Глава 2. Методологические принципы и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методологические принципы и методы исследования



Цель: исследовать гендерные различия в выборе стратегий разрешения

конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Объектом исследования является стратегия, выбираемая личностью в

конфликтной ситуации.

Предметом исследования являются различия в выборе стратегии

разрешения конфликтных ситуаций, обусловленные гендером.

Гипотеза№1: Мужчинам, с более высоким уровнем агрессии, чаще,

чем женщинам, свойственно выбирать стратегии, не ведущие к

конструктивному решению конфликта, а именно стратегию соперничества.

Гипотеза№2: Возникший конфликт вызывает у его участников

фрустрацию, что ведет к применению активных действий для изменения

ситуации, часто выражающихся в форме агрессии.

Задачи:

1) Провести анализ литературных данных по проблеме межличностных

конфликтов в профессиональной деятельности и различий в выборе

стратегии поведения в конфликтах, основанных на гендере;

2) Изучить стратегии поведения, выбираемые в конфликтных

ситуациях;

3) Выявить различия в выборе стратегии поведения между мужчинами

и женщинами в конфликте;

^Проанализировать социально-психологические особенности

реагирования личности на фрустрирующие ситуации.

5) Провести психодиагностическое исследование относительно

гендерных различий в выборе стратегии решения межличностных

конфликтов в профессиональной деятельности и проанализировать

полученные результаты с помощью методов математической статистики.

О Методологические принципы

В данной работе при рассмотрении проблемы конфликта в гендерном

аспекте были использованы следующие принципы:

Принцип детерминизма. Детерминизм - философское учение об

объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений

материального и духовного мира. В психологии этот принцип

разрабатывался C.JI. Рубинштейном (1948). Данный принцип позволяет

говорить о том, что существуют видимые различия в поведении мужчин и

женщин, обуславливающих выбор той или иной стратегии поведения в

конфликтной ситуации, под влиянием фрустрирующих факторов.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования

составил принцип системности, в основе которого лежали идеи

Л.Берталанфи (1973), систематизированные в психологии в трудах

Б.Ф. Ломова (1971) и встречающиеся до этого уже в работах Б.Г. Ананьева,

В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М.

Теплова и др.

Системный поход в психологии позволяет рассматривать психические

явления в их взаимосвязи с другими явлениями действительности. Исходя

из этого, применение системного подхода в данном исследовании

способствовало анализу и синтезу следующих систем: культура, общество,

личность, поскольку эти системы часто могут являться частями других

систем. Так мы можем говорить о взаимосвязи выбора той или иной

позиции в конфликте в организации с гендерной принадлежностью в

социуме.

Методы га методики исследования

В исследовании использовался комплекс методологических подходов,

методов и методик сбора и обработки данных:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической, научно-

методической литературы по теме исследования;

2. Психодиагностический метод реализовывался в следующих

методиках:

А) Методика диагностики предрасположенности личности к

конфликтному поведению К, Томаса (К. Томас, Р„ Кнллмен, 1972)

С помощью данной методики было обследовано 60 человек,

работников из двух отделов (32 мужчин и 28 женщин в возрасте от 25 до 45

лет). Методика используется для изучения личностной

предрасположенности к конфликтному поведению. Полученная с

помощью данного опросника информация позволяет выявить особенности

реагирования личности на конфликтные ситуации и выявить также

стратегии поведения, используемые человеком.

В методике содержится 30 пар утверждений, из которых в каждой паре

необходимо выбрать одно верное для респондента.

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной

ситуации:

• соперничество;

• приспособление;

• компромисс;

• избегание;

• сотрудничество.

Б) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.

Ильин, П.А. Ковалев, 2000г.)

При помощи данной методики было обследовано 60 человек,

работников двух отделов (32 мужчины и 28 женщин в возрасте от 25 до 45

лет). Методика предназначена для выявления склонности субъекта к

конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам. Она

состоит из 80-ти вопросов, на каждый из которых необходимо ответить

«Да» или «Нет».

Диагностические шкалы:

1) вспыльчивость;

2) наступательность;

3) обидчивость;

4) неуступчивость;

5) компромиссность;

6) мстительность;

7) нетерпимость к мнению других;

8) подозрительность;

9) позитивная агрессивность;

10) негативная агрессивность;

11) конфликтность.

