Наука в жизни современного общества (сборник Чернышевой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в жизни современного общества (сборник Чернышевой)



1. Понятие науки:

а)наука как социальный институт

б)наука как отрасль духовного производства

в)наука как особая система знаний

2. Виды науки

а) фундаментальные науки

б) прикладные науки

в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

3. Специфические признаки науки

4. Функции современной науки:

а) Культурно-мировоззренческая

б) Познавательно-объяснительная

в) Прогностическая

г) Интеграционная

д) Социальная

е) Производственная

5. Развитие науки.

6. Особенности научной картины мира.

343 Социализация индивида 1. Понятие социализации.

2. Задача и функция социализации.

3. Факторы социализации по А.Мудрику

а)мегафакторы

б)макрофакторы

в)мезофакторы

г)микрофакторы

4. Виды и агенты социализации:

5. Механизмы социализации

а)Социально-психологические механизмы

*Импринтинг*Экзистенциальный нажим*

*Подражание*Рефлексия*

б)Социально-педагогические механизмы

6. Факторы, способствующие успешной социализации.

344 Глобальные проблемы человечества - угроза 21 веку 1. Что такое глобальная проблема человечества?

2. Особенности глобальных проблем:

а)планетарный характер

б)угроза гибели всему человечеству

в)необходимость коллективных усилий мирового сообщества

3. Причины возникновения глоб.пробл.человеч-ва

4. Примеры глоб.пробл.:

а)экологическая

б)демографическая

в)продовольственная

г)сырьевая

д)энергетическая

е)мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны)

ж)преодоление отсталости развивающихся стран ("север-юг")

5. Основные направления разрешения глобальных проблем:

а)наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

б)четкая международная система прогнозирования

в)вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

г)концетрация усилий всех стран по решению глоб.пробл. человеч-ва

д)формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма

368 Проблема познаваемости мира 1.различные подходы к проблеме

а)признание познаваемости мира(объективное и субъективное отражение)

б)отрицание познаваемости мира(агностицизм)

2.место и роль познающего субъекта

3.основные формы чувственного познания

а)ощущение

б)восприятие

в)представление

4.основные формы рационального познания

а)понятие

б)суждение

в)умозаключение

5.связь чувственного и рационального познания

380 Развитие общества 1.Признаки общества.

2.Типы обществ.

а)традиционное

б)индустриальное

в)пост-индустриальное

3.Эволюция общества,законы развития

4.Социальный прогресс

5.Формы прогресса

а)реформисткая

*социальные реф.

*полит.реф.

*экономич.реф.

б)революционная

387 «Общество как система». Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

а) сложная система;

б) открытая система;

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

б) социальные нормы;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

 

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме

388 Экологический кризис как глобальная проблема современности 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?

2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами

3) Чем вызван экологический кризис?

4) Проявления и последствия экологического кризиса

5) Пути преодоления экологического кризиса?

а) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) движения «зеленых».

398 Подходы к изучению общества 1. Формационный подход к изучению общества (Маркс и Энгельс)

2. Общественно-экономическая формация как ключевое понятие

3. Структура общества по формационному подходу:

а)надстройка,

б)базис,

в)производственные силы

4.Формации:

а)Первобытно-общинная

б)рабовладельческая

в)феодальная

г)капиталистическая

д)коммунистическая

5. Термин цивилизация:

а)как определенная стадия в развитии локальных культур

б)как ступень исторического развития

в)как синоним культуры

г)как уровень (ступень) развития того иди иного региона либо отдельного этноса.

6. Теория цивилизации как подход к изучению общества:

а)Стадиальный подход: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный

б)Локальный подход: современные типы и структура

7.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

400 Социальный статус и социальная роль 1. Понятие о социальном статусе

2. Признаки социального статуса:

а) место жительства

б)уровень образования и профессия

в)стиль поведения и одежды.

3. Основные виды социальных статусов:

а) предписанный

б) достигаемый

4. Связь социального статуса с социальной ролью.

