управления.

5. Инерционность – означает, что мы должны обладать запасом времени для внесения изменений (система должна находиться в неизменном состоянии на время внесения изменений)

6. Адаптивность – какие бы ни были внешние условия, система должна продолжать нормально функционировать

7. Организованность

8. Стандартизованность – возможность заменять элементы

Классификация связей в системах:

1. Направления действия: прямая и обратная связь

2. Отношение к детерминизму: однозначная, вероятностная и корреляционная связь

3. Тип процесса определяемый связью: функционирование, развитие и управление

4. Сила воздействия: порождение и преобразование

5. Предмет связи: материальный или энергетический и информационный

6. Уровень порядка: связи первого порядка (функционально необходимые друг другу); связи второго порядка (дополнительные связи, не являются необходимым)

7. Изменчивость: жесткие (в технике) и гибкие (изменяющиеся во времени) связи

8. Расположение связей в пространстве: вертикальные, горизонтальные, диагональные (разновидность вертикальных, но не принадлежат к субординационным)

9. Отношение к иерархическому уровню системы: внешние и внутренние связи.

Связи могут быть:

1. Синергетическими связями – эта связь обеспечивает увеличение общего эффекта системы до величины большей суммы эффектов элементов системы или подсистемы, действующих независимо.

2. Рекурсивная связь – позволяет определить, какое явление, происходящее в системе является причиной, а какое следствием. Какая в системе величина – аргумент, а какая – функция.

 

Эмпирические методы ИСУ

Методы наблюдения – способ сбора информации, осуществляемый на основе регистрации и фиксации первичных данных о системе управления.

Метод изучение первичной документации – устав, положение о подразделениях, должностные инструкции, регламенты работы комиссий, советов и т.п., отчеты, плановые документы.

Метод сравнения – метод сравнения исследуемого объекта с аналогом.

Метод измерений

Нормативный метод

Метод эксперимента. Эксперимент – контролируемый управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на объект в искусственно созданных (моделированных) или реальных условиях.

Традиционный метод

Расчетный метод

 

26.12.11

Лекция

Параметрический метод ИСУ – считается наиболее объективном и основывается на количественном и качественном описании исследуемых свойств системы управления (объекта исследования) и установления взаимосвязей между параметрами как внутри управляющей, так и управляемой подсистем, а также между ними. Это позволяет с помощью выбранных параметров на основе фактических данных описать состояние объекта.

Зависимости между параметрами могут быть как функциональными <…>

…проявляющаяся при ее создании или функционировании. Свойства делятся на простые (численность управленческого персонала, срок службы технических средств) и сложные (производительность труда, трудоемкость). Любое свойство можно охарактеризовать словесно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью признаком свойства. Признак системы – это качественная и количественна характеристика свойств системы. К качественным относят: тип оргструктуры управления, метод оценки качества системы управления. Количественно свойства объекта исследования характеризует параметры. Частным случаем параметра системы управления является показатель. Показатель это количественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав элементов, рассматривается данная характеристика применительно к определенным условиям создания и функционирования системы.

Виды параметров и признаков

  1. Количественные параметры:
    1. Абсолютные (численность, затраты)
    2. Относительные (темпы роста)
  2. Качественные параметры
    1. Способ воздействия на управляемый объект
  3. Классификационные признаки (параметры) – характеризуют те свойства системы, которые не могут принимать участие в оценке, но позволяют отнести исследуемый объект к определенному классу безотносительно у проведению оценки.
  4. Порядковые (ранговые) параметры – позволяют качественно отличать друг от друга исследуемые объекты

Классификация показателей:

  1. По количеству характеризуемых свойств
    1. Единичные показатели СУ – относящиеся только к одному из свойств системы управления

i. Единичный относительный показатель – отношение единичного показателя к нормативному (базовому – показатель, принятый за исходный, эталонный, при сравнительных оценках системы управления)

    1. Групповой показатель – комплексный показатель СУ, относящийся к определенной группе ее свойств
    2. Интегральный показатель – отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации системы управления к суммарным затратам

 

16.01.12

Лекция

Методы диагностики системы управления

  1. Методы сбора информации для диагностики
  2. Методы анализа собранной информации
  3. Методы определения приоритетов проблем

 

Диагностический анализ является инструментом выявления причинно-следственных связей в системе, и служит основой для определения направлений дальнейшего детального исследования.

