Понятие «Информационная система». Классификация АИС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «Информационная система». Классификация АИС



Понятие «Информационная система». Классификация АИС

Информационная система (ИС) – совокупность принципов, методов и способов обработки информации и непосредственно сам процесс ее преобразования. (Т.е процесс + те правила, по которым он выполняется). По различным критериям:

При классификации ИС реализуется принцип многовариантности, т.е. она может выполняться с различных точек зрения:

Область применения

1.По уровню организации

2.По аппаратно – техническому обеспечению

3.По масштабу

Классификация информационных систем

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: назначению, структуре аппаратных средств, режиму работы, виду деятельности и т.п.

Приведем определения и пояснения ряда терминов и понятий, связанных с классификацией информационных систем.

По назначению информационные системы делят на информационно-управляющие, системы поддержки принятия решений, информационно-поисковые, информационно-справочные и системы обработки данных.

Информационно-управляющие системы —это системы для сбора и обработки информации, необходимой при управлении организацией, предприятием, отраслью и т.п.

Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.

Информационно-поисковые системы — это системы, основное назначение которых — поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных, как правило, на значительные расстояния. Примером таких систем являются, в частности, поисковые системы (серверы) в сети INTERNET, автоматизированные системы поиска научно-технической информации (АСНТИ) и др. Информационно-поисковые системы делятся на документальные (назначение — поиск документов) и фактографические (назначение — поиск фактов).

Информационно-справочные системы — это автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией. К таким системам относятся системы информационного обслуживания пассажиров на железнодорожных вокзалах.

К системам обработки данных относится класс информационных систем, основной функцией которых являются обработка и архивация больших объемов данных.

По виду деятельности автоматизированные информационные системы делят на:

1.автоматизированные системы управления предприятием (АСУП),

2.автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП),

3.системы автоматизированного проектирования (САПР),

4.автоматизированные обучающие системы (АОС) и т.д.

По структуре аппаратных средств выделяют однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сети ЭВМ, сосредоточенным системы, системы с удаленным доступом). Многомашинные и многопроцессорные системы создаются для повышения производительности им надежности вычислительных комплексов.

Сосредоточенные системы — это вычислительные системы, весь комплекс оборудования которых, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, так что для связи между отдельными машинам используются интерфейсы ЭВМ и не требуется применять системы передачи данных.

Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечивают связи между терминалами пользователей и вычислительными средствами способом передачи данных по каналам связи (с использованием систем пере дачи данных).

История создания АИС. Требования к АИС.

Изменение подхода к использованию Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 Бумажный поток расчетных документов Информационные системы обработки документов на электронных механических машинах. Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры, обработки счетов и расчет о заработной плате.
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ИС для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1980 гг. Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления. Выработка наиболее рационального решения.
1980 и т.д. Информационно-стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентную преимущественность Стратегические ИС автоматизированные офисы. Выживание, процветание фирм.

Требования, предъявляемые к информационным системам

Информационная система должна соответствовать требованиям гибкости, надежности, эффективности и безопасности.

Гибкость, способность к адаптации и дальнейшему развитию подразумевают возможность приспособления информационной системы к новым условиям, новым потребностям предприятия. Выполнение этих условий возможно, если на этапе разработки информационной системы использовались общепринятые средства и методы документирования, так что по прошествии определенного времени сохранится возможность разобраться в структуре системы и внести в нее соответствующие изменения, даже если все разработчики или их часть по каким-либо причинам не смогут продолжить работу.

Любая информационная система рано или поздно морально устареет, и станет вопрос о ее модернизации или полной замене. Разработчики информационных систем, как правило, не являются специалистами в прикладной области, для которой разрабатывается система. Участие в модернизации или создании новой системы той же группы проектировщиков существенно сократит сроки модернизации. Вместе с тем возникает риск применения устаревших решений при модернизации системы. Рекомендация в таком случае одна — внимательнее относиться к подбору разработчиков информационных систем.

Надежность информационной системы подразумевает ее функционирование без искажения информации, потери данных по «техническим причинам». Требование надежности обеспечивается созданием резервных копий хранимой информации, выполнения операций протоколирования, поддержанием качества каналов связи и физических носителей информации, использованием современных программных и аппаратных средств. Сюда же следует отнести защиту от случайных потерь информации в силу недостаточной квалификации персонала.

Эффективность Система является эффективной, если с учетом выделенных ей ресурсов она позволяет решать возложенные на нее задачи в минимальные сроки.

