Освоение железа и его значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение железа и его значение



Освоение способа получения железа явилось крупнейшим достижением человечества, вызвавшим бурный рост производительных сил. Первые железные изделия были, по-видимому, выкованы из метеоритного железа с высоким содержанием никеля. Но почти одновременно с ними появляются изделия из железа земного происхождения. В настоящее время исследователи склоняются к мнению, что способ получения железа из руд был открыт в Малой Азии. Первоначально железо было очень дорогим металлом. Появление железа и начало железного века, т. е. начало массового его производства, не совпадают по времени. В Северной Евразии железо появилось в конце II— начале I тысячелетия до н. э. Переход от бронзы к железу, охватывавший несколько столетий, протекал далеко не равномерно. У одних народов (на Кавказе) железо стало употребляться в X в. до н. э., у других (в Южной Сибири) —лишь в III—II вв. до н. э. Причиной повсеместного перехода к плавке железа явилось, по- видимому, то, что железные руды в природе встречаются чаще, чем медные, почти повсеместно в виде окиси железа. Рудное железо стало использоваться позже. Однако переход от бронзы к железу был бы невозможен без определенных предпосылок, появившихся в конце бронзового века, прежде всего без создания специальных печей с искусственным дутьем и овладения навыками пластической обработки металла.

Технология получения железа сложна и трудоемка. Для его получения использовались, как правило, сыродутные печи, или горны, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. Первые горны имели цилиндрическую форму и были заужены вверху. В нижнюю часть горна вставлялись воздуходувные сопла, с помощью которых в печь поступал воздух, необходимый для горения угля. Горение угля внутри горна создавало, с одной стороны, достаточно высокую температуру, с другой — восстановительную атмосферу в результате образования окиси углерода. Под воздействием этих условий загруженная в печь руда, состоявшая в основном из окислов железа и пустой породы, претерпевала химические превращения. При этом одна часть окислов, восстановившись до закиси железа, соединялась с пустой породой и образовывала легкоплавкий шлак, другая — восстанавливалась в железо. Восстановившийся металл в виде отдельных зерен сваривался в рыхлую массу, в пустотах которой всегда находились различные примеси. Для извлечения крицы переднюю стенку горна выламывали, после чего крицу в горячем состоянии подвергали уплотнению и обжатию, т. е. проковывали. При этом металл становился однородным. Прокованные крицы являлись исходным Материалом для изготовления различных предметов. Начало изготовления орудий труда из железа привело к настоящей технической революции в материальном производстве и принципиально расширило производительные возможности людей. С началом железного века связана новая революция в материальном производстве. Более производительные железный лемех плуга, большой серп, коса, железный топор позволили в широких масштабах развивать земледелие, в том числе и в лесной зоне. Распространение железа сыграло важную историческую роль в развитии ремесла. Так как все железные орудия получали способом ковки, то на первый план выдвинулось кузнечное дело, обеспечивавшее общество орудиями производства и предметами вооружения. С развитием кузнечного дела определенный толчок получили обработка дерева, кости, кожи. Наконец, использование железа дало в руки воинов более прочное и совершенное наступательное оружие — железные кинжалы, различные наконечники стрел и дротиков, длинные мечи рубящего действия. Усовершенствовалось и защитное снаряжение воина.

Ранний железны век – основные особенности эпохи

Трудоемкий процесс получения железа привел к дальнейшей специализации, выделению ремесленников, металлургов, кузнецов, развитию обмена и, следовательно, содействовал усилению имущественного неравенства и интенсивному разложению первобытнообщинных отношений. В ранний железный век у большинства племен и народов складывается более продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве. В ряде мест отмечается рост народонаселения, устанавливаются более устойчивые экономические связи, усиливается роль обмена. Значительная часть древних народов и племен в начале железного века находилась на стадии первобытно-общинного строя, у некоторых племен и союзов шел процесс классообразования.

Для этой эпохи в целом характерны разнообразие и неравномерность в процессах исторического развития. Но при этом можно выделить следующие основные тенденции. Окончательное оформление получили два основных типа цивилизации: оседлый земледельческо- скотоводческий и степной, скотоводческий. Взаимоотношения между этими двумя типами цивилизации приобрели разнообразный и исторически устойчивый характер. Сложился такой трансконтинентальный феномен, как Великий шелковый путь. Значительную роль в ходе исторического развития сыграло Великое переселение народов, сложение мигрирующих этносов. По археологическим материалам на значительной части Евразии выделяются два крупных хронологических периода: скифская эпоха (VII—II вв. до н. э.) и гунно-сарматская эпоха (II в. до н. э.—TV в. н. э.). Следует также отметить, что развитие производящих форм хозяйства на севере в раннем железном векеПривело к хозяйственному освоению практически всех пригодных для этих целей территорий.