В) Тест фрустрационных реакций Со Розенцвейга (С. Розенцвейг,

Г.)

С помощью данной методики были обследованы 60 человек,

работников двух отделов (32 мужчины и 28 женщин в возрасте от 25 до 45

лет). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом

контурном рисунке, на котором изображены два человека или более,

занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут

различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для

всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной

ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С.

Розенцвейга, разработанная в Научно-исследовательском институте им. В.

М. Бехтерева.

Методика состоит из 24-х рисунков, на которых изображены лица,

находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в

тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации "препятствия". В этих случаях какое-либо препятствие,

персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще

каким-либо способом.

2. Ситуации "обвинения". Субъект при этом служит объектом

обвинения.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация "обвинения"

предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где

фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может

интерпретировать ситуацию "обвинения" как ситуацию "препятствия", или

наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к

набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух

критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или

неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей

ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или

вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на

самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как

благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя

ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация

рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо

вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит

только подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции "с фиксацией на препятствии" (в ответе

испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески

подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не

препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции "с фиксацией на самозащите" (главную роль в

ответе испытуемого играет защита себя, своего, и субъект или порицает

кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за

фрустрацию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности"

(ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму

гребования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам

зз

берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий

приведут к ее исправлению).

3. Методы статистической и математической обработки данных:

A) Тест Колмогорова-Смирнова, направленный на выявление

нормальности распределения выборки;

Б) Непараметрический критерий Манна-Уитни;

B) Корреляционный анализ Ч. Спирмену.

Обоснование выборки

В исследовании приняли участие 60 человек (32 мужчины и 28

женщин) в возрасте от 25 до 45 лет. Выборку составляют рабочий

коллектив ОсОО ЭЛЗ Управленческого состава Отдела Организации Труда

и Заработной платы (ООТиЗ) (5 человек) и Сборочного цеха (55 человек)

города Майлуусуу Джалалабатской области.

Выбор возрастной категории обусловлен тем, что на данном

производстве в основном работают люди данного возраста, то есть охвачен

весь диапазон возрастов. Все опрашиваемые входили в управленческий

состав предприятия, то есть это те работники, которые постоянно вступают

в контакт и взаимодействуют со своими коллегами по цеху и с

подчиненными в том числе.

База исследования

Сбор материала проводился в рабочем коллективе ОсОО

Электролампового завода г. Майлуусуу, в Отделе Труда и Заработной

Платы и в Сборочном цехе. На данном предприятии работает около трех

тысяч человек. В связи с огромным масштабом производства каждый день

необходимо взаимодействовать с большим количеством людей. Чрезмерные

нагрузки могут приводить к формированию нервно-психического

перенапряжения, которое может негативно сказываться как на

производительности, так и на взаимоотношениях в коллективе. Конфликты

на производстве могут спровоцировать еще более негативные последствия.

В данной работе акцент сделан на гендерные различия в выборе стратегий

поведения в конфликте, часто встречающиеся на производстве.

Ход исследования

Исследование проводилось в два этапа:

Первый этап - поисковый. На данном этапе был проведен

теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме. Основной

акцент был сделан на проблеме конфликта в организации и гендерных

различиях в ситуации конфликтного взаимодействия. В свете изучаемой

проблемы были рассмотрены разнообразные подходы к данному вопросу. В

итоге были определены направления исследования, методология, гипотеза,

объект, предмет и методы.

Второй этап - осуществлялось формирование психодиагностической

батареи и проведение психодиагностического обследования.

С целью предупреждения возможного неискреннего отношения к

исследованию и неискренности ответов перед началом

психодиагностического обследования работникам объясняли, что данные

результаты необходимы для получения новых данных о специфике

конфликтов на предприятии в связи с гендерными различиями.

Исследование проводилось в форме индивидуального тестирования.

При проведении анализа и интерпретации результатов

психодиагностического обследования учитывалась специфика

индивидуального тестирования (Анастази А., 2002).

Методы обработки данных

Математическая обработка данных проводилась с использованием

пакета статистической обработки данных SPSS 15.0. Для статистического

анализа полученных данных использовались следующие критерии:

1. Тест Колмогорова-Смирнова, направленный на выявление

нормальности распределения выборки;

2. Непараметрический критерий Манна-Уитни;

3. Метод ранговой корреляции по Спирмену.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.05 с.)