Раздел 4. Проблема человека в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Проблема человека в психологии.



Человек и культура. Теории личности. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Человек как предмет системного исследования. Человек как представитель биологического вида. Характеристика человека как социального субъекта. Человек и культура. Формы взаимодействия человека с миром. Общее понятие о личности. Теории личности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект.

Личность как регулятор социального поведения. Активность личности. Понятие роли, статуса личности. Структура личности. Отношения личности (Мясищев В.Н.). Направленность личности. Ценностные ориентации и личностные смыслы. Теоретические подходы в объяснении поведения человека: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход. Факторы, определяющие развитие личности. Самопознание и самоопределение. Пределы и перспективы личностного роста.

Жизнедеятельность человека. Понятия деятельности и жизнедеятельности. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Субъект деятельности. Деятельность и психические процессы. Строение деятельности. Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение цели. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия. Преобразование действий в операции. Процессы целеобразования, механизмы формирования новой деятельности. Порождение психики в деятельности.

Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности Индивидуальные особенности регуляции поведения и деятельности. Понятие о темпераменте, темперамент как динамическая регулирующая система. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Свойства темперамента. Структура темперамента. Понятие о характере. Физиологические основы характера. Структура характера. Черты характера. Характер и темперамент. Особенности проявления характера. Акцентуации характера. Понятие о способностях. Различные подходы к пониманию способностей. Структура способностей, их виды. Природа человеческих способностей. Задатки и способности. Знания, умения, навыки и способности. Индивидуальный стиль деятельности, его формирование. Одаренность, талант, гениальность.

Раздел 5. Познавательная сфера человека.

Непосредственное отражение: ощущение, восприятие. Целостность познавательной сферы личности. Уровни познания.

Отражение, сохранение и переработка информации. Виды отражения. Сенсорно-перцептивные процессы. Понятие об ощущениях и восприятии и их функциях в познании. Виды, свойства, закономерности ощущений. Свойства восприятия. Физиологическая основа ощущений и восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие пространства и времени. Иллюзия восприятия. Сенсорная организация человека и индивидуальные различия в восприятии.

Сохранение и переработка информации: память и представление. Сохранение информации. Понятие о памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Мнемотехника.

Опережающее отражение: мышление и воображение. Обобщенное и опережающее отражение действительности. Понятие о мышлении. Этапы мыслительного процесса. Виды мышления. Операции мышления. Влияние особенностей личности на мышление. Роль речи в мышлении. Виды, функции, характеристики речи. Интеллект, его структура и проблема диагностики. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Приемы, обеспечивающие возникновение образов воображения.

Внимание.Внимание как регулятор познавательных процессов. Внимание как свернутый самоконтроль. Функции внимания. Основные виды и свойства внимания. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание.

Раздел 6. Психическая регуляция человека.

Мотивационно-потребностная сфера человека. Потребность как источник активности личности. Базовые потребности человека. Иерархия мотивов. Регулирующая функция мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Проблема внутреннего конфликта. Ценностные ориентации в мотивационной сфере личности.

Эмоционально-волевая сфера человека.

Понятие об эмоциях, чувствах и их видах. Эмоции и потребности человека. Эмоции как ценность. Роль эмоций и чувств в практической и познавательной деятельности. Физиологические основы эмоций и их внешнее проявление. Эмоциональные особенности личности. Основные эмоциональные состояния. Роль настроения, аффекта, стресса, фрустрации в регуляции поведения человека. Методы саморегуляции эмоционального состояния. Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и волевые проявления человека. Воля как высший уровень регуляции поведения. Волевые процессы, структура волевого акта. Борьба мотивов. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Самосознание личности и стратегия жизненного пути. Смысл жизни как составляющая направленности личности. Регулятивная функция смысла жизни. Смысл жизни и жизнедеятельность. Самовоспитание и нравственная, социальная зрелость личности. Контроль и самоконтроль. Виды и методы самовоспитания. Жизненный путь, его особенности и культура. Активность и жизненная стратегия личности. Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии личности. Жизненные и временные перспективы личности. Человек, время, биография. Экзистенциальный вакуум. Потребность в самореализации - основа жизненных стратегий. Реализация себя - процесс и итог жизненного пути. Интегрирующая функция целей жизни.

