Экономическое стимулирование охраны труда (ст. 29). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое стимулирование охраны труда (ст. 29).



К работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).

Порядок льготного налогообложения средств, направленных на мероприятия по охране труда, определяется действующим законодательством о налогообложении.


25


т-щ


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ Трудл

Возмещение предприятиям, гражданам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда (ст. 30). Кроме возмещения ущерба работникам (ст. II) собственник полностью возмещает убытки другим предприятиям, гражданам и государству на общих основаниях в связи с причинением ущерба при нарушении требований по охране труда.

Применение штрафных санкций к предприятиям, организациям и учреждениям (ст. 31). За нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды предприятия, организации, учреждения могут привлекаться органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа.

Предприятие выплачивает штраф за каждый несчастный случай и случай профессионального заболевания, произошедшие на производстве по его вине. Если установлен факт сокрытия несчастного случая, собственник уплачивает штраф в десятикратном размере. Собственник имеет право обжаловать в месячный срок решение о взыскании штрафа в судебном порядке.

Возмещение ущерба в случае ликвидации предприятия (ст. 32). В случае ликвидации предприятия возмещение ущерба, причиненного работникам, другим предприятиям или государству нарушением требований по охране труда, авариями, несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, штрафные санкции, а также выплаты, которые должны осуществляться предприятием в случае неудовлетворительной работы по охране труда, наличии фактов травмирования работников и проф­заболеваний, сегодня достаточно значительны, поэтому вынуждают собственника или уполномоченный им орган задуматься, что лучше: претерпевать огромные убытки, которые иногда могут привести к полному банкротству, не занимаясь охраной труда, или своевременно вложить приемлемые средства в профилактические мероприятия, сберегая при этом жизнь и здоровье людей и не конфликтируя с Законом.

Настоящий собственник, безусловно, изберет второй вариант, поскольку перечень штрафных санкций и других экономических потерь предприятия, как указывалось выше, содержит:

— штрафы, которые накладываются на предприятие органами государственного надзора за охраной труда;


Разов л 1

штрафы за каждый несчастный случай на производстве или
профессиональное заболевание;

— возмещение ущерба, одноразовую помощь и иные выплаты липам,
пострадавшим на производстве, или членам семей и иждивенцам

погибших;

— выплаты тем предприятиям, учреждениям, которым нанесен
ущерб (вследствие выпуска опасной техники, некачественного
проектирования производственного объекта, нового оборудования);

— компенсацию больницам, другим медицинским и оздоровительным
учреждениям расходов на лечение и реабилитацию пострадавших
работников, на предоставление им санаторно-курортных услуг;

 

— компенсацию расходов органам социального обеспечения на
выплату пенсий инвалидам труда;

— расходы на проведение спасательных работ во время аварий
и несчастных случаев, на проведение расследования и экспертизы их
причин, на ритуальные услуги во время погребения погибших, на
составление санитарно-гигиенической характеристики рабочего места
работника, который получил профессиональное заболевание.

Значительными являются также расходы на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, за тяжелые и вредные условия труда, они также должны учитываться собственником в общей сумме экономических потерь, которые имеют место на данном предприятии из-за недостаточного внимания к проблемам охраны труда.

Среди стимулирующих мероприятий, предусмотренных Законе«'.

следует отметить:

— создание специальных фондов охраны труда на государственном
отраслевом, региональном уровнях и на предприятиях, освобожденных

от налогообложения;

— определение возможности внедрения льготного налогообложения

целевых расходов на мероприятия по охране труда;

— применение принципов дифференциации взносов на государственное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний с применением поощрительных тарифов для
предприятий с надлежащей организацией работы и высоким уровнем
охраны труда (и, наоборот, карательных, тоесть увеличенных тарифов
для предприятий с неудовлетворительным состоянием условий и безо­
пасности труда);


26


Раздел 1


— применение поощрения работников за активную работу и инициативу в решении вопросов охраны труда (должны отображаться в коллективном договоре и включать: повышение размера заработной платы; назначение премий, за достижения в сфере безопасности труда, изобретательство, рационализаторские предложения; различные виды морального поощрения).

1.1.3. ВАЖНЕЙШИЕ ДОСТОЯНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"

Установление норм прямого действия по организации охраны труда непосредственно на предприятии, в учреждении, организации

любой формы собственности, четкое определение функций, обязанностей, прав, ответственности собственника, конкретных должностных лиц и работников, обеспечено определение законом основополагающих составных частей системы управления охраной труда на производственном уровне.

