Франц. Школа современной семиотики культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франц. Школа современной семиотики культуры



Леви Стросс французский этнолог, философ - исследовал идеи теории инфо+С в антр-гии. Идеи: 1. Трактовка ритуала в кач-ве мех-зма трансл. культ., ритуалы несут в себе символическ. действ., обращение к сознан. и мышл. 2. типологич. сходство стр-р яз и орган-и социума- разл. стороны соц. жизни – явл-я, чья природа аналогична стр-ре яз. Стросс развил идеи Юнга о коллект. бессознат. как об универсальном архитипичн. коде.

Ролан Барт развивая идеи о корреляции м/у комм. и стр-ми сторонами общ-ва, находил корреляц. в совр. социуме, а не в первобытн. культ. Показал структурно-семиотич. взаимовлияние и сходства разл. видов знаковой деят-ти (фото, фильма, музыки..). Выдвинул понятие семиол. Парадокса – состоящее в том, что знаковые функции приписываемые тем или иным объектам, которые прежде не были знаками и наоборот вещи знаки могут утрачивать свои знаковые свойства.

Мишель Фуко – 3 книги об археологии «Археология знания»... Смысл слова арх. необычен-истор. реконстр. идеальн. феноменов, представл-й и знаний. Арх-я изучает мат-е следы прошлого. Эпистема – предпос. познания и самопознания. 3 эпистемы=3 эпохи. (возрож-ия, классич. рационализм, соврем-сть). Взаимоотнош-е слова и вещей – ключ к различению познават-ти эпох. Ставил вопрос о разном отношении людей к знакам и знаков к вещам.

Жак Деррида – концепции т-рии лит-ры «Деконструкция». Объективн. интерпретация худож. произв-я невозможна. В хорош. произв-и смыслы конфликтны и неисчерп., интерпретатор не может б. беспристр.

Итальянская и франкфуртская школы семиотики культуры

Умберто Эко «отсутствующая структура в семиологии» определил метод и место в кругу наук. Различал общ. С. и частные\специализированные С, кот изучают устройство конкретных знаковых сис-м.

В завис. от обл. бытования С.+задач их изучен. различают: семиотич. эстетику, семиотич. типологию культ., С массов. комм-ии, С. риторич. и идеолог. кодов (религ., полит.).

В работах Эко соединяет общ. теор. с разбором конкр. кодов и знак. ситуаций.

Московско-тартуская сем. школа

Истоки шк. связаны с ленингр. литературовед-ием и моск. лингвистикой 1-й пол. 20 в. Ленингр. предст-ли – Лотман, Бахтин, Жирмундский и др. Лингв. корни - моск. шк. формальн. грамм. Фортунатова, позже ранний моск. структ-лизм (к. 50-х нач. 60-х гг.)- Панов, Иванов, Степанов. В дек. 1962 в инс-те славяноведения был симпозиуим по стр-му изуч-ю зн. сис-м, кот. стал началом русск. С. После тартуск. летние шк. Всего 25 выпусков «Труды по знак. системам». Ключ. идеи шк.: 1. концепц. вторичн. моделир. сис-м: естеств. яз. - первичн. С., порождающ. остальные. Остальные – мифолог., рилиг., литра, ис-во как вторичные, т.к. содержательно зависят от яз., создаются с его участием, интерп-тся с его помощью. 2. конц. ис-ва как 1-ой из разновидностей моделир-х сис-м, сопоставл. ис-во с игрой, показывая своеобр-е и черты сходства назван. видов деят-ти. Игра как бы деят-ть, ис-во как бы жизнь. Отн-е к знаку, семиозису, инфо м. б. основой д/типологии культ.

 

10.Язык запахов. Запах-опознаватель К-ры,что связано с геогр. прир. услов. развит. К и с традиц.,обыч.Так напр. эскимосы любят подгнившее мясо,французы-сыр с плесенью.Функц.запахов как знаков:1Запахи рождают воспоминания 2Запахи способствуют или препятствуют коммуникации 3 Запахи создают ситуацию личностного комфорта или дискомф. 4. Запахи привлекают внимание к объекту или порождают неприятие объекта.Сущ-т запахи богатства и бедности, города и села, проф, половозраст. Эмоц-ситуативн знаки (запахи, кот порожд.+/- эмоции).Примеры.

 

11. язык одежды. Многозначным феноменом, своеобразным социокодом, определенным знаком личностных особенностей, что несет в себе обширную информацию о человеке, является и наш костюм. И вот — знаковость костюма на примере молодежных субкультур: хиппи, панки, скинхеды, растафари, готы, рейверы.Встречают по одежке. Манера одеваться напрямую связана с осбенностями личности и характера. В костюме проявляется и наше бессознательное, в выборе или отказе от той или иной одежды срабатываает определенный механизм психологической защиты.