Безопасность Под безопасностью, прежде всего, подразумевается свойство системы, в силу которого посторонние лица не имеют доступа к информационным ресурсам организации, кроме тех, которые для них предназначены. Защита информации от постороннего доступа обеспечивается управлением доступом к ресурсам системы, использованием современных программных средств защиты информации. В крупных организациях целесообразно создавать подразделения, основным направлением деятельности которых было бы обеспечение информационной безопасности, в менее крупных организациях назначать сотрудника, ответственного за данный участок работы.

Система, не отвечающая требованиям безопасности, может причинить ущерб интересам заказчика, прежде всего имущественным.

 

 

Модели жизненного цикла

Каскадная модель жизненного цикла информационной системы

Каскадная модель демонстрирует классический подход к разработке различных систем в любых прикладных областях. Для разработки информационных систем данная модель широко использовалась в 70-х и первой половине 80-х годов. Каскадные методы проектирования хорошо описаны в зарубежной и отечественной литературе разных направлений: методических монографиях, стандартах, учебниках. Организация работ по каскадной схеме официально рекомендовалась и широко применялась в различных отраслях. Таким образом, наличие не только теоретических оснований, но и промышленных методик и стандартов, а также использование этих методов в течение десятилетий позволяет называть каскадные методы классическими.

Каскадная модель предусматривает последовательную организацию работ. При этом основной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

Основные этапы разработки по каскадной модели

За десятилетия существования каскадной модели разбиение работ на стадии и названия этих стадий менялись. Кроме того, наиболее разумные методики и стандарты избегали жесткого и однозначного приписывания определенных работ к конкретным этапам. Тем не менее все же можно выделить ряд устойчивых этапов разработки, практически не зависящих от предметной области

- Анализ требований заказчика (Проводится исследование проблемы, которая должна быть решена, четко формулируются все требования заказчика. Результатом, получаемым на данном этапе, является техническое задание (задание на разработку), согласованное со всеми заинтересованными сторонами);

- Проектирование (разрабатываются проектные решения, удовлетворяющие всем требованиям, сформулированным в техническом задании. Результатом данного этапа является комплект проектной документации, содержащей все необходимые данные для реализации проекта.);

- Разработка (реализация проекта. Здесь осуществляется разработка программного обеспечения (кодирование) в соответствии с проектными решениями, полученными на предыдущем этапе. Методы, используемые для реализации, не имеют принципиального значения. Результатом выполнения данного этапа является готовый программный продукт.);

- Тестирование и опытная эксплуатация (проводится проверка полученного программного обеспечения на предмет соответствия требованиям, заявленным в техническом задании. Опытная эксплуатация позволяет выявить различного рода скрытые недостатки, проявляющиеся в реальных условиях работы информационной системы.);

- Сдача готового продукта (Главная задача этого этапа — убедить заказчика, что все его требования выполнены в полной мере).

Этапы работ в рамках каскадной модели часто также называют частями «проектного цикла» системы. Такое название возникло потому, что этапы состоят из многих итерационных процедур уточнения требований к системе и вариантов проектных решений. Жизненный цикл самой системы существенно сложнее и длиннее. Он может включать в себя произвольное число циклов уточнения, изменения и дополнения уже принятых и реализованных проектных решений. В этих циклах происходит развитие информационной системы и модернизация отдельных ее компонентов.

Основные достоинства каскадной модели

Каскадная модель имеет ряд положительных сторон, благодаря которым она хорошо зарекомендовала себя при выполнении различного рода инженерных разработок и получила широкое распространение. Рассмотрим ее основные достоинства.

- На каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности.

- Выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты.

Каскадная модель изначально разрабатывалась для решения различного рода инженерных задач и не потеряла своего значения для прикладной области до настоящего времени. Кроме того, каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при разработке определенных информационных систем. Имеются в виду системы, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем чтобы предоставить разработчикам свободу выбора реализации, наилучшей с технической точки зрения. К таким информационным системам, в частности, относятся сложные расчетные системы, системы реального времени.

Недостатки каскадной модели

Перечень недостатков каскадной модели при ее использовании для разработки информационных систем достаточно обширен. Вначале просто перечислим их, а затем рассмотрим основные из них более подробно:

- существенная задержка в получении результатов;

- ошибки и недоработки на любом из этапов проявляются, как правило, на последующих этапах работ, что приводит к необходимости возврата назад;

- сложность параллельного ведения работ по проекту;

- чрезмерная информационная перенасыщенность каждого из этапов;

- сложность управления проектом;

- высокий уровень риска и ненадежность инвестиций.

