Основные этапы истории психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы истории психологии.



Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и невещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Представление о психике в этот период носило анимистический характер. Существовала версия о том, что душа человека перемещается в животное, впоследствии это оформилось в концепцию, согласно которой психика присуща всей материи. Это и было первым определением предмета психологии, которое было дано более двух тысяч лет тому назад греческим философом Платоном.

Один из крупнейших философов древности Платон (428–348 гг. до н.э.) утверждал, что в основе всего лежат идеи - общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, невидимый для нас: человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними – как посредник – мировая душа. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека вернуть гармонию через познание. По Платону, человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала.

Человеческая душа направляется разумом, при правильном управлении она возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе она может переселиться в тела животных и птиц. Душа бессмертна полагал Платон. По составу она трояка: он выделяет ум (находится в голове), эмоциональное начало (расположено в груди), вожделения (живут в печени).

Иной взгляд на сущность души имел Демокрит (V–IV вв. до н.э.), который утверждал, что она состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту,– движущее начало, орган ощущения и мышления. Она материальна.

Первый труд, специально посвященный душе, был написан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). В нем он систематизировал современные ему идеи и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в трактате «О душе».

Душу он определил как сущность живого тела, т.е. то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлении душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Аристотель указал на то, что душа может быть разного рода – растительная, управляющая ростом, животная, правящая движением, и разумная, руководящая разумом. В целом душа как сущность живого тела смертна. Однако часть ее Аристотель считал бессмертной.

С началу XVII в., когда получили значительное развитие механика, некоторые области математики и естественных наук, перестают говорить о душе, объяснения подобного толка не удовлетворяют ученых и они начинают говорить так: человеческий мозг имеет особое свойство. Оно заключается в способности думать, чувствовать, желать. Эту способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Так, на смену психологии души приходит психология сознания.

Значительную роль в развитии психологии на данном этапе сыграл голландский философ Б. Спиноза (1632–1677), утверждающий зависимость души от тела. Английский философ Д. Локк (1632–1704) подчеркивал роль знаний, основанных на опыте. Таким образом XVII в. ознаменовал новый этап в развитии психологических учений и понимании предмета психологии.

В общих чертах это определяется следующим:

- душа понимается как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга;

- источник знаний о душе – самонаблюдение за своим внутренним миром; чужая же душевная жизнь оказывается недоступной, хотя предполагается, что законы душевной жизни едины;

- в основе душевной жизни лежат простые элементы; более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации.

В рамках ассоцианизма в дальнейшем были проведены ценные исследования в области памяти, мышления. Само понятие «ассоциация» прочно вошло в психологию.

Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Так, Гельмгольцем была измерена скорость распространения возбуждения в нервном волокне, сформулирована резонансная теория слуховых ощущений, трехкомпонентная теория цветного зрения. Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвержены математической обработке Г. Фехнером. Этим трудом были заложены основы новой специальной области экспериментального психологического исследования.

Результаты всех этих исследований в дальнейшем развил и систематизировал в своих «Основах физиологической психологии» В. Бунд. В 1879 г. им была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки, психология начинает развиваться как экспериментальная наука. Эксперимент очень быстро внедряется в изучение центральных психологических проблем. Психологические экспериментальные лаборатории создаются во многих странах мира.

 

Методы психологии. Требования к организации и проведению психологических исследований.

1) Наблюдение. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Требования:

-Должна быть чётко сформулирована цель, заранее определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребёнка необходимо наблюдать

-Наблюдение должно быть объективным

-должно систематически проводиться

-чтобы испытуемый о них не знал

-Результаты наблюдений должны фиксироваться в специальном протоколе, затем анализироваться.

+правдивость(мы видим. то что происходит в действительности); фиксируется поведение целостной личности.

-сливаются факты с попутными явл. затрачивается много времени.

2) Эксперимент.

Требования:

-чётко сформулировать цель исследования

-определить испытуемых

-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента

-определить место и время и его проведения.

Очень важно установить доверительные отношения. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых.

Эксперимент всегда проходит индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

+ 1)исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать их у испытуемых

2)исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов

3) в экспериментальном исследовании обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента(какие раздражители были даны, каковы ответные реакции)

4) эксперимент может быть проведён с большим количеством испытуемых, что позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

-Испытуемый знает (не естественно). Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах.

Бывает: лабораторный (в проводиться в лабораториях, искусственных условиях); естественный эксперимент (например, исследования памяти можно провести в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входит в обычную работу школьника.)

Констатирующий эксперимент проводится в процессе специально организованной деятельности, он выявляет определенные психические особенности даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества, который нужен для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребёнка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, то есть формирование его психики.

3) Тесты – это краткие стандартизированные психологические методики, в результате использования которых оцениваются те или иные качества.

Бывают: тесты-опросники (по ответам на которые судят о психических особенностях человека)

Тесты-задания (предполагает оценку психики на основе того, что и как он делает)

Тесты способностей (призванные оценить возможности человека в овладении знаниями, умениями, навыками)

Тесты личностные (направленные на оценку эмоционально-волевых качеств личности, а также особенностей поведения в различных условиях)

Тесты достижения (предназначенные для оценки уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки)

+краткость, массовость использования, возможность статистической обработки, отсутствие сложных технических приспособлений, результаты выражаются количественно, могут обрабатываться математически.

4) Беседа. Должна быть атмосфера доверия, нужна цель, план.

Обобщение не зависимых характеристик: надо собирать данные у совершенно разных людей, в разных видах деятельности. Анализ продуктов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.013 с.)