Практическое занятие — 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие — 2 часа



Вопросы, обсуждаемые на семинарском занятии:

1. Основные этические теории о сущности морали.

2. Специфика и роль морали в условиях становления и развития правового и демократического общества.

Задания к семинарскому занятию:

1. Прокомментируйте следующее высказывание: «Зло нельзя уничтожить злом». (Л.Н.Толстой). В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли Вы подставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

2. Объясните, в чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

3. Объясните, какое понимание добра заключено, на Ваш взгляд, в словах А. Швейцера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

4. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие Вашей точке зрения.

5. Объясните понимание диалектики добра и зла Ф. Ницше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

6. Определите, является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии:

1. Мораль в системе социальной регуляции:

1.1. Мораль и политика.

1.2. Мораль и религия.

1.3. Мораль и искусство.

Задания к практическому занятию:

1. Прокомментируйте утверждения с точки зрения структуры морали:

- английский философ Ф. Бэкон: «Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним»;

- французский просветитель Ж.-Ж. Руссо: «Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее»;

- немецкий поэт И. Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;

- русский писатель М.М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле»;

- французский писатель А.Франс: «Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств».

Темы рефератов:

Уважение закона – понятие нравственное.

Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов.

Методические рекомендации по изучению темы:

В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. При изучении вопросов данной темы следует исходить из того, что соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. эти нормы содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что – «хорошо», а что – «плохо».

Мораль как система норм, принципов, правил поведения людей формировалась стихийно, в процессе совместного труда в условиях родового общества. Ее возникновение связано с общественными потребностями:

- во-первых, в регулировании отношений членов коллектива к труду;

- во-вторых, в регулировании семейно-брачных отношений;

- в-третьих, в укреплении социального единства рода.

Первобытные нормы, правила, обычаи были едиными и неписаными жизненными законами, передавались из поколения в поколение и соблюдались в силу общественного мнения. Их роль в жизни общества определялась тем, что они непосредственно сплачивали коллектив, регулировали поведение людей, выступали каналами передачи общественно значимого опыта отдельному человеку.

В дальнейшем в связи с разделением труда, ростом производительных сил и появлением частной собственности происходит разложение родового строя и возникновение классов, а, следовательно, формируется и классовая мораль. Господствующей в обществе моралью становится мораль господствующего класса.

Таким образом, каждой общественно - экономической формации присущ свой тип морали (мораль первобытного общества, рабовладельческого, феодального, буржуазного и т.д.).

Более глубокому усвоению учебного материала темы будет способствовать уяснение структуры морали, в которой выделяют три основные элемента (блока).

Первый элемент - нравственная деятельность людей (это основа морали). Любая человеческая деятельность, в том числе и моральная, включает в себя цель, средства и результат. В любой предметной деятельности всегда присутствует и моральный мотив - во имя чего совершается данное дело: во имя добра, справедливости, других каких - то моральных целей или же содержится злой умысел. Эта сторона предметной деятельности и выражает нравственное содержание ее цели. Для достижения поставленной цели необходимы средства ее достижения, которые могут иметь нравственное или безнравственное содержание. Если для достижения положительной цели используются безнравственные средства, то и сама деятельность в этом случае приобретает соответствующий этим средствам характер.

Вторым элементом морали являются нравственные отношения. Они складываются в процессе нравственной деятельности, являются ее продуктом и вместе с тем выступают условием, через которое осуществляется эта деятельность. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

Третьим элементом общей структуры морали является моральное сознание, представляющее собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Следует помнить, что моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально - чувственный и рациональный.

Эмоционально - чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Позитивные (нравственные) чувства направлены во благо человека: сострадания, справедливости, патриотизма, уважения, достоинства, чести, любви и т.д.

Негативные (безнравственные) чувства направлены против человека: зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость и т.д.

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен» и т.д.).

Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй» и т.д.).

Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основные принципы морали: гуманизм, коллективизм, справедливость, законность и др.

Важно усвоить отличие норм морали от ее принципов, которое состоит в следующем:

нормы морали принципы морали
простые моральные требования обобщенные моральные требования
определяют тактику поведения в конкретных жизненных ситуациях определяют общую социальную ориентацию личности, являются программой ее деятельности
допустимо отступление от некоторых норм в конкретных жизненных ситуациях являются безусловными нравственными требованиями, следование которым обязательно во всех случаях жизни

Основные функции морали (гносеологическая, ценностно-ориентирующая, регулятивная, воспитательная).

Изучая данную тему, следует обратить внимание на то, что представление о сущности морали изменялось в зависимости от эпохи. Более глубокому усвоению учебного материала будет способствовать изучение основных этических теорий о сущности морали.

Следует иметь в виду, что в истории развития этики как науки можно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно свое представление о морали.

1. Предэтик а (V в. до н.э.): в поэмах Гомера, Гесиода, в изречениях Семи мудрецов происходит обособление первых моральных норм.

2. Античная этика (IV в. до н.э.- V в. н.э.): итогом достижений в этой области явились учения: Аристотеля - о добродетелях как приобретенных свойствах души и, известного рода, «золотой середине», Эпикура - об ограничении желаний как условии, позволяющем придать жизни нравственный смысл.

3. Средневековая этика (VI-XVI в.в.) - отличается своей религиозностью, главные представители- Августин Блаженный и Фома Аквинский.

4. Этика Нового времени (XVII-XIX в.в.) - наиболее развернутая и типичная концепция принадлежит Т. Гоббсу: «не мораль нуждается в объяснении, а мир должен рассматриваться с точки зрения моральной оценки».

Б. Спиноза иначе понимал мораль: «в природе нет ни добра, ни зла - это только ситуации человека, которые подвижны и изменчивы. Задача этики состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать».

И.Кант считал, что мораль содержит свою причину в себе. Она априорна (независима и всеобща), существует вопреки всему и несмотря ни на что. Кант возвышает мораль над миром и противопоставляет ему.

5. Современная этика - мораль возникает там, где человек встречается с обществом. Отношения, в которые вступают люди - источник их собственного формирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем вызвано формирование морали и какова ее роль в человеческом обществе?

2. Какие исторические типы морали сложились в процессе общественного развития?

3. Какова структура морали?

4. Чем определяется нравственный характер деятельности?

5. Какое сознание является моральным и какова его структура?

6. В чем отличие норм и принципов морали?

7. Что служит основой для формирования нравственных и безнравственных чувств?

8. Какие функции выполняет мораль в обществе?

9. Каковы особенности учений о сущности морали эпохи Античности, Средневековья, Нового времени?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.016 с.)