Спиральная модель жизненного цикла

Спиральная модель, в отличие от каскадной, предполагает итерационный процесс разработки информационной системы. При этом возрастает значение начальных. этапов жизненного цикла, таких как анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов.

Итерации. Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий (к выпуску внутренней или внешней версии изделия (или подмножества конечного продукта), которое совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать законченной системой

Таким образом, каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы на следующем витке спирали. На каждой итерации углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, в результате чего выбирается обоснованный вариант, который доводится до окончательной реализации.

Использование спиральной модели позволяет осуществлять переход на следующий этап выполнения проекта, не дожидаясь полного завершения текущего — недоделанную работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная задача каждой итерации — как можно быстрее создать работоспособный продукт, который можно показать пользователям системы. Таким образом, существенно прощается процесс внесения уточнений и дополнений в проект.

Преимущества спиральной модели

Спиральный подход к разработке программного обеспечения позволяет преодолеть большинство недостатков каскадной модели и, кроме того, обеспечить ряд дополнительных возможностей, делая процесс разработки более гибким

- Итерационная разработка существенно упрощает внесение изменений в проект при изменении требований заказчика.

- Уменьшение уровня рисков. Данное преимущество является следствием предыдущего, так как риски обнаруживаются именно во время интеграции. Поэтому уровень рисков максимален в начале разработки проекта. По мере продвижения разработки ожидаемый уровень рисков снижается. Данное утверждение справедливо при любой модели разработки, однако при использовании спиральной модели снижение уровня рисков происходит с наибольшей скоростью. Итерационная разработка обеспечивает большую гибкость в управлении проектом, давая возможность внесения тактических изменений в разрабатываемое изделие. Например, можно сократить сроки разработки за счет снижения функциональности системы или использовать в качестве составных частей системы продукцию сторонних фирм вместо собственных разработок. Это может быть актуальным в условиях конкурентной борьбы, когда необходимо противостоять продвижению изделия, предлагаемого конкурентами.

- Итерационный подход упрощает повторное использование компонентов. Это обусловлено тем, что гораздо проще выявить (идентифицировать) общие части проекта, когда они уже частично разработаны, чем пытаться выделить их в самом начале проекта. Анализ проекта после проведения нескольких начальных итераций позволяет выявить общие многократно используемые компоненты, которые на последующих итерациях будут совершенствоваться.

- Спиральная модель позволяет получить более надежную и устойчивую систему. Это связано с тем, что по мере развития системы ошибки и слабые места обнаруживаются и исправляются на каждой итерации. Одновременно могут корректироваться критические параметры эффективности, что в случае каскадной модели доступно только перед внедрением системы.

- Итерационный подход дает возможность совершенствовать процесс разработки — анализ, проводимый в конце каждой итерации, позволяет проводить оценку того, что должно быть изменено в организации разработки, и улучшить ее наследующей итерации.

Недостатки спиральной модели

Основная проблема спирального цикла — определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Иначе процесс разработки может превратиться в бесконечное совершенствование уже сделанного. При итерационном подходе полезно следовать принципу «лучшее — враг хорошего». Поэтому завершение итерации должно производиться строго в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена.

Планирование работ обычно проводится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

 

Обеспечивающие компоненты

Информационное обеспечение это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, приме­няемой при функционировании автоматизированной системы.

Техническое обеспечение это совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы.

Программное обеспечение совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, фун­кционирования и проверки работоспособности автоматизированной си­стемы.

Математическое обеспечение совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых в автоматизированной системе.

Методическое обеспечение совокупность документов, описываю­щих технологию функционирования автоматизированной системы, мето­ды выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизиро­ванной системы.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих юридический статус, создание, функционирование ИС, а т.ж. регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Включает нормативные акты, договорные отношения заказчика и разработчика и условие правового регулирования возникших разногласий в ходе разработки или эксплуатации ИС. Четко формулируется: статус ИС и ее эксплуатация; права и обязанности, ответственность персонала; правовое положение отдельных видов процессов управления; правовой порядок получения и использования инф-ции.)

Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала с техническим обеспечением и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Основные документы – должностные инструкции, где это должно быть сформулировано.

