Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Дизайн Италии. Группа «Мемфис».
|
| У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством.
После Второй мировой войны Италия одной из первых смогла стать поставщиком гениальных идей, она осознала необходимость обеспечить истосковавшегося по эстетике и комфорту обывателя необходимыми ему предметами обстановки. В ошеломляюще короткие сроки Италия заработала имидж, известность и успех; она ворвалась в летопись европейского дизайна, и итальянская мебель буквально в одночасье стала самой модной в мире.
80 – е стали периодом новых открытий и пересмотра взглядов на культурную жизнь общества. Но особенно это время запомнилось духом бунтарства, царившим повсюду. Все прежнее, традиционное отвергалось. На смену ему приходило нетрадиционное, «несерьезное» отношение к миру.
Особенно выделился итальянский дизайн, неповторимой и незабываемой волной пронесся стиль с загадочным названием «Мемфис».
Группа "Мемфис"была основана в Милане в 1981 году (1981-1988)
ЭттореСоттсассом (EttoreSottsass),
АндреаБранциHYPERLINK "http://www.designstory.ru/designers/branzi/" (HYPERLINK "http://www.designstory.ru/designers/branzi/"AndreaBranziHYPERLINK "http://www.designstory.ru/designers/branzi/") и
МикеледеЛукки (Michele De Lucchi).
Сначала группа существовала как отделение студии "Алхимия" - галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных АлессандроМендини - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу.
11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана"StuckinsideofMobilewiththeMemphisBluesAgain", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку. В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc'74 в Милане. Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна. В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения.С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.
Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным.Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо.
Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты. "Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами SottsassAssociates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанным с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".
|
книжныйшкаф Casablanca, KristallHYPERLINK "javascript:" HYPERLINK "javascript:"table,HYPERLINK "javascript:"CarltonHYPERLINK "javascript:"-cabinet,
EttoreSottsass, 1981 Michele De Lucchi, 1981EttoreSottsass, 1981
Скандинавский дизайн
Под Скандинавией подразумевается страны северной Европы — Дания, Швеция и Норвегия. Основная черта дизайна этих стран — чиста, минимализм, с простыми и точными линиями. Высокофункциональный, этот стиль не нуждается в тяжеловесных элементах, в нём используется только то, что необходимо. Выживание на севере требует функциональности во всем, а это и есть базовая идея всего дизайна в целом. Скандинавский дизайн часто называют демократичным, потому что его цель — апеллировать к массам через доступные и недорогие продукты. Этой идеология придерживались многие учреждения, такие как Шведское Общество Промышленного Дизайна. Несмотря на то, что изделия, продвигаемые ШОПД, были демократичны и предназначались для масс, они не были лишены красоты, в угоду удобству использования. Важность этого баланса была определена скандинавами очень давно, они продолжают придерживаться этой философии. Начиная с 1916 года, в Европе приобрели известность многие политические и социальные творческие объединения. В Швейцарии зародился дадаизм. Дадаизм был сосредоточен на том, чтобы подчеркнуть и высмеять бессмысленность современного ему мира с помощью литературы, изобразительного искусства, театра. Дадаизм дал почву для возникновения абстрактного искусства, искусства перфомансов. Как и кубисты, дадаисты использовали коллаж, монтаж и существующие предметы для создания новых форм. Против войны, против буржуазии, напоминающие движение анархистов, дадаисты были активны по всему миру, проводили публичные демонстрации и печатались в журналах. Дадаизм постепенно смешался с сюрреализмом и другими течениями. Сегодня скандинавский дизайн отвечает идеологии прошлого столетия. Отличительными чертами дизайна бытовых предметов являются: лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве различные функции, любовь к природным материалам, пристрастие к неярким приглушенным тонам. В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью — это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия. Ну и конечно же Икея, основанная в 1943-ом году. Основал ее Ингвар Кампрад. Когда Ингвару Кампраду исполнилось 17 лет, за успешную учебу отец поощрил его деньгами, которые Ингвар вложил в организацию собственного бизнеса. Название ИКЕА образовано из инициалов его основателя (И.К.), а также первых букв названий Ельмтарюд (Е) и Агуннарюд (А), фермы и деревни, где он вырос. Сначала ИКЕА продавала ручки, кошельки, рамки для картин, настольные дорожки, часы, бижутерию и нейлоновые чулки, стараясь удовлетворять спрос на товары по низким ценам. Сейчас это огромная индустрия по производству всего. Именно икеа создает образ современной среднестатической квартиры чуть ли не во всем мире.
|