Упрочнение позиции и подтверждение весомого статуса служб охраны труда относительно прав и полномочий работников этих служб, их подчинение непосредственно руководителю и при­равнивание к основным производственно-техническим службам предприятия, необходимость создания служб охраны труда как на предприятиях, так и во всех органах управления, включая местные государственные администрации.

Определение весомого места и роли коллективного договора предприятия в решении вопросов охраны труда, обеспечение прав и социальных гарантий работникам.

Установление порядка создания в Украине собственной нормативной базы по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды согласно требованиям сегодняшнего дня, с учетом рыночных преобразований и необходимости обеспечения единых государственных нормативов по охране труда на уровне, не ниже международных стандартов.

Определение курса на обеспечение непрерывного качественного обучения населения по вопросам безопасной жизнедеятельности и охраны труда, внедрение во всех учебных заведениях системы образования соответствующих дисциплин; подготовка специалистов по охране труда в технических вузах страны.


Распространение принципов демократизма и гласности в сфере охраны труда, закрепление за ответственными должностными лицами всех уровней и собственниками предприятий обязанностей по предоставлению населению страны или соответствующего региона исчерпывающей информации о состоянии условий и безопасности труда, причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний и о принятых профилактических мерах.

Обеспечение активного участия профессиональных союзов и других общественных формирований в работе по улучшению охраны труда, создание возможностей для применения ряда новых общественных институтов: комиссий по вопросам охраны труда предприятия, уполномоченных трудового коллектива по этим вопросам.

ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

Конституция Украины (ст. 24) на высшем законодательном уровне закрепила равенство прав женщин и мужчин. Вместе с тем, трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, устанавливает специальные нормы, касающиеся охраны труда и здоровья женщин. В соответствии со ст. 174 КЗоТ запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Кабинет Министров Украины своим постановлением от 27. 03. 1996 г. № 381 утвердил программу высвобождения женщин с производств, связанных с тяжелым трудом и вредными условиями, а также ограничение использования их труда в ночное время.

Запрещается также привлекать женщин к подъему и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для женщин нормы. Министерство здравоохранения Украины 10 декабря 1993 года издало приказ № 241, которым установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов женщинами:

— подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой
(до 2 раз в час) — 10 кг;

— подъем и перемещение грузов постоянно в течение рабочей

смены — 7 кг.

Суммарный вес груза, который перемещается в течение каждого часа рабочей смены, не должен превышать: с рабочей поверхности — 350 кг; с пола — 175 кг.

29


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано необходимостью и допускается как временное мероприятие (ст. 175 КЗоТ). В законодательстве об охране труда уделяется значительное внимание предоставлению льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Таких женщин запрещается привлекать к работе в ночное время, к сверхсрочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировку (ст. 176 КЗоТ). Кроме этого, женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхсрочным работам или направляться в командировку без их согласия (ст. 177 КЗоТ). Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, снижают нормы выработки, нормы обслуживания, или они переводятся на другую работу, которая является более легкой и исключает влияние неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по предыдущей работе (ст. 178 КЗоТ).

В соответствии с Законом Украины „Об отпусках" (ст. 17) на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами длительностью 126 календарных дней (70 до и 56 — после родов). После окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет. Время этих отпусков зачисляется как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж по специальности (ст. 181 КЗоТ).

В соответствии со ст. 19 Закона Украины „Об отпусках" женщине, которая работает и имеет двух и больше детей возрастом до 15 лет или ребенка-инвалида, по ее желанию ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней без учета выходных.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет. Увольнять женщин, которые имеют детей возрастом до трех (шести) лет, по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, но с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ).


Раз д е л 1.1.5. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних и проявляет заботу о здоровьи молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности, в ст. 43 Конституции Украины. Законом Украины „Об охране труда" (ст. 14) запрещается применение труда несовершеннолетних, тоесть лиц возрастом до восемнадцати лет, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 31. 03. 1994 г. № 46, которым утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних.

Запрещается также привлекать несовершеннолетних к подъему и перемещению тяжелых предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними утверждены приказом МОЗ Украины от 22. 03. 1996 г. № 59 (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними

Не допускается прием на работу лиц, которые не имеют шестнадцать лет. Однако, как исключение, могут приниматься на работу лица, которые достигли пятнадцати лет по согласию (письменному) одного из родителей


ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАН Ы ТРУДА


Раздел 1


 


или лица, его заменяющего. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, которая не причиняет вред здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (ст. 188 КЗоТ).

Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 192 КЗоТ). Все лица, которым не исполнилось восемнадцать лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр (ст. 191 КЗоТ).

Для несовершеннолетних, в возрасте от 16 до 18 лет, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а для пятнадцатилетних — 24-часовой. Заработная плата работникам, которым не исполнилось восемнадцать лет, при сокращенной продолжительности ежедневной работы производится в таком же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной длительности ежедневной работы (ст. 194 КЗоТ).

Ежегодные отпуска несовершеннолетним предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (ст. 195 КЗоТ). Длительность такого отпуска — один календарный месяц.

Увольнение несовершеннолетних по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, кроме соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 198 КЗоТ).

1.1.6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст. 21 Закона Украины „Об охране труда" финансирование охраны труда осуществляется собственником. Работник не несет никаких расходов на мероприятия по охране труда. На предприятиях, в отраслях, на региональном и государственном уровнях создаются фонды охраны труда в соответствии с Положением о государственном, отраслевых, региональных фондах охраны труда и фондах охраны труда предприятий (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 09. 03. 1999 г. № 335).


Управление государственным фондом охраны труда осуществляет Госнадзорохрантруда. Средства государственного фонда охраны труда используются на выполнение национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ по охране труда в соответствии с перечнем мероприятий, которые могут осуществляться за счет фондов охраны труда.

Управление отраслевыми фондами охраны труда осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, концернами, корпорациями, другими объединениями, которые созданы по отраслевому принципу и осуществляют координацию деятельности предприятий по вопросам охраны труда. Средства отраслевых фондов используются на выполнение, согласованных с Госнадзорохрантруда, отраслевых программ, улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ в соответствии с определенным перечнем.

Управление региональными фондами охраны труда осуществляется Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Средства региональных фондов используются на выполнение согласованных с территориальными органами Госнадзорохрантруда региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ в соответствии с определенным перечнем.

Собственники предприятий или уполномоченные ими органы определяют порядок управления фондами предприятий, назначают ответственных за это лиц. Средства фондов предприятий используются на выполнение комплексных мероприятий, которые обеспечивают достижение установленных нормативов по охране труда, а также на дальнейшее повышение уровня охраны труда на производстве в соответствии с определенным перечнем.

Госнадзорохрантруда осуществляет общий контроль за поступлением и расходованием по назначению средств фондов.

Государственный, отраслевые, региональные фонды и фонды предприятий формируются за счет:

— добровольных перечислений предприятий с прибыли, которая
остается в их распоряжении;

— средств предприятий, возвращенных за полученную ранее помощь
на становление и развитие специализированных производств, научно-
технических центров, творческих коллективов и экспертных групп, если
это предусмотрено условиями соглашения об их предоставлении;


 


3 Охран



ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ В ОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА


Раздел 1


 


— средств других фондов, общественных организаций, которые поступили в порядке предоставления помощи, а также других поступлений.

Кроме того, в государственный, отраслевые и региональные фонды направляются средства, полученные от применения к предприятиям штрафов за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, несчастные случаи на производстве и случаи профессиональных заболеваний, которые произошли по вине предприятий, а также штрафов, наложенных на должностных людей и работников, виновных в нарушении требований по охране труда. Средства от оплаты вышеупомянутых штрафов перечисляются предприятиями в госу­дарственный фонд в размере 50% общей суммы штрафа, в отраслевой и региональный фонды — по 25%. Ответственность за перечисление средств в соответствующие фонды возлагается на собственника предприятия или уполномоченный им орган.

В 2001 году вступает в действие принятый Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности". В соответствии с этим Законом создается Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, на расчетный счет которого предприятия перечисляют соответствующие страховые взносы. Постановлением Кабинета Министров Украины от 17. 01. 2000 г. № 77 предусмотрено разработку и утверждение порядка определения страховых тарифов с учетом класса профессионального риска производств. Система финансирования страхования, формирования и использования страховых средств построена на солидарной основе, причем для предприятий, где риск травматизма и профессиональных заболеваний выше — выше и страховые взносы. В состав правления, создаваемого в государстве Фонда войдут на паритетной основе представители работодателей, правительства и профсоюзов (по 15 человек от каждой стороны).

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве будет реальным гарантом в обеспечении социальной защиты пострадавших на производстве, поскольку соответствующие выплаты он берет на себя, независимо от финансового состояния предприятия.

34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.03 с.)