Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Шейнин И.И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Шейнин И.И.



 

 

М 36 Задания и методические указания для разработки раздела в дипломных проектах «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие/Под. ред. В.М. Подшивалова.- Петербургский государственный университет путей сообщения, 2006 – 90 с. Табл. 42. Ил.7.

Приведены варианты заданий и методические указания по их выполнению. Включают постановку и методику выполнения конкретных задач по защите производственного персонала, повышению устойчивости функционирования объектов экономики и ликвидации последствий ЧС с учетом профиля подготовки студентов. Задания разработаны для случаев возможного возникновения техногенных ЧС, применения современных средств поражения, совершения террористических акций.

Предназначено для студентов-дипломников всех специальностей Университета.

 

© Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Шейнин И.И., 2006

© Петербургский государственный университет путей сообщения, 2006

Транспорт является кровеносной системой страны. От его безопасной и бесперебойной работы зависит обеспечение жизнедеятельности общества и государства, достижение социальной, экономической, военной и в целом национальной безопасности России.

Важным направлением государственной политики в области обеспечения безопасности является создание системы и проведение мероприятий гражданской защиты (обороны), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ГОЧС). Руководители предприятий и организаций отвечают за состояние гражданской обороны объектов и являются председателями объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям. Инженеры возглавляют формируемые штатные и нештатные аварийно-спасательные подразделения. В своей профессиональной деятельности руководители и специалисты обязаны уметь увязывать производственные решения с задачами обеспечения защиты персонала и устойчивой работы объектов в условиях воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Только профессиональная подготовка соответствующих руководителей и специалистов всех уровней и звеньев управления может обеспечить безопасность в ЧС на транспорте. Выполнение раздела (главы) дипломного проекта по обеспечению безопасности в ЧС является обязательным для студентов-выпускников транспортных ВУЗов дневной формы обучения.

Общие рекомендации

 

Целью разработки в дипломном проекте раздела «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) является самостоятельное и творческое, на основе приобретенных за время обучения в университете теоретических знаний и практических навыков, решение научных и прикладных комплексных задач по оценке поражающих факторов, организации защиты производственного персонала и населения, обеспечению устойчивости функционирования сооружений, устройств, технических средств и технологических процессов, рассматриваемых в дипломном проекте объектов железнодорожного транспорта и других отраслей экономики в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Разрабатываемая тема по разделу БЧС, должна учитывать существующие на рассматриваемом объекте проблемы защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, быть актуальной и иметь практическое или теоретическое значение. Она должна основываться на краткой характеристике объекта: предназначение, технологическое производство, элементы инженерно-технического комплекса, территориальное расположение и размеры (схема), источники и характер возможных ЧС на рассматриваемом объекте или на вблизи расположенном потенциально опасном объекте, количество рабочих и служащих, наибольшая работающая смена, количество работающих преимущественно на открытой местности или в производственных зданиях, наличие и характеристика СИЗ, защитных сооружений, сил и средств ГОЧС (РСЧС и ЖТСЧС).

Исходные данные для дипломного проектирования по разделу БЧС студенты собирают на преддипломной практике (стажировке) самостоятельно, обращаясь к администрации объекта, сотрудникам объектового или районного органа ГОЧС.

Если дипломный проект не связан с рассмотрением реального объекта или в нем отрабатываются теоре­тические вопросы, то исходные данные определяются на основе разработанной модели объекта.

Структура раздела:

наименование раздела – «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»;

наименование темы (приведено в задании настоящего пособия или задаётся преподавателем);

исходные данные (указаны в задании и дополняются сведениями из дипломного проекта);

требуется (указываются параграфы раз­дела).

Далее формулируется и выполняется каждый параграф.

Объём раздела должен составлять, как правило, 6-12 листов пояснительной записки, включающей таблицы, схемы и графики.

Принятые решения и выполненные расчёты рекомендуется иллюстрировать на демонстрационных плакатах, которые должны использоваться на защите дипломного проекта.

Последовательность работы над разделом дипломного проекта:

получение (согласование) темы раздела дипломного проекта (выдает преподаватель цикла БЧС после поступления с профилирующей кафедры списка тем дипломного проекта, выданных дипломникам);

ознакомление с рекомендуемой литературой, указанной в настоящем учебном пособии; выполнение раздела (при необходимости консультация с преподавателем);

предоставление на проверку преподавателю полностью выполненного раздела дипломного проекта в соответствии с методическими указаниями учебного пособия;

выполнение раздела в окончательном варианте с учётом замечаний преподавателя и предоставление на подпись задания на дипломное проектирование, титульного листа и демонстрационного плаката.