В степях еще в предшествующую эпоху, начиная с энеолита, развивалось скотоводство и земледелие. В лесной же местности земледелие и лесное скотоводство всегда дополнялись охотой и рыболовством. На Крайнем, приарктическом, Севере в Восточной Европе, в Северной и Северо-Восточной Азии сложилась устойчивая зона присваивающего хозяйства. Она охватывала названные территории Евразийского континента, включая северную часть Скандинавии,

Гренландию и Северную Америку. Создалась так называемая циркуль- полярная устойчивая зона традиционного хозяйства и культуры. Крупными и весьма своеобразными регионами были Прибалтика, лесной Урал, лесная часть Восточной Сибири и Дальний Восток. На ряде территорий, особенно лесостепных, в Поволжье, Поднепровье, Приобье весьма заметно прослеживается южное, степное влияние культур скифо-сибирского мира. Необходимо отметить, что контакты в раннем железном веке приобрели качественно иной характер, они способствовали быстрому распространению новаций и установлению устойчивых связей.

 

 

Скифская культура

В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья—сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны—это скифы, савроматы, саки.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства —бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.

Эти природно-ландшафтные различия играли определенную роль в период сложения культур скифо-сибирского мира и способствовали формированию особенностей хозяйства отдельных регионов.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.,— культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Общим для всего этого мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо-сибирского мира кроме этого были распространенные в степях золотые бляшки.

Нельзя не учитывать и социальный фактор. Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в., до н. э., Koftia активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства. Об этом свидетельствуют монументальные погребальные комплексы типа Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько основных этапов. Первый этап охватывает период с конца VIII—VI в. до н. э. В это время идет формирование основ культур скифского облика в местной среде, сложение отдельных центров в Причерноморье, Северном Кавказе, Казахстане, Южной Сибири. Второй этап относится к V—III вв. До н. э. и связан, как отмечалось, с расцветом единства — новой исторической эпохой в степях Евразии. Характерной чертой этого периода

Можно считать хозяйственный подъем в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, сложение и распространение единой идеологии и искусства, демографический скачок, формирование политических объединений раннегосударственного типа. Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в III в.

До н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение Подвижности населения и изменение облика археологических культурБ степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

На всей территории степной Евразии археологические культуры Представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского ^ира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и развиравшиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Основными носитедями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, про- тославянской и других групп. К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы и культура Ордоса скифского времени.

Вопрос о географии Скифии сложный. Различают две ее большие части: восточную, степную, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятую кочевниками, и западную, заселенную земледельческим населением — в основном до Приднестровья и частично до Буга. Западная граница расселения скифов постоянно менялась. Влияние скифской культуры распространялось в период IV—III вв. до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, и на север. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По сведениям Геродота, она проходила по Дону, разделявшему скифов с савроматами.

Скифская культура, представляет собою термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов. В широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Чёрного моря (главным образом бассейны нижнего и среднего течения Буга, Днепра и Дона) и Северного Кавказа (Прикубанье) в VII-III вв.до н.э. Для скифской культуры характерно применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определённым набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками - ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами культуры.

Археологические памятники скифов. Навершия и наконечники стрел

Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии (скифо-сибирского мира). Скифская культура является самым западным вариантом этой культурной общности. В VII-V вв. до н.э. скифская культура представлена яркими памятниками кочевников на территории Северного Кавказа (Костромской, Келермесские и Ульские курганы).

Лев терзает коня. Из клада скифских золотых вещей V в. до н.э.

Отличительной особенностью культуры на лесостепной территории и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, среди которых выделяется Бельское городище. Эта особенность связана с оседлым бытом населения данного района. Однако здесь нашли широкое распространение и яркое воплощение основные признаки культуры, определяющие её единство с культурами кочевников степей Евразии. Культура в области степей Северного Причерноморья, где жили скифы, в ранний период представлена небольшим количеством погребальных памятников в основном с довольно бедным инвентарем. С к.V в.до н.э. их количество резко возрастает и среди них выделяются царские курганы, дающие представление о расцвете здесь скифской культуры в IV в.до н.э. С к.V в.до н.э. появляются свидетельства об оседлости части скифского населения - возникают поселения по берегам Днепра, на морском побережье и создается ремесленный и торговый центр на Каменском городище. В период походов скифов на восток и сразу после них скифская культура испытала влияние Передней Азии, в VI-V вв.до н.э. и особенно в IV в.до н.э. - влияние Греции (царские курганы). К с.III в.до н.э. скифская культура исчезла с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племён.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.014 с.)