5.Структура ролевого набора личности:

а) роли в семье

б) роли в малом социуме

в) роли в профессиональной деятельности

г) роли в гражданской деятельности

6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе

401 Культура и духовная жизнь 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

- Технологический подход

- Деятельностный подход

- Ценностный подход

- Культура в широком смысле слова

- Культура в узком смысле

2. Типы культуры:

- Материальная

- Духовная

3. Основные функции культуры:

- Познавательная

- Оценочная

- Регулятивная (нормативная)

- Информативная

- Коммуникативная

- Социализации

4. Понятие духовной жизни общества

5. К духовной жизни относят

- знания

- веру

- чувства

- переживания

- потребности

- способности

- стремления

6. Элементы духовной сферы жизни общества:

- мораль,

- наука,

- искусство,

- религия,

- право

7. Духовная жизнь общества охватывает различные формы

и уровни общественного сознания:

- нравственное,

- научное,

- эстетическое,

- религиозное,

- политическое,

- правовое сознание

- и цели людей

8. Структура духовной жизни общества:

- Духовные потребности

- Духовная деятельность(духовное производство)

- Духовные блага

(ценности)

403 Общество,как динамичная система. 1. Понятие общества

а)в узком смысле

б)в широком смысле

2. Функции общества

3. Особенности общества,как саморазвивающейся системы

4. Основные сферы общественной жизни

а)экономическая

б)политическая

в)социальная

г)духовная

406 Образование,как социальный институт. 1.Понятие образования

2.функции образования

а)экономическая

б)социальная

в)культурная

3.Основные пути получения образования

4.Ступени образования

5.Общие тенденции в развитии на современном этапе

а)демократизация

б)неприрывность

в)гуманизация

г)гуманитаризация

д)интернализация

е)компьютеризация

408 Социальный контроль 1.Понятие социального контроля

а)в широком смысл

б)в узком смысле

2.Элементы социального контроля

а)нормы

б)санкции

3.Функции социального контроля

а)внутренние

б)внешние

4.Методы социального контроля

413 Общественный прогресс 1. Прогресс

а) Определение термина

б) Критерии

в) Относительность прогресса

г) Противоречивость прогресса

2. Регресс

а) Определение термина

б) Право регресса

в) Регрессивные партии

3. Различные взгляды на направленность общественного развития

4. Общественное развитие в РФ

448 Мораль и золотое правило нравсвенности 1) мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект

2) основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности

а) золотое правило нравственности

б) нравственные категории

в) принципы и нормы морали

3) существует ли прогресс морали?

а) нравственный долг и проблема выбора

б) современные реалии (интернет и т.п.) и нравственные нормы

456 Потребности и интересы человека 1. Понятие потребности

2. Виды потребностей человека

- Биологические (органические, материальные)

- Социальные

- Духовные (идеальные, познавательные)

- Экзистенциальные

- Престижные

3. Другие классификации потребностей:

- Базовые потребности (Маслоу): а)Первичные (врожденные) б)Вторичные (прио6ретенные)

4. Разумные потребности

5. Потребности лежат в основе возникновения

- интересов

- и склонностей

6. Существует несколько классификаций интересов:

- по их носителю: а)индивидуальные; б)групповые в)всего общества

- по направленности: а)экономические; б)социальные в)политические; г)духовные.

458 Воинская обязанность гражданина РФ 1.Понятие воинская обязанность

2.понятие воинский учет

3.Подготовка к военной службе

а)обязательная подготовка

б)добровольная подготовка

4.Призыв граждан на военную службу

а)кто подлежит призыву на военную службу

б)срок военной службы

в)кто может быть освобожден от военной службы

г)кому предоставляется отсрочка от армии

473 Молодежь как социальная группа 1.определиение "молодежь"

2.особенности социального положения:

-переходное положение

-высочкий уровень мобильности

-освоение новых соц.ролей

-активный поиск своего места в жизни

-благопиятные перспективы в профессиоальном и карьерном плане

3.социально-псиологические качества молодежи

-неустойчивость психики

-внутренние противоречия

-низкий уровен толерантности-стремление выделиться

-спец.молод.субкультуры

4.типы самодеятельности молодежи

-агрессивная

-социальная

-эпотажная

5.Неформальные молодежные группы и их признаки.

487 Социальная мобильность Понятие

2.Статусный и ролевой набор

3.Виды статусов

а)предписанный стат.

б)достигаемый стат.