Основные понятия (тезаурус)

Психология, человек, культура, методология, методы, психика, сознание, поведение, деятельность, субъект деятельности, индивид, личность; индивидуальность: темперамент, характер, способности; мотивационная сфера человека: потребности, мотивы, ценности, смыслы; познавательная сфера: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение; эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, воля, саморегуляция; самосознание, Я-концепция, рефлексия, саморазвитие.

 

Организация самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа понимается как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности студента и мышления будущего профессионала.

Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, ее формы, виды и время, условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

Формы организации самостоятельной работы возможны: ф ронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

· Внеаудиторная самостоятельная работа.

· Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

  • Творческая, научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Условия осуществления самостоятельной и исследовательской работы студентов:

— наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

— обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

— выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

— основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

— обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

— применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

— оптимальная нагрузка студентов;

— система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;

— возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.

2. Анализ, аннотирование научной и методической литературы.

3. Составление глоссария.

4. Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.

5. Написание эссе.

6. Составление сравнительно-аналитической таблицы.

7. Решение психолого-педагогических задач

8. Разработка индивидуальных проектов.

9. Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работы студентов:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

- промежуточного контроля хода выполнения задания;

- оценки результатов выполнения заданий;

- проведение итоговых конференций.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с.: ил. - (Учебник для вузов).

2. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2007 – 631с.

3. Психология [Текст]: учеб. для пед. вузов / ред. Б. А. Сосновский. - М.: Юрайт, 2010. - 660 с. - (Университеты России).

 

б) дополнительная литература:

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов, / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: AcademiA, 2007. - 526 с. - (Психология для студента). 2003, 2004, 2005

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

3. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. - 6-е изд. - М.: КД "Университет", 2006. - 330 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций): Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 - 334 с.

5. Психология: Учеб. для гуманит. вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. - 631 с.:

6. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - 5-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2006. - 539 с

7. Петровский,А.В.. Психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 501 с.

8. Психология [Текст]: учеб. для пед. вузов / ред. Б. А. Сосновский. - М.: Юрайт, 2010. - 660 с. - (Университеты России).

9. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 606 с.

10. Шапарь,В.Б Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; ред. А. М. Спивак. - 4-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

 

Социально-гуманитарное и политологическое образование. Психология. http: // www.humanities.edu.ru/

Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Библиотека (учебные и учебно-методические материалы). Книги. http: // www.ict.edu.ru/

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. http: // www.gnpbu.ru/

Российская государственная библиотека. http: // www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека. http: // www.nlr.ru/

Библиографическая информация о печатных изданиях России. http: // www.knigainfo.ru/

Публичная Интернет-библиотека. http: // www.public.ru/

 

Рекомендуется использование таких технических средств обучения, как мультимедийный переносный проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер, диапроектор.

 

4. Технологическая карта дисциплины

Преподаватель ____к. психол.н, доцент Владимирова С.В.

(уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)

Уровень / ступень

образования _____ бакалавриат _______

С указанием

шифра, названия 050100.62 Педагогическое образование

Направления

и профиля ЕНО

Наименование

дисциплины / курса Психология. Психология человека____________

Код дисциплины

в учебном плане __Б 3.3.1___________________________________________

Количество зачетных

единиц / кредитов ___2________________________________

а) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде зачета

Код формируемой компетенции Виды учебной деятельности студентов Продукт текущей аттестации Баллы (максимум) сроки
Текущая аттестация
  ОК-1,2,4,6; ОПК-2 ПК-3 Учебно-исследовательская самоисследование    
  ОПК-3,6; ПК-6 Учебно-организационная посещение лекционных и семинарских занятий,    
  ОК-1,2,4,6; ОПК-2, ОПК-3 Интеллектуально-аналитическая Опорные конспекты, реферат, составление терминологического словаря,    
  ОК-6 ОПК-3, ПК-5,6 Коммуникативно-рефлексивная выступление на семинарском занятии, презентация докладов, участие в дискуссиях, работа на лекционном занятии,    
  ОК-1,2,4,6; ОПК-2,3,6 Контрольно-оценочная выполнение тестовых заданий, выполнение контрольных работ    
Всего в ходе текущей аттестации    
Премиальные баллы
  ОК-1,2,4,6; ОПК-2,3,6; ПК-3,6 Организационно-творческая деятельность активное участие в психолого-педагогических олимпиадах, конференциях, конкурсах -выполнение заданий повышенной сложности.    
Всего премиальных баллов (10)  
Итог по курсу    
             

 

1. Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина «Психология человека» является объективно сложным для усвоения студентами в силу обилия направлений, изучаемых в рамках данного учебного курса, знакомством с различными психологическими школами и др.

