Интенсификация обучения как фактор повышения качества обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интенсификация обучения как фактор повышения качества обучения.



Основными направлениями перестройки обучения в современной образовании являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.

Цель: повышение эффективности педагогического труда через интенсифика­цию процесса обучения.

Задачи:

- изучить проблемы интенсификации процесса обучения;

- рассмотреть зависимость мотивации учения и интенсивности учебной деятельно­сти;

- выявить стимулирующие способы активизации процесса обучения;

- определить значение игры как эффективного способа интенсификации про­цесса обучения.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей - новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенси­фикации обучения:

1. повышение целенаправленности обучения;

2. усиление мотивации учения;

3. повышение информативной емкости содержания образования;

4. применение активных методов и форм обучения;

5. ускорение темпа учебных действий;

6. развитие навыков учебного труда;

7. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, стимулирующих их учение. Большую роль тут играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т.д.

В педагогической практике все шире и шире находят применение мето­ды проблемного обучения. Изданы учебно-методические разработки, в кото­рых показываются пути их использования.

Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности приме­няемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения.Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний.

Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Педагогу надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т.д. Ценную информацию о причинах отставания учеников дают уже вошедшие в практи­ку школ «педагогические консилиумы», проводимые классным руководите­лем с участием всех учителей класса, школьного врача, актива родителей.

Необходим глубокий анализ качества процесса обучения. Для этого важно знать реальные учебные возможности обучающихся перспективы рос­та, «зону ближайшего развития» каждого из них.

Соответствие успеваемости реальным возможностям детей будет свиде­тельствовать об оптимальности достигнутых результатов.

В современных образовательных учреждениях применяются разнооб­разные формы обучения - учебные занятия, практикумы, экскурсии, семи­нары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние зада­ния.».

Характерной особенностью совершенствования форм обучения на дан­ном этапе является стремление педагогов к применению разнообразных видов учебных занятий в общей системе изучения определенного раздела или темы. При чем у наиболее опытных педагогов складывается свой методический по­черк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную дея­тельность учеников.

При имеющемся многообразии форм организации обучения было бы весьма опрометчиво попытаться навязать всем педагогам страны какую-то одну из них как панацею от всех бед. Дело в том, что в педагогике законо­мерно установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями не только методов, но и форм организации
учебного процесса. Вместе с тем современная дидактика рекомендует непре­рывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую ко­пилку опыта все новые и новые подходы к работе с учениками. Весьма важно как можно шире использовать собеседования, семинары, конференции, встре­чи с обучающимися. На таких занятиях монолог педагога заменяется диалогом с детьми.

Технические средства обучения всегда использовались в основном для усиления наглядности обучения. Внедрение компьютеров открывает принци­пиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятель­ностью, для ее интенсификации.

Компьютеры позволяют значительно увеличить объем усваиваемой уче­никами информации, благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике.

Современные мультимедиа компьютеры позволяют сегодня обеспечивать учеб­ные занятия на новом уровне возможностей. Если раньше показ слайдов или кино­
фрагментов на учебном занятии было возможен благодаря проекционной технике,
сегодня им на смену приходит компьютер и мультимедиа проектор. С помощью
одного такого проектора можно демонстрировать как видеофрагменты с видеомаг­нитофона, так и копировать экран компьютера. По системе видеотренинга можно заснять видеокамерой работу учебной группы и тут же на занятии продемонстрировать им самих себя на большом экране. Современный лектор готовит рисунки на своем компьютере перед лекцией. Информация может быть самой свежей и опера­тивной, т. к. не требуется никакой обработки нового «слайда», нужно только этот рисунок записать на дискету, а перед лекцией ввести в проекционный компьютер.

Программа Power Point позволяет оперативно создать целый курс из рисунков, видео или аудиофрагментов, необходимых для занятия. Изображение сопровожда­ются музыкой, а при необходимости и дикторским текстом. Получается лекция с мультимедиа сопровождением. Если лектор запишет свою лекцию на диктофон, этот звуковой текст потом можно ввести в компьютер и озвучить им зрительный ряд. Получается уже автоматизированная лекция. После каждого занятия на экране высвечиваются тестовые вопросы. После лекции слушатели каждый персонально набирают выбранный ими код правильных на их взгляд ответов (на это уходит все­го 3-4 секунды) и получают на экране оценку и развернутое резюме об уровне усвоения ими материала занятия.