4.Престиж и авторитет

5.ролевой конфликт

а)межролевые

б)личностно ролевые

в)внутреролевые

6.Социализация личности

7.Статусные символы

496 Общественные отношения и их виды

1.Понятие "общественный прогресс"

2.Развитие взглядов на направленность общественного прогресса:

а)французские просветители

б)религиозные чтения

в)Платон,Аристотель,Вико,Тойби

г)современные исследователи

3.Критерии:

а)уровень развития производительных сил

б)совершенствование нравственности

в)прогресс науки и техники

г)развитие человеческого разума

д)возрастание степени свободы

4.Общественный прогресс и современное общество

498 Социальная норма 1 что такое социальная норма

2 основные признаки социальных норм

рассчитаны на многократное применение

действуют непрерывно во времени

не имеют конкретного адресата

3 функции

служат образцами поведения

включают личность в социальное окружение

4 виды соц норм

обычаи

традиции

правовые нормы

моральные нормы

5 отличие правовых норм и морали

499 Этническая общность 1 что такое этническая общность

2 виды

род

племя

народность

нация

3 понятие этнические меньшинства

4 черты э.м

дискриминация

изоляция

5 2 тенденции в развитии нации

национальная интернацион

6 особенности национального состава Р.Ф

510 Образование в р.ф 1 понятие

2 ф-ции

социальная

эконом

культурн

3 система образования р.ф включает

дошкольное

общее

проф

доп

4 международная стратегия в образовании

гуманизация

гуманитаризация

интернационализация

информатизация

5 ф-ции непрерывного образ

компенсирующая

развивающая

512 Нации и межнациональные отношения 1. Нации и признаки нации

а.Единство языка

б.Единство культуры

в.Единство традиций и обычаев

2. Национальное самосознание

3. Государственная национальная политика

4. Межнациональные отношения

а.Национальное сотрудничество в политике и экономике

б.Национальные конфликты

531 Общество 1. Понятие общества (Что такое общество?)

А) в широком смысле слова

Б) в узком смысле слова

2. Общество, как сложная динамическая система

3. Сфера жизни общества

А) экономическая

Б) политическая

В) социальная

Г) духовная

4. Взаимосвязь природы и общества

547 Проблема Севера и Юга и пути её решения 1)Проблема Севера и Юга-одна из глобальных проблем современности.

2)Сущность проблемы и ее связь с другими глобальными проблемами.

3)Проявления и последствия данной проблемы:

а)демографический взрыв;

б)голод,нищета,неграмотность,болезни;

в)безработица и миграция в экономически благополучные страны мира;

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран "третьего мира":

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга;

566 экономический рост и развитие 1. Понятие экономического роста.

2. Факторы экономического роста.

- Земля

- Капитал

- Труд

3. Пути достижения:

-Экстенсивный рост

-Интенсивный рост

4. Понятие экономического развития.

569 Избирательная система 1. Понятие избирательных систем (Что такое политическая система?)

2. Компоненты избирательных систем

А) избирательное право

Б) избирательный процесс

3. Принципы демократичного избирательного права

А) равенство

Б) всеобщность

В) тайное голосование

Г) свобода выборов

4. Типы избирательной системы:

А) мажоритарная

Б) пропорциональная

В) смешанная

572 Биосоциальная роль человека.

 

1. Человек - предмет изучения философской антропологии.

2. История взглядов на роль человека в мире

а) античные философы

б) философы эпохи Просвещения

в) марксистская антропология, "Происхождение семьи....."

3. Современная философия о человеке.

а) антропогенез

б) социогенез

в) антропосоциогенез

4. Биологические качества человека.

5. Социальная составляющая человека.

6. Принципиальное различие человека и животных

7. Индивид, индивидуальность, личность.

576 политические отношения 1. понятие политических отношений

2.Типы политических отношений:

1)горизонтальные

2)вертикальные

3.Структура политических отношений

1)взаимодействующие субъекты и объекты политичских действий

2)политические потребности

3)политические интересы

4)политические цели

5)политическая воля

4.Роль политических отношений в современной жизни общества

581 отклоняющееся поведение 1. Понятие отклоняющегося поведения.

2. Девиантное поведение.Основные формы.

2.1. Пьянство.

2.2. Наркомания.

2.3. Преступность

2.4. Проституция.

2.5. Самоубийство.

2.6. Гомосексуализм.

3. Делинквентное певедение.