Основные формы организации самостоятельной работы студентов являются:конспектирование монографических работ и статей; поиск интернет-источников,; написание эссе; знакомство с классическими трудами представителей отечественных и зарубежных психологических школ; решение психологических задач; подготовка к письменным и устным опросам, тестирование с вопросами закрытого и открытого характера; составление словаря психологических терминов. Комплексный подход к самостоятельной работе состоит в следующем: при чтении учебной и научной литературы опираться на лекционный материал, отталкиваться от него при отборе информации, сопоставлять, дополнять и уточнять информацию из разных источников, а полученные знания сверять с жизненными фактами.

Оценивается, как аудиторная работа, т.е. работа на лекционных и семинарских занятиях, так и внеаудиторная, самостоятельная работа с учебным материалом, которая включает различные виды деятельности(см. технологическую карту). Кроме этого, предусмотрены дополнительные премиальные баллы за выполнение творческих заданий, таких как выполнение заданий повышенной сложности, активное участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, которые в конце семестра добавляются к набранным баллам текущей успеваемости студента.

Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих выполняемых видов деятельности:

1. Учебно-исследовательская деятельность (0-25 баллов).

Предполагает осуществление студентом исследования различных сторон собственной личности. На завершающем этапе изучения курса студент по предложенной схеме составляет свой психологический портрет, используя результаты проведенного самоисследования.

2. Учебно-организационная. В рамках данного вида деятельности оценивается активность посещения студентом лекций и семинарских занятий.

3. Интеллектуально-аналитическая деятельность (0-20 баллов)

В данном виде деятельности оцениваются конспекты к семинарским занятиям, терминологический словарь и реферат.

4. Коммуникативно - рефлексивная деятельность (0-25баллов). Оцениваются выступления на семинарских занятиях и презентация реферата.

5. Контрольно-оценочная деятельность (0-20) Оцениваются результаты текущего и итогового контроля.

6. Организационно-творческая деятельность (0-10 баллов) За данный вид деятельности начисляются премиальные баллы (активное участие в психолого-педагогических олимпиадах, конференциях, конкурсах

выполнение заданий повышенной сложности).

Все методические материалы выставлены на образовательном портале ОмГПУ.

 

2. Методические рекомендации для преподавателей

 

Для осмысленного освоения студентами теоретических вопросов и базовых психологических понятий необходимо использовать иллюстративные примеры из художественной литературы, опираться на личный жизненный опыт обучающихся. Это позволит избежать формального усвоения содержания курса. Рекомендуется ознакомление с конкретными экспериментальными исследованиями психических явлений, их результатами и процедурой. Примеры таких исследований содержатся в учебных пособиях и специальной психологической литературе. Лучшее осмысление проблем психологической науки достигается через знакомство с биографическими данными выдающихся психологов, их личностными характеристиками. Психологические теории необходимо рассматривать на широком историческом фоне, используя сравнительный анализ и сопоставление различных точек зрения и оценок. Такой материал содержится, например, в учебном пособии Е.Е.Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии» и Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». Преподавателю необходимо разрабатывать вопросы и задания, помогающие студентам сориентироваться в текстах учебной литературы и выделить существенные моменты. Полезно проводить со студентами методики, направленные на самопознание, предложить схему анализа результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, существенным сокращением доли аудиторных занятий, балльно-рейтинговой технологией, преподаватель должен максимально оптимизировать самостоятельную работу студентов. Преподавателю необходимо разрабатывать вопросы и задания, помогающие студентам сориентироваться в текстах учебной литературы и выделить существенные моменты. Полезно проводить со студентами методики, направленные на самопознание, предложить схему анализа результатов. Полезно в лекцию включать элементы диалога, демонстрационные эксперименты и опыты (зрительные иллюзии, явления установки, колебания внимания), поощрять вопросы студентов. При проведении семинарских занятий рекомендуется использовать практические методы обучения: психодиагностические задания для самопознания и решение психологических задач. Последнее может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Это могут быть задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования; задачи по психологическому анализу поведения и жизненных ситуаций.

 

7. Теоретические разделы курса (развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.062 с.)