 

14.Понятие «открытые АИС». Глобальная сеть Internet как пример открытой информационной системы. Назначение информационных систем, применяющихся на железной дороге:

Открытые информационные системы создаются в процессе информатизации всех основных сфер современного общества: органов государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационного обслуживания предпринимательской деятельности, производственной сферы, науки, образования. Развитие и использование открытых информационных систем неразрывно связаны с применением стандартов на основе методологии функциональной стандартизации информационных технологий.

Термин открытая означает, что если система соответствует стандартам ВОС, то она будет открыта для взаимодействия с любой другой системой, которая соответствует тем же стандартам ВОС.

Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Internet образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

АСОУП – Автоматизированная система оперативного управления перевозками.

АСОУП является системой дорожного уровня. Одновременно она обеспечивает информацией практически все уровни управления. Эти функции осуществляются через существующие системы на станциях и других линейных предприятиях, а также путём информационного взаимодействия с системами верхнего уровня. АСОУП смежных дорог должны также взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы в конечном итоге на сети дорог функционировала единая система оперативного управления перевозками.

ДИСКОН - автоматизированная система контроля дислокации контейнерного парка.

В декабре 2001 г на РЖД введена система ДИСКОН. Особенность данной системы: использование в качестве информационной основы оперативной базы данных, содержащей информацию о каждом контейнере по его номеру. Основная цель создания повышения эффективности контейнерных перевозок, прежде всего за счет наиболее рациональной работы с каждым контейнером, постоянного контроля за его дислокацией, состоянием и соблюдением правильности выполнения каждой операции.

ДИСКОН имеет 3-х уровневую структуру:

1- линейный: станции -

2- дорожный: управление дорог;

3- сетевой: МПС.

ДИСПАРК - Автоматизированная система полномерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка на железных дорогах России.

ДИСПАРК является принципиально новой автоматизированной системой управления парком грузовых вагонов, основанной на создании достоверных полномерных моделей дислокации и состояния вагонов на уровне сети и железных дорог, функционирующей как единое целое и обеспечивающей подключение к ней железных дорог стран СНГ и Балтии.

Система ДИСПАРК предназначена для: формирования объективных данных о наличии и состоянии вагонного парка на сети, железных дорогах, обеспечения сохранности вагонного парка РФ. Обеспечения функционирования систем взаиморасчетов за пользование вагонами на основе учета времени нахождения каждого вагона на территории государства и железной дороги; обеспечения полномерного контроля наличия вагонов на новостройках, за границей и на подъездных путях; создания условий для отказа от безномерного способа учета простоя вагонов.

ДИСКОН - Автоматизированная система управления контейнерными перевозками

На РЖД ежесуточно осуществляется погрузка до 10 тыс. контейнеров принадлежности российских железных дорог, инвентарного парка общего пользования стран СНГ и Балтии, а также приватных (собственных) контейнеров. Ни один контейнер не должен выходить из поля зрения системы при нахождении его на российских железных дорогах. Такие подходы приняты сейчас в мире и реализованы на многих ведущих железных дорогах Европы и Америки.

«Экспресс3». Более 30 лет на отечественных железных дорогах успешно действует автоматизированная система «Экспресс». Наряду с резервированием и продажей мест на поезда внутреннего и международного сообщений она выполняет функции сервисного обслуживания с выдачей справок пассажирам о правилах проезда и расписании. Система используется также для оформления багажа пассажиров, ведения статистической и финансовой отчетности, оперативного планирования перевозок, учета использования пассажирского вагон­ного парка.

15.Функционирование информационной системы в режиме коллективного пользования в терминах систем массового обслуживания. Эффективность и надежность АИС

Функционирование информационной системы в режиме коллективного пользования может быть описано в терминах систем массового обслуживания (СМО).На вход информационной системы поступает паток заявок от пользователей системы. Заявки поступают в очередь на обслуживание, где ожидают, пока не освободятся ресурсы системы (канал обслуживания), занятые обслуживанием других заявок.

Система массового обслуживания – предназначена для удовлетворения различного рода потребностей.

Каналом – называется устройство или человек обслуживания заявки.

Очередь – скопление заявок на входе.

Под эффективностью системы понимают степень приспособ­ленности системы к выполнению поставленных перед ней задач. Оценка эффективности осуществляется при помощи числовых ха­рактеристик - показателей эффективности. При этом выбор показа­телей для оценки эффективности зависит от поставленных задач и цели системы.

Под надежностью системы понимают - свойство системы со­хранять во времени способность к выполнению заданных функций в заданных условиях эксплуатации. Надежность систем оценивают при помощи показателей надежности.