 

12 язык пищи. Гастика — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом. Знаковые блюда и напитки разных стран. Обязательные, соответственно оформленные кушанья разных народов, сопровождавшие самые важные в жизни человека события — рождение ребенка, свадьба, похороны.Напр.-пасха-крашенные яйца,дань уважения гостям-богатый стол.

 

13.Язык жестов. Неверб. общ.— вид общения без использования слов или «язык жестов». Неверб. семиотика предст-т собой науку о знаках, кот. человек использует при ком.По Пизу-7% инф.перед-ся верб.,55%-язык жестов,38%-интонация. Неверб. передача происх.одноврем. с верб. и может усиливать или изменять смысл слов.Обмен взглядом, прищуривание глаз, кивок, улыбка, поднятые брови, пристальный взгляд, размахивание руками-примеры яз.жестов.Жесты – приобрет., культурно обусловл.Пр:кивание головой у болг-знак отриц.

 

К-ра и язык. Определение кул-ры

К-ра часто опр-сь с разл. противоп. позиций, =>много дефиниц. и концеп. из-за многогр. явл-я. К-ра (лат. возделывание, образ-е, разв-е) – целенапр. воздейс-е чела на природу, вывед-е дом животн. и тд. Позже воздейст-е чела на чела, воспит-е и обуч. В греч. цивил. воспит-сть - главн. отлич. от некульт варваров. Позже концепт «к-ра» связывают с физ., эстетич., дух. развитием чела(Homocultus). В России до 19в. понятие к-ра не встр-ся, есть разумн-ть, гуманность. Впервые в 1846г. к-ра – 4-ая форма бытия(природа, чел, общ-во-3 формы). К-ра – ист.опред. ур-нь разв. общ-ва, творч. сил и способн. чела, выраженный в типах и формах орг-ции жизни и деят-ти людей и в созд-мых им матер. и дух ценностях. В узк смысле к-ра – сфера дух. жизни людей, в широком – к-ра вкл. в себя предм. результат деят-ти чела, его силы и спос-ти, реализуемые в деят-ти. В нач. 20в. нем. культурологи Вебер и Риккерт: к-ра – сис-ма ценност. и идей, скдадывающ. в ходе ист. развития народов, обусловленная дух., псих. складом. Хайдекер: к-ра – реализация верховн. ценностейпутём культив-ния высш. чел-х достоинств.

Взаимосвязь языка и к-ры

Яз. лежит на поверхн. бытия чела в к-ре=>во все времена есть проблема взаимосв. и взаимод-я яз. и к-ры(в центре вним. гуманит. наук).Связь яз. и к-ры (Роджер Белл) 1-ая причина-понимание к-ой дея-ти простейш. вида покоится на идеях или обобщ-ях, а чел. ум способен формулир. идеи, опериров. ими и передавать только посредств. речи. Разногл. м/яз. и к-рой б. сглажены компромиссом пока речь идёт о процессе их передачи и о типе мех-зма их разв-я. Яз. к-ра едины, в практич. целях их можно разгранич. Яз. мож.б. компонентом к-ры, но яз. автономен по отн-ю к к-ре в целом и мож. рассм-ся как независ. автономн. ед-ца. Каждый носитель яз. явл-ся носителем к-ры=>яз-е знаки приобретают спос-ть функ-ния как знаки к-ры и => ср-во предствл-я осн. установок к-ры. Яз мож. отражать культ-нац. ментальность его носителей. К-ра развив. в яз. оболочке. Примитивн. к-ры – вещные, совр. к-ры – вербальные. Верб. иллюзии играют больш. роль в создании стереотипов. С помощ. яз-а чел восприним. вымысел как реальность, яз.- осн. инструм., с помощью кот. мы усваиваем к-ру. Яз – специфич. способ сущ-я к-ры, фактор формир-я культ. кодов.

 

Общее понятие коннотации

Коннотации имеют дополнит знач.

Это эмоц., оценочн., стилист. окраска языковой единицы. В шир. смысле – это любой компонент, кот. дополняет содержание знака на основе сведений, соотносимых с культ-ист. мировозренч.знанием говорящих. Этот компонент м носить хар-р эмоц. или ценностного отнош. говорящего к обозначаемому в завис. от различ. условий: соц. отношение участников, форм речи. В узк. – это компонент значен. смысла яз.ед., выступ. во вторич. для нее ф-ии наименования.

Коннотац. компонент дополняет основное значение ассоциативно-образным представлением об обозначаемой реалии. (свинья – грязный(Рос), обжора(анг), глупость(вьетн))

Система образов, закрепл. в семантике нац. яз. явл. зоной сосредоточения культ. инфо в естеств. яз. Для кажд. яз, культ. хар-но возникн. специфич. коннот. Возникн. коннот. связ. с усилением отд. аспектов значения, на базе кот. возникают наиб. стабильные ассоциации. Они образуют мотивирующую основу для возникновения коннотаций. (заяц – трус, но без белой шубы=)) Закрепление ассоциативных признаков в значении слова – процесс культ.-нац. Он не подчиняется логике здрав. смысла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.136 (0.009 с.)