4. Причины левиантного поведения.

4.1. Биологические.

4.2. Психологические.

4.3. Социологические.

5. Девиация.

5.1. Первичная девиация.

5.2. Вторичная девиация.

6. Характер девиантного поведения.

6.1. Коллективный.

6.2. Индивидуальный.

7. Меры соц. воздействия на девиантное поведение.

585 Отклоняющееся (девиантное) поведение и его виды 1.Что такое откл. поведение?

 

2.Виды откл. поведения:

а)Фгрессивное поведение

б)делинквентное

в)зависимое (аддиктивное) и другие

 

3.Формы девиантного (отклон.) поведения

 

а)преступность

б)пьянство

в)самоубийство

г)проституция

д)наркомания

е)самоубийство

 

4.Особенности девиантного поведения в современной России

587 Социальный конфликт 1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп.

2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы;

б) неудовлетворенность оплатой труда;

в) психологическая несовместимость людей;

г) различие существенных интересов и принципов;

д) перераспределение влияния в группе или между группами;

е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

3) Виды социальных конфликтов:

а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.

г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

4) Стадии развития межгруппового конфликта:

а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

г) нарастание эмоциональной напряженности;

д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

629 Малая социальная группа и ее роль в обществе 1. Характеристики малой группы

1) Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.

2) Состав группы.

Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек.

3) Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей и набор норм.

4) Групповые процессы

2. Виды и функции малых групп

1) По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

2) По способу возникновения

(формальные, неформальные или контактные)

3) По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива.

4) Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

1) сплочение или разобщение групп;

2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

3) становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

640 Политические организации 1. Политическая организация (система) есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти.Политическая организация существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с воз-никновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований.

2. Три основные формы политических организаций с точки зрения их построения и главных целей деятельности:

1) политические организации как участники процессов политической конкурентной борьбы за власть;

2) нация как политическая организация обособленной человеческой общности;

3) государство как политическая организация общества.

3. Характеристики

- формальная;

- с иной формой собственности на принадлежащее ей имущество (собственность общественного объединения);

- ставящая перед собой некоммерческие цели;

- реально существующая;

- социально значимая;

- федеральная, то есть охватывающая всю страну;

- как правило, открытая и инновационно активная;

- обычно существующая в организационно-правовой форме «политическая партия»; может иметь различные размеры;

- создаваемая на различных основаниях консолидации: от совместной авантюры до общего вероисповедания.

4. Молодёжные политические организации России

- Молодые социалисты России (Партия «Справедливая Россия»)

- Молодая гвардия Единой России (Партия «Единая Россия»)

- Молодёжное Яблоко (Партия «Яблоко»)

-Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации — СКМ РФ (КПРФ)

658 Виды знаний Обыденное (житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания.

Особым видом знания является народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях.

Очень важны для человека научные знания, которые нашли свое отражение в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность.

Выделяют ученые и так называемые паранаучные знания. Это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.

Мифологические (религиозные) знания — еще один вид человеческих знаний. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном.

811 Проблема Севера и Юга-одна из глобальных проблем современности 1. Понятие интерсоциальной проблемы в общ.курсе.

2. Причины данной проблемы:

а) Географические и климатические проблемы данных территорий.

б) Экологические причины.

в) Связь с другими глобальными проблемами.

3. Проявления проблемы:

а) "Старая" Европа и молодой Юг.

б) Демографические взрывы.

в) Голод, неграмотность,нищета,болезни.

г) Миграция в благополучные страны.

д) Нежелание содержать страны "3его" мира.

4. Пути решения:

а) Благотворительная помощь "звёзд" в образовании и здравоохранение.

б) Продуманная демографическая политика.

в) Международная поддержка, помощь в проблеме "Север-Юг"

5. Участие России в решении данной проблемы.

813 Семья как социальная группа Семья как социальный институт

 

1) Понятие социальный институт.

2) Понятие семья.

3) Функции семьи:

- воспроизводственная

- статусная

- хозяйственно-бытовая

- эмоционально-психологическая

4) Виды семей:

- эгалитарная

- патриархальная

- нуклеарная

- расширенная

825 Общество как система 1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

а) сложная система;

б) открытая система;

в) динамическая система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы;

б) институты;

в) социальные нормы;

г) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

826 Социальные институты 1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (правовые институты, политические, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики;

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

830 "Прогресс и его критерии" I. суть понятия общественного прогресса.