С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная воз­можность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными. Речь идет о задачах, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один, наиболее рациональный с определенной точки зрения.

Все игровые занятия могут быть организованы как непосредственно пре­подавателем, так и техническими средствами в виде автоматизированного вари­анта на основе систем мультимедиа или с использованием любой аудиовизуаль­ной техники. В этом случае используется фонограмма или видеофильм, которы­ми пошагово воспроизводятся приведенные в сборнике речевые инструкции по организации игр.

Для организации и управления ходом игры используется ведущий, который либо сам будет давать игровые инструкции, либо обеспечивать подачу речевых команд с магнитофона. Ведущий должен предварительно познакомиться с опи­санием игры и подготовить необходимый реквизит. Ведущий должен обладать качествами лидера. На первых порах ведущим может быть один из преподавате­лей, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выби­рать ведущего из участников учебной группы.

Наиболее совершенные варианты сценариев игр для универсального ис­пользования имеют форму дикторских инструкций. Учитывая специфику вос­приятия текста с фонограммы, инструкция, как правило, повторяется дважды -сначала в подробном виде, а затем после слов «Итак...» - в виде «свертки» - короткого резюме. Затем дается сигнал «Гонг». По этому сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизводящий инструкцию, ивключить другой - с фоновой музыкой. По сигналу гонга обучаемые начинают выполнять игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее ого­варивается в инструкции. По мере выполнения каждого шага игрового действия(на усмотрение ведущего) тумблером включается фонограмма и обучаемые слу­шают следующую инструкцию. Хотя игры предусматривают автоматизирован­ную систему задания инструкций по организации игр, роль преподавателя припроведении таких игр весьма существенна. После каждого сигнала «Гонг», когда вступает в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять действия участников игры может только преподаватель. Участники игры экспромтом не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, пре­подаватель же предварительно знакомится со сценарием и благодаря своему жизненному и педагогическому опыту сможет заранее наметить возможные ва­рианты для оптимального развития событий в игре, поэтому его основной зада­чей является практическая реализация данного сценария в своем видении.

Оценка результатов игрового обучения. Оценивает результаты игры, как правило, жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состяза­тельности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. Заранее заготавливаются призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило, что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и под­нять мотивацию даже самых «малоуспевающих». При оценке учитываются раз­ные показатели, например, «кто лучше», «кто быстрее», «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее», «кто правильнее» и т. д.

В учебном классе во время напряженных занятий или в перерыве между занятиями нужна психо-эмоциональнаяразгузка. Современная дидактика пред­лагает простую система игр, которую любой педагог может легко освоить. Этиигры хорошо использовать в качестве небольшой активной паузы прямо во время урока, если педагог видит, что внимание обучающихся рассеивается и актив­ность падает.

Сегодня существует огромный спектр развивающих игр. По увлека­тельности, по азарту, накалу страстей эти, простые, казалось бы, игры, зачастую превосходят даже азартные и становятся незаменимыми при заполнении пауз между основными учебными занятиями, во время праздничного чаепития за сто­лом у самовара и даже во время путешествия, в дороге, в транспорте, в походе, когда и стола-то под рукой может не оказаться - одни чемоданы и рюкзаки.

Подвижные игры на воздухе, наряду с другими играми предназначены для отдыха и имеют главным образом развлекательный характер. Вместе с тем эти игры предполагают значительную физическую нагрузку. Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда - это активный отдых, который наполняет лю­дей новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения. Играть в эти игры могут и взрослые, и дети. Проводиться игры должны на улице, в любое время года. В зависимости от погоды, участники должны быть одеты в спортив­ную форму, соответствующую сезону.

Как активизировать резервы личности? Ведь ведущему игровые курсы нужно обладать целым рядом качеств, которые позволяли бы ему быть заводи­лой в игровой деятельности, лидером коллектива, примером для подражания.Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможно­сти личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необхо­дима любому человеку, любому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.01 с.)