Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе



Основная единица пунктуации. В соответствии с назначением пунктуации ее основной единицей (т.е. конечной осмысленной структурой, остающейся после членения) является смысловой отрезок, который выделяется знаком или знаками препинания. В связи с этим его целесообразно называть пунктуационно-смысловым отрезком, т.е. смысловым отрезком, выделяемым знаками препинания. Так, в предложении Мы поднялись на гору, и перед нами открылся прекрасный вид на окружающую местность пунктуационно-смысловыми отрезками являются два простых предложения в составе сложного. Пунктуационно-смысловой отрезок обладает воспроизводимостью и повторяемостью, имеет особую синтаксическую природу, включая интонацию, и свое логико-предметное значение.

Пунктуационно-смысловые отрезки по своей структуре бывают словными (Завтра, вероятно, будет дождь), словосочетательны-ми (По словам старожилов, в этих местах бывает много хороших грибов) и предложенческими (Все были уверены (об этом говорили тучи на небе) в скором дожде). В методической литературе предлагалось основной единицей пунктуации считать пунктограмму (2, с. 39). Под нею подразумевается "закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации" (Валгина Н.С. Пунктограмма//Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф.П.Филина. - М., 1979. - С. 243). Пунктограмма в данном понимании не может стать основной единицей пунктуации по двум причинам: она, во-первых, отождествляется со знаком препинания и с пунктуационным правилом, во-вторых, отрывается от назначения пунктуации членить коммуникативные единицы на осмысленные отрезки.

Пунктуационная норма. Пунктуационная норма - это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.

Так, в предложении Пушкин - поэт пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.

Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. Например, в предложениях Ваня, сходи в магазин за хлебом и Ваня! Сходи в магазин за хлебом один и тот же смысловой отрезок выделен разными знаками препинания. В обоих случаях реализована пунктуационная норма. Такие пунктуационные явления называются вариантами пунктуационной нормы, т.е. вариантами графического выделения смыслового отрезка. Среди них могут быть нулевые варианты, т.е. случай непостановки знаков препинания, например: Пруд - искусственный водоем и Пруд как зеркало.

Знаки препинания. Для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной - особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения).

В русской пунктуации, по подсчетам А.И.Моисеева, насчитывается 17 знаков препинания1. В школе изучаются только предложенческие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, двойное тире, двойные скобки, двойные кавычки. Запятая и тире могут быть как одинарными, так и двойными знаками, т.е. ставиться с обеих сторон смыслового отрезка, например: Внизу, у обрыва, горел костер; Алексей - читатель уже знает его -пристально глядел на молодую крестьянку (Пушкин). В качестве двойных знаков в определенных случаях употребляются двоеточие и тире, например после обобщающего слова перед однородными членами, которыми не заканчивается предложение: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (Горький).

Условия постановки и выбора знака (знаков) препинания. Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются грамматическими, семантическими и интонационными (ритмомелодическими) особенностями смыслового отрезка, которые

называются условиями действия пунктуационного правила или, по выражению Г.И.Блинова, пунктуационным полем. В качестве грамматических условий выступают грамматические основы; синтаксические элементы, осложняющие предложение; чужая речь; пропуски связок и членов предложения. К семантическим условиям относится выражение различных значений смысловыми отрезками (например, причины, уточнения, противопоставления и т.д.). В качестве интонационных условий выступают перечисление, пауза, повышение тона и т.д.

Опознавательные признаки пунктуационно-смысловых отрезков (или "точек" применения пунктуационных правил). В коммуникативных единицах - предложении и тексте - имеются бросающиеся в глаза приметы, по которым можно обнаружить смысловой отрезок и выявить его границы. Эти приметы называют опознавательными признаками. Они одновременно являются одними из условий выбора места для знака и выбора самого знака препинания.

Опознавательными признаками являются морфологические особенности смысловых отрезков: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц; синтаксические особенности: наличие двух и более грамматических основ, осложняющих простое предложение элементов (обращений, вводных слов, обособлений, чужой речи, однородных рядов);звуковые (ритмомелодические) особенности: звательная, предупредительная, перечислительная и другие виды интонации;смысловые особенности: причина, противопоставление, последовательность и др.

Пунктуационное правило. Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают. Первый вид правил называется позитивным, второй - негативным (2). В одном и том же пунктуационном правиле могут быть и позитивные, и негативные элементы, например: между однородными членами предложения ставятся запятые. Если последний однородный член присоединен союзом и, то запятая не ставится: На столе лежат яблоки, груши, сливы; На столе лежат яблоки, груши и сливы.

Пунктуационные умения

Интеллектуальные действия, выражающиеся в выборе и постановке знака (знаков) препинания на письме, называются пунктуационными

умениями. В школе формируются следующие виды пунктуационных умений:

· - находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки,требующие выделения их знаками препинания;

· - ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

· - обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;

· - находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Нахождение пунктуационно-смысловых отрезков, или пунктуационная зоркость. Видение и предвидение в предложении и тексте смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания, -важное пунктуационное умение. Оно проявляется в обнаружении самих смысловых отрезков, их границ, т.е. мест для постановки знаков препинания. Пунктуационная зоркость опирается на опознавательные признаки смысловых отрезков, и это обеспечивает ей действенность.

Постановка знака (знаков) препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Умение пользоваться правилами выделения смысловых отрезков знаками препинания - центральное пунктуационное умение, результатом которого оказывается правильное пунктуационное оформление собственных высказываний. Оно складывается из ряда действий, которым необходимо научить школьников: найти смысловой отрезок и выяснить его природу; установить его границы; определить место смыслового отрезка в коммуникативной единице; произвести выбор нужного знака препинания; поставить знак препинания. Перечисленные действия реализуются пишущим достаточно быстро, нередко нерас-члененно и даже свернуто.

Обоснование выбора места для знака и выбора необходимого знака препинания. В процессе овладения центральным пунктуационным умением - постановкой знаков препинания при создании коммуникативных единиц - существенную роль играет умение обосновывать выбор знаков препинания. Оно включает в себя свободное знание пунктуационного правила и владение грамма-тико-смысловым анализом предложения; нахождение смыслового отрезка, его места, его значения и характера интонации.

Нахождение пунктуационных ошибок и их исправление. Пунктуационные ошибки - это различные нарушения пунктуационных норм: постановка не того знака, не на том месте, пропуск знака. Умение найти ошибку опирается на свободное знание пунктуационной нормы (она выступает как эталон) и на владение умением видеть смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания.

Владение всеми перечисленными пунктуационными умениями составляет пунктуационную грамотность учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.009 с.)