Низкие психологические нагрузки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низкие психологические нагрузки.



Система идей и образов, которой вы пользуетесь, не должнауводить вас в сторону от реальной боеспособности. Одно дело наносить удары по чучелу человека или разбивать всевозможные предметы, а другое - применять те же удары по живому человеку.

Надо всегда помнить, что нанесение удара - это переход через определённый барьер, за которым, как правило, неизвестность.

Ещё один немаловажный аспект - это психологическое состояние адептов при проведении тренировок, спаррингов. Особенно это касается новичков.

Все новички испытывают громаднейшие стрессы:

- от своего несовершенства по отношению к обладателям более высоких поясов;

- от полученных травм, которые иногда понижают даже тот уровень физического и технического развития, который был у адепта до начала тренировок;

- от физического несовершенства, которое иногда ставит непреодолимый барьер перед занятиями единоборствами вообще;

- от изучаемых техник, количество и разрушительная направленность которых приводит к психическому истощению и переутомлению.

Айки-до же имеет в своём арсенале только неразрушающие техники, направленность которых имеет строго определённую цель - защитить и себя от травмы, и нападающего от его же неразумного поведения. Применяя свои техники, айкидока не сковывает себя размышлением о возможности нанесения вреда, что позволяет полностью раскрывать как психологические, так и физические возможности.

Следующий вопрос, который хотелось бы отметить - это связь Айки-до с философиями и религиями мира. (В следующей главе мы подробно рассмотрим основные религии Японии и их направления для более полного постижения философии Айки-до.) Айки-до возникло на Востоке. Основным принципом восточных религий - индуизма, буддизма, янизма, сикхизма и др. - является идея, что человеческая индивидуальность или душа существует отдельно от тела, и эта душа перевоплощается в течении ряда жизней. Этот процесс перевоплощения называется реинкарнацией. Религии Востока рассматривают реинкарнацию как часть эволюционного процесса, цель которого одна - помочь индивидуальности познать жизнь, чтобы освободить душу от бесконечного цикла смертей и рождений.

"Бхагават-Гита", священная книга индуизма, гласит, что "как человек сбрасывает изношенную одежду и одевает новую, так и нечто подобное происходит с душой, которая сбрасывает изношенные тела и входит в другие новые". Как только душа усвоит уроки жизни, она соединится с божественной сущностью, таинственным и неделимым абсолютом.

Наиболее интригующий вопрос в Учении о реинкарнации - почему душа входит именно в данное тело, а не иное. Другое Учение помогает объяснить этот элемент в теории о реинкарнации - Учение о Причине и Следствии. На Востоке это Учение известно под названием Учение о Карме. На санскрите слово "карма" означает "действие" или "поступок". По Закону Кармы, когда человек что-то делает, он создаёт цикл причины и следствия. Личная карма - это результат всего того, что сделал человек во всех своих жизнях. Каждый поступок - физический, умственный, эмоциональный или духовный - создаёт кармическую ответную реакцию. Когда человек действует сознательно, он создаёт положительные условия или положительную карму. Однако, если человек злоупотребляет своей жизнью, он несёт ответственность за негативные действия и создаёт отрицательную карму. Это напоминает бухгалтерскую книгу, где в качестве актива или капиталовложений - записи с положительными действиями, которые предоставляют большие возможности для самовыражения и записи, отрицательных поступков в виде долга, который придётся оплатить в будущем. Древние китайцы верили, что если человеческое поведение нарушает гармонию жизни, то могут возникнуть такие природные бедствия, как потоп или засуха. Великий китайский учитель Конфуций учил: " Добро и зло поражает человека не случайно. Небеса посылают нам счастье или страдания в соответствии с нашим поведением."

Иудейско-христианская традиция содержит те же кармические принципы, только называет их по иному. Например, в Ветхом завете принцип " око за око, зуб за зуб " выражает концепцию мгновенного кармического воздаяния. В Новом завете универсальный закон причины и следствия вложен в уста Апостола Павла: " Что посеешь, то и пожнёшь ".

По Закону Кармы любой вред, который человек причиняет кому-то (осознанно или неосознанно), неизбежно вернётся к нему, причём вернётся многократно усиленный. В русле этого закона нападение (как в агрессивных так и защитных целях) - это поступок, который не только не разрешает конфликт между людьми, но ещё туже его затягивает, при этом момент разрешения конфликта может перенестись на много веков в будущее. Следовательно, единоборства, которые предлагают как можно быстрее расправиться со своим противником, заводят нас в порочный круг: вред, который они предлагают нанести нападающему, неизбежно вызовет нападение в дальнейшем и человеку придётся вновь защищаться, но уже от зла, порождённого им самим. Морихэй Уэсиба своим искусством показал путь, который разрешает конфликты подобного рода в пользу обеих сторон: применяя техники Айки-до, защищающийся не только избегает плохих кармических последствий, но и уберегает от них нападающего. Принимая во внимание Закон кармы, человек, на которого нападают, понимает, что нападение - это результат его действий в прошлом, а следуя философии Айки-до, человек не только не создаёт своих кармических долгов, но и помогает безболезненно разрешить их нападающему. Следовательно, поговорка "Лучшее средство защиты - нападение" отражает путь в пропасть, выбраться из которой мы сможем только сами. В Приложении читатель сможет найти очерк Е. Писаревой “Карма, или закон причин и последствий”, в котором читатель сможет более подробно ознакомиться с этим важным законом нашей жизни.