 

Графические редакторы

Компьютерная графика представляет собой одну из современных технологий создания различных изображений с помощью аппаратных и программных средств компьютера, отображения их на экране монитора и затем сохранения в файле или печати на принтере.

Графические редакторы – пакеты, предназначенные для обработки графической информации.

Существует два способа представления графических изображений:

1.растровый

2.векторный.

Соответственно различают растровый и векторный форматы графических файлов, содержащих информацию графического изображения. Растровые форматы хорошо подходят для изображений со сложными гаммами цветов, оттенков и форм. Это такие изображения, как фотографии, рисунки, отсканированные данные. Векторные форматы хорошо применимы для чертежей и изображений с простыми формами, тенями и окраской.

Пакеты прикладных программ растровой графики предназначены для работы с фотографическими изображениями. Они включают средства по кодированию изображений в цифровую форму, обработки и редактирования изображений (насыщенность, контрастность цветовая гамма). Предусмотрены средства преобразования в изображения с разными степенями разрешения и разными форматами данных – BMP, GIF, PCX и т.д., а также средства вывода готовых изображений в виде твердых копий. Лидером среди растровых пакетов является Adobe Photoshop. Среди других следует упомянуть Aldus Photostyler, Picture Publisher, Photo Works Plus. Все программы рассчитаны на работу в среде Windows.

ППП векторной графики – профессиональные пакеты для работы, связанной с художественной и технической иллюстрацией, дизайном и занимают промежуточное положение между САПР (системами автоматизации проектирования) и НИС (настольными издательскими системами). Они включают в себя:

1.инструментарий создания графических иллюстраций – дуги, окружности, эллипсы, ломаные и многоугольники и т.д.;

2.средства разбиения и объединения объектов, копирования, штриховки, перспективы;

3.средства обработки текста – различные шрифты, выравнивание, параграфы и т.д.;

4.средства импорта и экспорта графических объектов разных графических форматов – BMP, CDR, PCX, WMF и т.д.;

5.средства вывода на печать в полиграфическом исполнении экранного образа;

6.сложные средства настройки цвета – оттенки серого вместо цветов, замещение цвета подслоя, компенсация размеров точки при печати и т.д.

Стандартом является пакет Coreldraw. Среди других можно выделить Adobe Illustrator, Aldus Freehand, Professional Draw.

Для работы с графическими изображениями существует большое количество различных программ и пакетов, называемых графическими редакторами.

Одной из таких программ является входящий в Windows 95 графический редактор Paint. Используя его, можно считывать и сохранять изображение в широко известных растровых форматах. Он позволяет рисовать различные примитивы, закрашивать области цветами и т.п.

Другим примером простого графического редактора служит программа Photo Plus. Ее интерфейс подобен редактору Paint, однако программа обладает существенно большими возможностями. В ней, кроме известных возможностей рисования графических примитивов, реализованы функции сканирования изображения, конвертации с различным количеством битов глубины цвета, изменения яркости, контрастности и корректировки ц3ветоовой гаммы.

Фирмой Corel разработан графический пакет, в котором интегрированы несколько программ для обработки различных изображений. В состав пакета входят мощный графический редактор CorelDraw!, позволяющий работать с векторными и растровыми изображениями, Corel Photo-Paint, ориентированный на обработку растровых изображений, в том числе высококачественных фотографий.

 

Текстовые редакторы.

Основное назначение текстовых редакторов - создавать текстовые файлы, редактировать тексты, просматривать их на экране, изменять формат текстового документа, распечатывать его на принтере.

Набираемый на клавиатуре компьютера текст воспроизводится на экране дисплея в рабочем поле редактора. Специальный значок - курсор указывает то место на экране, на которое пользователь в данный момент может оказывать воздействие (создавать, изменять символы и т. д.) с помощью редактора. Работая с текстовым редактором, можно получить на экране информацию о текущем состоянии курсора, т.е. его координатах на экране (номер строки и позиции в строке), а также о номере страницы текста, его формате, используемом шрифте и т.д.

Интерфейс практически каждого текстового редактора позволяет иметь на экране меню команд управления редактором - изменение режимов работы, обращение за помощью, форматирование текста, печати и т. д. Как правило, меню имеет не только текстовую форму, но и форму пиктограмм, указывающих на выполняемую команду.

Принцип работы редакторов среднего класса и мощных редакторов похож на принцип работы систем программирования.

Текстовой редактор предоставляет пользователю текстовое окно для ввода текста и набор команд для его форматирования.