 

Аудит системы управления

Стандарт ИСО 9000-2001

Аудит (или проверка) систематизированный независимый документированный процесс получения свидетельства аудита (проверки) и объективного оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Аудит системы управления может быть:

  1. В виде предпринимательской деятельности по независимой проверке, проводимой независимой аудиторской организацией (третьей стороной).
  2. Деятельность некоммерческого вида (союз потребителей)

Цель любого аудита – выражение мнений аудиторов для достоверности о соответствии аудируемых объектов предъявляемым им требованиям.

Аудит может быть обязательным и инициативным. При проверке аудируемой организации одновременно несколькими аудиторскими фирмами аудит называют совместным. По характеру решаемых аудируемым предприятием задач условно можно разделить на внутренний и внешний.

<…>

Возможные участники ИСУ

Персонал исследуемой организации, постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения системы управления организацией. Профессиональные исследователи ВУЗов, НИИ – это вторая сторона..

Консультанты специализированных консультационных организаций и подразделений других структур, аудиторских организаций.

Организационное развитие

Развитие организации – процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий конкурентное преимущество производства или своевременную его переориентацию на другие рынки.

Организационный потенциал – представляет собой источники, возможности, ресурсы, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели

Реорганизация – перестройка, переустройство юридического лица или лиц, которое означает прекращение деятельности конкретного юридического лица

Лекция

Автор: Мишин Д.М. Исследование систем управления.

Максимцев и Игнатьева. Исследование систем управления.

Содержание исследование систем управления

ИСУ – это вид научной деятельности, осуществляемый профессиональными исследователями и менеджерами-исследователями соответствующего предмета системы управления, с целью определение законов и закономерностей управления, совершенствования и развития систем, получения и применение новых знаний о системе управления организацией.

ИСУ – это вид деятельности направленный на развитие и совершенствование управления в соответствие с постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Компоненты любого исследования:

  1. Методология – это совокупность целей, принципов (правил), подходов, концепций, методов и процедур исследований. Концепция – это совокупность основополагающих взглядов, определяющих как подходить к восприятию и изучению объекта. Гипотеза – это предварительное и предположительное научное представление об объекте исследования, основанное на ранее полученных знаниях.
  2. Объект и предмет исследования. Если объектом является организация, то предметом исследования является системы управления организации. Если объектом является система управления организацией, то предметом исследования является: первое – отношение между людьми возникающие между людьми в процессе их хозяйственной деятельности, и второе – проблема.
  3. Потребность в исследование – это конкретная проблемы, ее острота и неотложность решения.
  4. Ресурсы исследования.
  5. Процесс и организация исследования – последовательность и порядок проведения исследования и ответственность.
  6. Результаты исследования: рекомендации, методика, алгоритм, проект, модель, программа, план.
  7. Эффективность исследования – соотношение результата и затрат на исследования.

Виды исследования.

По способу получения информации:

  1. Теоретические
  2. Эмпирические
  3. Теоретико-эмпирические.

По направленности на результат:

  1. Фундаментальные
  2. Прикладные

По используемой информации:

  1. Внутренняя
  2. Внешняя

По срокам проведения:

  1. Экспресс исследование
  2. Краткосрочные исследования
  3. Долгосрочные исследования

По способу организации:

  1. Инициативные
  2. Директивные

По место проведению:

  1. Лабораторные (кабинетные).
  2. Полевые

По наличию модели:

  1. Натурные
  2. Модельные

Ситуации, в которых необходимо проведение ИСУ

  1. При совершенствовании систем управления действия организации.
  2. Реконструкция или техническое перевооружение предприятия.
  3. При смене собственника организации (формы собственности).
  4. При разработке систем управления для вновь создающихся организаций.
  5. Анализ факторов конкуренции.

Задачи ИСУ:

  1. Приведение в оптимально соотношение между субъектом управления и объектом управления (норма управляемости – число работников, находящихся в подчинении одного руководителя, снижение затрат на управление, показатели эффективности аппарата управления)
  2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
  3. Рациональное использование финансовых, материальных, людских ресурсов управляющей системой и объектом управления.
  4. Снижение на производство единицы продукции и повышение качества.