Морихэй Уэсиба часто подчёркивал мистические и духовные аспекты бу-до. Он неоднократно выражал свой протест против тенденции рассматривать бу-до как чисто физическую форму деятельности (или, хуже того, как спорт) и против возрастания материализма в современном обществе в целом. Он говорил: " Айки-до есть постижение духа! Божественность не имеет границ".

В своих духовных исканиях Уэсиба был не одинок. В это же время в Японии жило несколько великих мастеров, но наиболее известны для запада два мастера: Дзигоро Кано - создатель Дзю-до, и Гитин Фунакоси - создатель Сётокан каратэ. Можно сказать, что эти мастера бу-до к концу своей жизни занимались Айки-до, независимо от конкретного названия своего направления - их движения естественным образом становились круговыми, и все трое всё больше полагались скорее на своевременность, силу ки и чистую концентрацию, чем на физическую силу и механическую технику исполнения. В определённом смысле Айки-до Уэсибы можно считать кульминацией и полной зрелостью любого бу-до: "Обогащай Айки-до достойными традициями, облачай их в свежие одеяния и выстраивай их в классические стили, чтобы возникали более совершенные их формы".

 

Глава 5.

ОСНОВЫ АЙКИ-ДО.

 

Сущность Айки-до, единство ки, разума и тела, должна быть постигнута человеком как целое. Если мы воспримем только её духовный аспект, то можем впасть в доктринерство и абстракционизм. Если же мы будем воспринимать это только с точки зрения развития техники и физической силы, то нам придётся удовлетвориться упрощенным объяснением моторных движений. Сущность Айки-до включает как духовный, так и физический аспекты и, безусловно, мы должны воспринимать её как часть бу-до, объединяющую ки, разум и тело с философской и религиозной точек зрения.

Наилучший путь правильного постижения этой сущности состоит в тщательном анализе высказываний Основателя. Его высказывания могут казаться сложными при первом прочтении, но повторное чтение и анализ помогут выявить заключённые в них разные уровни содержания. Частое обращение к японскому слову нэн может вызвать затруднения, но мы оставим исходный термин, поскольку его точный русский эквивалент отсутствует. (Понятие нэн дословно переводится как "мысленный импульс" и включает в себя такие понятия как концентрация, кульминация, мгновенное решение. Более подробно о нэн-действиях можно прочитать в труде Сэкида Кацуки "Практика дзэн".) В постижении нэн кроется ключ к раскрытию сущности Айки-до, фактически, оно представляет собой самую сердцевину Айки-до. Следующее высказывание Учителя Уэсиба объясняет значение этого так:

"Данное тело есть конкретный продукт соединения материального и духовного, создаваемого Вселенной. Оно вдыхает тонкую сущность Вселенной, и становится одним телом внутри неё, поэтому тренировка - это тренировка пути человеческой жизни. Первая задача тренировки - в постоянном воспитании духа, шлифовке энергии нэн, и соединении тела и разума. Это основа для развития вадза (техники), которая, в свою очередь, разворачивается в бесконечность через нэн.

Существенно, чтобы вадза всегда соответствовала истинности Вселенной. Для того, чтобы это осуществилось, необходимо правильное восприятие нэн. Если чье-то нэн связано с желаниями маленькой личности, то оно ошибочно. Поскольку основанная на ошибочных представлениях тренировка противостоит истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические последствия и разрушительные действия.

Нэн никогда не связывается с победой или поражением, и оно растёт, приходя к правильной связи с ки Вселенной. Когда это происходит, нэн становится сверхъестественной силой, которая позволяет чётко видеть все вещи в мире, даже малейшие движения руки или ноги. Человек становится как бы чистым зеркалом, отражающим всё, и, поскольку он стоит в центре Вселенной, то может чётко видеть всё находящееся вне центра. В этом заключается истина победы без борьбы.

Для выработки гибких движений ки, связанных с нэн, вы должны понять что левая сторона тела является базой боевого искусства, а правая сторона - это место проявления ки Вселенной. Когда человек постигает состояние абсолютной свободы, тело становится лёгким и проявляет способность к трансформации. Правая сторона проводит силу через левую, левая сторона становится щитом, а правая - основой техники. Этот естественный спонтанно проявляющийся закон природы должен держаться на центре, и человек должен свободно проявлять свою личность в процессе динамического сферического вращения."