Первым этапом создания текстового документа является набор текста. После того, как текст введен можно приступать к его форматированию. Оформляя документ пользователь применяет к отдельным частям текста команды форматирования. Отрабатывая эти команды текстовой редактор меняет внешнее представление форматируемого текста и вставляет в текст документа элементы форматирования, которые, при повторным чтении документа дадут ему возможность однозначно интерпретировать их.

По окончании форматирования текста в документ вставляются и форматируются необходимые внешние объекты.

Здесь важно отметить, что существуют два различных метода вставки внешних объектов.

В первом случае текстовой редактор вставляет ссылку на внешний объект и элементы его форматирования. Соответственно, это требует постоянного наличия объекта по указанному адресу. К примеру, мы вставляем в документ картинку, находящуюся в файле image.gif. При перемещении, удалении или переименовании данного файла вместо необходимой картинки текстовой редактор выдаст диагностику ошибки или его не качественный образ (preview). Поэтому подобные действия при данном подходе недопустимы. Однако удобство данного подхода заключается в независимости внешнего объекта от текстового редактора. Мы можем обрабатывать внешний объект не запуская текстового редактора, при этом все изменения произведенные над объектом отразятся в текстовом документе. К тому же объем текстового документа становится меньше, что актуально для компьютеров с небольшим объемом оперативной памяти.

Во втором случае внешний объект полностью помещается в документ, что увеличивает его объем, но делает независимым от файла из которого взят этот объект. При данном подходе в текстовой документ записывается не ссылка на файл, а команда вставки внешнего объекта и коды данного объекта.

Таким образом, текстовой документ содержит в себе собственно текст, элементы его форматирования; ссылки на внешние объекты или команды вставки объектов и коды этих объектов; элементы форматирования вставленных объектов.

При чтении файла, содержащего текстовой документ, текстовый редактор считывает текст и элементы его форматирования, команды вставки внешних объектов и их форматирования, интерпретирует эти элементы и команды (то есть применяет к тексту и внешним объектам команды форматирования и выводит на экран (или другое внешнее устройство) отформатированные текст и внешние объекты.

Помимо средств оформления текста, текстовые редакторы часто снабжают дополнительными утилитами, облегчающими работу с документом: средствами поиска и замены; проверки орфографии, пунктуации; средствами работы с буфером обмена; справочной системой по программе; средствами автоматизации (написание сценариев или макросов) и т.д.

Таким образом, мощный текстовой редактор состоит из текстового окна для ввода текста, библиотеки элементов форматирования, интерпретатора этих элементов, ряда вспомогательных программ для создания и форматирования внешних объектов и набором утилит, облегчающих работу с документом.

Набор элементов форматирования сугубо индивидуален для каждого текстового редактора. То есть интерпретатор одного текстового редактора не может понять и правильно отработать элементы другого текстового редактора. Тем не менее, необходимость чтения документов, созданных в другом текстовом редакторе все же существует. Для решения этой проблемы мощные редакторы и редакторы среднего класса снабжают набором конверторов, которые переводят элементы другого текстового редактора в команды данного.

Microsoft Word - мощный текстовой процессор, предназначенный для выполнения всех процессов обработки текста: от набора и верстки, до проверки орфографии, вставки в текст графики в стандарте *.pcx или *.bmp, распечатки текста. Он работает с многими шрифтами, как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многих полезных свойств Word входит автоматическая коррекция текста по границам, автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста в определенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров текстов и шаблонов, позволяющих в считанные минуты создать деловое письмо, факс, автобиографию, расписание, календарь и многое другое. Word обеспечивает поиск заданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент, удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре или размеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам. Наличие закладки в тексте позволяет быстро перейти к заложенному месту в тексте. Можно так же автоматически включать в текст дату, время создания, обратный адрес и имя написавшего текст. При помощи макрокоманд Word позволяет включать в текст базы данных или объекты графики, музыкальные модули в формате *.wav. Для ограничения доступа к документу можно установить пароль на текст, который Word будет спрашивать при загрузке текста для выполнения с ним каких-либо действий. Word позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими текстами, а так же разбить одно активное окно по горизонтали на два и выровнять их.

 

Табличный процессор Excel.

Табличный процессор – это программа, предназначена для обработки информации, представленной в табличной форме.

Особенности пременения:

1.Графика;

2.OLE технология (вставка) документов, подготовленных в других приложениях;

3.Интернет;

4.Средства печати;

5.Различные функции, формулы;

6.Обмен данными между листами.

Рабочим документом E



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.109 с.)