Система управления, как объект исследования

Система – это организованное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объединенное в единое целое для достижения поставленных целей. Система административного или организационного управления – это система в основе функционирования которой лежат задачи управления отношениями, возникающими между людьми в процессе их производственно хозяйственной деятельности. Система управления – это система, состоящая не менее чем их двух подсистем: первое – находящихся в отношении соподчинения, расположенных иерархически, второе – связанных по средствам прямых и обратных связей.

Пять системных представлений

  1. Макроскопическое представление – система как единое целое.
  2. Микроскопическое представление – совокупность элементов и связей, соответствующая структура
  3. функционально представление, как совокупность действий или функций для достижения цели.
  4. иерархическое представление – система, является совокупностью подсистем, расположенных иерархически.
  5. процессуальное – состояние системы во времени.

Классификация видов систем:

Отношение к целевому назначению:

  1. целенаправленные
  2. целеустремленные (несколько вариантов достижения цели)

Наличие центрального ведущего элемента:

  1. Централизованные
  2. Децентрализованные (равноценны роли элементов)

Степень сложности

  1. Простые
  2. Сложные – это системы имеющие большое число элементов, с трудно описываемыми связями, а значит без точного описания.

Специализация

  1. Специализируемые
  2. Комплексные

 

Семинар

План курсового проекта

Выявление проблем и решение одной из них через проект.

На основе анализа организации с проектным управлением выявить ее проблемы и решение одной из проблем представить в форме проекта.

План:

  1. Характеристика организации
    1. Общие сведения – когда создана организация, на базе как ой организации она была создана, где расположена, организационно-правовая форма, если предстоит смена – указать (может быть организационным проектом).
    2. История развития организации
Временной интервал Организационные преобразования Причина или основание

Освоение нового проекта, преобразование организационной структуры – могут быть проектами.

  1. Анализ основных направлений деятельности организации – выполняется на основании устава. Здесь нужно выявить три класса направлений:
    1. Направления, реализованные в прошлом, но не выполняемые в настоящее время (опыт организации)
    2. Направления, реализуемые в настоящее время (по этому классу деятельности нужны показатели организации)
    3. Направления, нереализованные, но те, которые могут быть выполнены в будущем (это могут быть будущие проекты)
  2. Анализ динамики основных показателей деятельности организации
Наименование показателя    
План Факт Откло-нение План Факт Отклонение
Объем строительно-монтажных работ (в денежном выражении)            
Численность работающих,            
в т.ч. рабочих            
работников аппарата управления            
Выработка на одного работающего            
в т.ч. рабочего            
работника аппарата управления            
Средняя З/П на одного работающего            
на одного работника            
на одного работника АУ            

Построить графики по показателям таблицы, объяснить причины изменений, выявить проблемы

  1. Анализ оргструктуры управления
    1. Проекты данной организации

i. Проекты, которые были выполнены в прошлом

ii. Проекты, выполняемые организацией в настоящее время (кто в оргструктуре выполняет проекты второго класса)

iii. Проекты будущего

    1. Составить матрицу РАЗУ для второго (ii) класса проектов
    2. Составить матрицу РАЗУ для третьего (iii) класса проектов
  1. Организационно-управленческий анализ
    1. Анализ мисси организации. Соответствует ли организационная структура миссии организации
    2. Есть ли стратегия у организации
    3. Анализ целей организации – если можно, то построить дерево целей, есть ли цели, необеспеченный ответственностью элементами организационной структуры (т.е. есть ли цели, за которые никто не отвечает). Если да – то преобразовать организационную структуру.

Отсюда можно вывести проект преобразования организационной структуры.

  1. Матрица SWOT-анализ.
Внешняя среда Внутренняя среда Возможности Угрозы
Силы ++ Выбор наступательной стратегии +-
Слабости -+ Как с использованием внешней среды преодолеть слабые стороны организации -- Выбор отступательной стратегии, именно здесь наиболее острые проблемы организации

Блок возможностей:

Возможности Удел. вес Балльная оценка Общая оценка
     
Сумма      

Блок слабых сторон дает информацию для формирования проблем

Группа компаний ПИК, СУ-155, Северная строительная компания, Солнце, Главстрой

 

21.11.11

Лекция

Режим функционирования системы: краткосрочный (или разовый), дискретный и непрерывный.