Учитель Уэсиба учил, что развитие нэн состоит в одномоментной концентрации духа, ищущего соединения с вселенской сущностью, давшей нам жизнь на Земле. Когда тело и разум, объединённые нэн, достигают состояния гармонии с принципом упорядоченной вселенной, личность освобождается от эгоизма и эгоцентризма, порождая сверхъестественную всевидящую силу. Личность, соединенная с принципом универсальных изменений, двигается легко и естественно, свободно проявляя себя в сферических движениях.

Нэн, централизованная концентрация в поисках объединения упорядоченности Вселенной и принципа изменения, становится проявлением тонкой работ ки. Когда эта тонкая работа, основанная на нэн, проявляется в сердце и разуме занимающегося, он становится свободным и открытым, а его внутренность становится проницаемой. При работе через всё тело в результате получается одухотворённое динамическое движение в круговом и сферическом вращении. Короче, нэн - это линия, соединяющая ки -разум-тело и ки Вселенной.

Открытие нэн Учителем Уэсиба может быть объяснено его постоянной тренировкой в течение многих лет, но чёткая фокусировка этой концепции была осуществлена на основе его опыта поведения в критических (вопрос жизни или смерти) ситуациях. Они могут рассматриваться как кажущиеся или сверхъестественные, но, без сомнения, они были одними из наиболее значительных событий его жизни.

Одно из таких событий произошло во время его поездки в центральную Монголию в феврале-июне 1924 года, когда он сопровождал Ванисабуро Дэгути (более подробно о нём читайте ниже в этой главе), главу религиозной секты Омото-кё, который искал место, чтобы основать миссию - будущий общий религиозный и социально-политический центр. В районе происходили волнения и беспорядки, и поездка проходила в условиях риска для жизни.

Мы не можем детально рассматривать эти приключения, скажем только, что за их безопасность в районе Ксиньянь отвечала группа солдат из армии Внутренней и Внешней независимости Монголии. Несколько раз на них нападали солдаты китайской национальной армии, а также вооружённые группы бандитов, занимавшиеся мародёрством в том районе. На перевале в горах на пути в Тонгльяо они попали в засаду и оказались окружены со всех сторон.

Говорят, что Основатель решил, что смерть неизбежна и приготовился к концу. Но под градом пуль он ощутил необычное спокойствие и, не меняя своего местоположения, уклонялся от пуль за счёт лёгких движений тела. Чудом он не только избежал ранения, но остался совершенно невредимым. Позже Основатель собственными словами описал этот эпизод:

" Я не мог уйти с того места, где стоял. Поэтому, когда пули стали лететь ко мне, я просто скручивал корпус и поворачивал голову. Скоро, сконцентрировав своё восприятие, я мог интуитивно сказать, откуда враги будут стрелять - будет ли выстрел направлен справа или слева. Я мог видеть вспышки белого света, возникающие впереди пуль. Я уклонялся от них, скручивая и поворачивая корпус, и они проходили мимо меня. Это продолжалось непрерывно, почти не оставляя времени на дыхание, но вдруг я почуствовал, что проник в сущность бу-до. Я ясно увидел, что живые движения в боевых искусствах получаются, когда ки сконцентрирована в центре тела и разума, и чем спокойнее я становился, тем яснее делался мой разум. Я мог интуитивно понимать мысли, в том числе побуждения к насилию противника. Спокойный разум подобен центру крутящегося волчка - за счёт устойчивого центра волчок вращается ровно и быстро. Кажется, что он почти стоит на месте. Так я получил опыт достижения состояния ясности разума и тела (суми-кири)".

Произошедший позже другой случай из жизни Основателя ещё раз представил ему возможность продемонстрировать состояние просветления, достигаемое за счёт спокойствия разума и тела. Это случилось в весенний день в 1925 году в школе Айябэ, когда он сразился с военным офицером, вооружённым мечом. Основатель встретил атаку только голыми руками. Куда бы противник не направлял своё оружие, он лёгким движением тела избегал укола или рубящего движения меча. Плавные мягкие движения Основателя оказались слишком сильным ощущением для офицера, который скоро оставил свои попытки, полностью обессилев. Позднее Основатель вспоминал это событие так:

"Это было ничто. Просто результат ясности разума и тела. Когда противник атаковал, я мог видеть вспышку белого света размером с небольшой камешек, впереди меча. Я мог чётко видеть, что меч следует сразу за этой вспышкой, и я лишь уклонялся от вспышек белого света".

В этом случае, достигнув того же состояния, которое было у него в Центральной Монголии, Основатель оказался способен мгновенно интуитивно предугадать малейшее движение, возникающее на основе враждебных мыслей противника. В последующие годы он называл подобные тонкие ощущения "колебаниями тела, отражающими колебания вселенной" и составлял стихи типа:

 

Стоя между небом и Землей,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.229 (0.015 с.)