Рекомендуемые темы разделов:

1. Подготовка объекта к защите производственного персо­нала от аварийно химически опасных веществ (АХОВ ).

2. Обеспечение безопасности ____________и ликвидация аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов.

3. Подготовка объекта к защите производственного персо­нала от воздействия ионизирующих излучений (ИИ).

4. Выбор мер защиты рабочих и служащих объекта, загрязненного радиоактивными веществами.

5. Разработка и выбор режимов радиационной защиты (РРЗ).

6. Дезактивация объекта, загрязненного радиоактивными веществами.

7. Расчет защитного сооружения для персонала объекта железно-дорожного транспорта.

8. Подготовка станции метрополитена в качестве убежища.

9. Оценка устойчивости элементов инженерно-технического комплекса объекта и возможных объемов разрушений при аварийном взрыве.

10. Определение границ зоны сохранения устойчивости инженерно-технического комплекса объекта и мест возможного размещения взрывоопасного источника ЧС.

11. Оценка и повышение устойчивости электротехнических систем.

12. Восстановление прерванного движения поездов при аварий­ном взрыве в составе поезда.

13.Разработка технологии подъемки подвижного состава на железнодорожный путь.

14. Проект сооружения земляного полотна временного обхода очага поражения (зоны ЧС).

15. Разработка проекта производства путевых работ при со­оружении временного обхода очага поражения.

16. Разработка вариантов дублирования моста.

17.Расчет водоснабжения и организация водоотведения на пункте обеззараживания подвижного состава.

18. Расчет материального и экономического ущерба от ЧС на ОЖДТ.

19.Организация рассредоточения железнодорожным транспортом рабочих и служащих объектов экономики.

20.Выявление возможной обстановки и подготовка к аварийно-спасательным работам на ОЖДТ при применении ядерных средств поражения.

21.Повышение антитеррористической защищенности объекта железнодорожного транспорта.

Обучение производственного персонала в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

 

Задание 1

Подготовка объекта* к защите производственного персонала от аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Исходные данные.

На ОЖДТ (вблизи от него) расположен химически опасный объект (ХОО). Наименование ХОО, вид, масса АХОВ в максимальной емкости, другие исходные данные приведены в таблице вариантов. АХОВ в сжиженном состоянии.

Таблица 1

Таблица вариантов

 

Номер вари­анта Наименование ХОО Вид АХОВ Масса АХОВ, т Удаление ХОО от ОЖДТ, км Характер мест­ности Обеспечен-ность персо-нала противо-газами, %
  Пункт пог-рузки ЦСТ Хлор   На ОЖДТ Закрытая  
  Пути отстоя ЦСТ Аммиак     -"- Открытая  
  Пункт ж.д. во-доснабжения Хлор     -"- Закрытая  
  Пункт выгрузки Аммиак     -"- Открытая  
  Пути отстоя ЦТС Хлор   -"- Закрытая  
  Химкомбинат Хлор     Закрытая  
  Хладоком-бинат Аммиак   2,5 Открытая  
  Водоочистные сооружения Хлор   1,5 Закрытая  
  Водопровдная станция Хлор   3,5 Закрытая  
  База АХОВ Хлор     Закрытая  
  Мясокомбинат Аммиак     Открытая  
  База АХОВ Аммиак     Открытая  

Примечания.

1. При нахождении ХОО на ОЖДТ его местоположение принимается по данным дипломного проекта или задается преподавателем.

2. ЦСТ – цистерна.

3. В вариантах 6-12 емкости с АХОВ обвалованы либо находятся в поддонах; высота обваловки (поддона) 1,2 м.

Требуется:

1) дать характеристику АХОВ;

2) выявить и оценить возможную химическую обстановку;

3) разработать мероприятия по подготовке ОЖДТ к возможному заражению АХОВ.

Методика выполнения

Характеристика АХОВ

Приводятся общие сведения об аварийно химически опасных веществах: определение АХОВ; виды опасности АХОВ; понятие о токсичности АХОВ (ПДК, ТД) [9, с.55-57]; особенности поражающего действия АХОВ [10, с.40,41];

Дается характеристика АХОВ, пре­дусмотренного вариантом задания: область применения, физико-химические свой­ства; токсикологические характеристики; признаки отравления [9, с.58, 59;прил. 9 и 10].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.012 с.)