II. Представление прогресса в трудах ученых:

2.1.Представление Тюрго и Кондорсе

2.2.Представление Маркса о прогрессе.

2.3.Представление Вико о прогрессе.

2.4.Представление Данилевского, Шпенглера и Тойнби о прогрессе.

III. Современные представления о прогрессе.

3.1.Критерии развития разума.

3.2.Критерии нравственности.

3.3.Критерии свободы выбора.

IV. Формы социального прогресса - революция и реформа.

838 Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития 1. Определение природы и человека.

2. Определение культуры

3. Концепции взаимодействия общества и природы.

3.а) История развития отношений человечества и природы

3.б) Точки зрения на роль человека в природе.

3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.

4. “Глобальные проблемы” человечества.

5. Общие подходы к решению экологических проблем.

5.а) Пути решения проблем в разных странах.

5.б) Всемирные организации по защите окружвющей среды.

5.в) Идея коэволюции.

845 Политическая система общества 1) Понятие о политической системе./ Политическая система

общества – система, осуществляющая социальное управление.

2) Основные элементы политической системы:

а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ);

б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм

взаимодействия между субъектами политики);

в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы);

г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).

3) Функции политической системы:

а) определение целей, задач и путей развития общества;

б) регулирование деятельности общества;

в) распределение духовных и материальных ресурсов;

г) согласование разных политических интересов;

д) стабильность и безопасность общества;

е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

4) Типология политических систем:

а) в зависимости от источника власти (демократические и

недемократические (авторитарные и тоталитарные));

б) в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и

закрытые);

5) Особенности современных политических систем.

850 Общество как динамичная система 1 Понятие "общество"

а) "общество" в широком смысле

б) "общество" в узком смысле

2. Признаки общества как системы

а) сложный характер

б) основной элемент - человек

в) упорядоченная целостность

г) самоуправляемость

д) динамичность

3. Сферы общественной жизни

а) экономическая

б) политическая

в) духовная (культурная)

г) социальная

4. Социальный институт

а) семья

б) государство

в) образование

г) религия

5. Общество и общественные отношения

851 Общество и природа I. Понятие "общество"

1) "общество" в широком смысле

2) "общество" в узком смысле

II. Понятие "природа"

1) "природа" в широком смысле

2) "природа" в узком смысле

III. Взаимосвязь природы и общества

1) Отрицательное воздействие общества на природу

а)изменение ландшафтов

б)истощение природных ресурсов

в)загрязнение окружающей среды

2) Положительное влияние общества на природу

а)создание природной среды, удобной для жизнедеятельности людей

б)создание заповедников

в)охрана природы

3) Отрицательное влияние природы на общество

а)природные катаклизмы

б)климатические условия

4)Положительное влияние природы на общество

а)естественная среда обитания

б)источник вдохновения

в)источник природных ресурсов

IV. Значение природы для общества

890 Терроризм, как глобальная проблема человечества 1)Угрозы и вызовы современного человечества

2)Международный терроризм

3)Особенности терроризма:

а)наднациональный терроризм

б)использование современных электронных сетей и связей

4)Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

891 Общество - как система 1. Понятие общества:

а) в широком смысле

б) в узком смысле

2. Подситемы общества:

а) социальная

б) духовная

в) экономическая

г) политическая

3. Основные этапы развития общества:

а) традиционное

б) индустриальное

в) постиндустриальное

4. Подходы к развитию общества

а) формационный - Маркс

б) цивилизационных - Тойнби

5. Общество в условиях современности

898 Общество и природа 1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

899 Социальные институты 1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

900 Формы общественных изменений 1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

901 Революция как форма социальных изменений 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

а) буржуазные;

б) пролетарские.

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.

902 Общественный прогресс 1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.

2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.

3) Характерные признаки общественного прогресса:

а) совокупность поступательных изменений;

б) противоречивость и сложность изменений;

в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;

г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;

д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.

4) Критерии общественного прогресса:

а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;

б) гуманизация отношений между людьми;

в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;

г) расширение спектра прав и свобод человека;

д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.

5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

903 Традиционное общество и его особенности 1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.434 с.)