Предсказуемость поведения:

  1. Детерминированные системы – результаты известны
  2. Стохастические системы – вероятностный характер результатов

Взаимодействие с внешней средой:

  1. Изолированные, не имеющие связи с внешней средой
  2. Закрытые системы – системы, имеющие только прямую или только обратную связь (т.е. одностороннюю связь) с внешней средой
  3. Открытые системы – имеющие как прямую, так и обратную связь с внешней средой

По типу субстанции:

  1. Материальные (физические) системы
  2. Абстрактные системы
  3. Абстрактно-физические системы

Адаптивность:

  1. Самостабилизирующиеся системы – это системы самостоятельно достигающие баланса между внутренними ограничениями и внешними воздействиями в пределах заданного диапазона.
  2. Самоорганизующиеся системы – системы, самостоятельно эволюционирующие в более сложные и жизнеспособные при изменениях внешней среды.

 

Свойства систем

Свойство сущности и структуры системы:

1. Первичность целого – процесс функционирования системы как единого целого считается первичным вопросом.

2. Вертикальная целостность:

a. Количество уровней иерархии

b. Степень взаимосвязи уровней иерархии

c. Степень влияния субъекта управления на объект управления

d. Степень самостоятельности подсистем системы

3. Горизонтальная целостность – количество компонентов, интегрированных в структуре системы на одном уровне иерархии

4. Иерархичность

5. Неаддитивность – не поддается сложению – совместное функционирование разнородных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов порождает новые свойства целого не являющееся суммой свойств элементов. (не простое арифметическое сложение свойств элементов, а преобразование по более сложному алгоритму)

6. Размерность

7. Сложность структуры – определяется количеством уровней иерархии управления системой; количество элементов и связей; неаддитивность свойств; трудности формализации функционирования; большое число параметров модели; большой объем требуемой информации для управления. Кроме этого сложность структуры определяется многообразием и неоднородностью элементов и/или связей.

8. Жесткость – определение степени изменения параметров во времени (наличие степени свободы системы – насколько системы может самостоятельно принимать решения).

9. Множественность описания

Методологические свойства:

1. Целенаправленность

2. Приоритетность качества

3. Преемственность (или наследственность)

4. Приоритетность интересов подсистем более высокого иерархического уровня

5. Надежность

6. Безопасность

7. Приоритетность качества и конкурентоспособности

8. Оптимальность

9. Вероятностный характер процесса функционирования системы

10. Эмерджентность – характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегированных (не является суммой) свойств

11. Мультипликативность – означает, что расчет некоторых свойств системы представляет собой не сумму, а произведение параметров каждого свойства элемента системы.

12. Взаимосвязь системы с внешней средой – система рассматривается как «черный ящик». Это свойство говорит о том, что система не может выполнять свои функции без взаимодействия с внешней средой.

13. Открытость – количество элементов внешней среды, взаимодействующих с данной организацией; интенсивность взаимодействия с внешней средой

14. Совместимость – унификация стандартизации элементов – насколько можно заменить одни элементы другими.

Свойства функционирования и развития:

1. Непрерывность функционирования и развития

2. Альтернативность функционирования и развития

3. Синергичность – определяет способность достижения эффективности системы большей суммы эффективностей функционирования ее элементов или подсистем. Т.е. получения положительного эффекта синергии.

4. Инновационность – нововведения должны обеспечивать соответствие субъекта управления объекту управления.

5. Инерционность – означает, что мы должны обладать запасом времени для внесения изменений (система должна находиться в неизменном состоянии на время внесения изменений)

6. Адаптивность – какие бы ни были внешние условия, система должна продолжать нормально функционировать

7. Организованность

8. Стандартизованность – возможность заменять элементы

Классификация связей в системах:

1. Направления действия: прямая и обратная связь

2. Отношение к детерминизму: однозначная, вероятностная и корреляционная связь

3. Тип процесса определяемый связью: функционирование, развитие и управление

4. Сила воздействия: порождение и преобразование

5. Предмет связи: материальный или энергетический и информационный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.157 с.)