Методика рисуночных ассоциаций Розенпвейга: теоретический конструкт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика рисуночных ассоциаций Розенпвейга: теоретический конструкт.



Предложена С. Розенцвейгомв 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. В соответ. с теорией Розенцвейга фрустрация возник., когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлет. к.-л. жизненной потребности. Защита организма во фрустрир. ситуац. осущ. на 3 уровнях: клеточном, автономном - защита организма в целом от физических «агрессий», кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Розенцвейг различ. 2 типа фрустрации:

Первичная фрустрация, или лишение - субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность (голод, вызванный длительным голоданием).

Вторичная фрустрация -наличие препятствий или противодействий на пути к удовлет. потребности (субъект, голодая, не может поесть, поскольку ему мешает приход посетителя).

Было бы естественно классифицировать реакции фрустрации, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг считает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

Розенцвейг выдел. 3 типа фрустраторов:

1) лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достиж. цели или удовлет. потребности; бывают 2 видов – внутр. (чел. голоден, а пищи достать не может), внеш. (чел. чувствует влечение к жен. и вместе с тем сознает, что сам настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность).

2) потери: внеш. - смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом), внутр.: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила.

3) конфликт: внеш.- чел., кот. любит жен., остающуюся верной своему мужу; внут.: чел. хотел бы соблазнить любимую жен., но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Поведение чел. в фрустр. ситуац. раздел.:

1. по направленности реакции:

а) экстрапунитивные- реакция направл. на живое или неживое окруж., осуждается внеш. причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от др. лица;

б) интропунитивные -реакция направл. на себя с принятием вины или же ответств. за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

в) импунитивные - фрустрирующая ситуация рассмю как нечто незначит. или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или себя отсутствует.

2. по типу реакции:

а) препятственно-доминантные -препятствия, вызыв. фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благопр., неблагопр.;

б) самозащитные- активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собств. вины, уклонения от упрека; направлена на защиту своего «я»;

в) потребностно-настойчивые -постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

 

39. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: интерпретация данных тестирова­ния.

1 этап -изучение GCR - уровня соц-ной адаптации испыт-го. Низкий процент GCR, часто конфликтует с окруж., т.к. недост. адаптирован к своему соц-му окруж.

2 этап – изуч. полученные оценки шести факторов в таблице профилей (по направленности реакции:экстрапунитивные, интропунитивные. импунитивные; по типу реакции: препятственно-доминантные, самозащитные, потребностно-настойчивые).

Высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадек. повышенной требовательностью к окружению и недост. самокритичностью. Повыш. показатель интропунитивности указ. на чрезмерную самокритичность или неувер. субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваж. Доминирование реакций импунитивного направления означ. стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

Оценка препятсв.–домин. реакции(OD) показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Повыш. оценка OD - во фрустрационных ситуациях у субъекта преоблад. более чем нормально идея препятствия. Оценка самозащ. типа рекции (ED) означ. силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означ. слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оценка потреб.-настойч. реакции (NP) - признак адекват. реагирования, показатель той степени, в кот. субъект может разрешать фрустр. ситуации.

3 этап – изуч. тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

 

40. Методика рисуноч. ассоциаций Розенцвейга: общие сведения надёжности и ва­лидности.

Назнач.: проект. методика исслед. личности, предложена С. Розенцвейгомв 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации.

Стимул. матер. сост. из 24 рисунков, на кот. изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Из них 16 ситуаций, в кот. создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку), и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то.

Поведение испыт-го раздел.:

1. по направленности реакции:

а) экстрапунитивные- реакция направл. на живое или неживое окруж., осуждается внеш. причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от др. лица;

б) интропунитивные -реакция направл. на себя с принятием вины или же ответств. за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

в) импунитивные - фрустрирующая ситуация рассмю как нечто незначит. или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или себя отсутствует.

2. по типу реакции:

а) препятственно-доминантные -препятствия, вызыв. фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благопр., неблагопр.;

б) самозащитные- активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собств. вины, уклонения от упрека; направлена на защиту своего «я»;

в) потребностно-настойчивые -постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Рассчитывается «показатель групповой конформности» (GCR), позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума.

Разработан вариант Р. р. ф. м. для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг с соавт., 1948). Отдельный модифицированный детский вариант предложен В.В. Добровым. Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др.

Методика будучи достаточ. структурированной, направ-ной на определ. область повед. и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистич. анализу, нежели большинство проект. методик. По имеющимся в зарубеж. лит-ре данным, коэфф. надежности ретестовой 0,60-0,80. Достаточно высока валидность, например, по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по Р. р. ф. м., и тематической апперцепции тесту, - 0,747.

 

41,43 Метод ТАТ Мюррея: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструк­те.Валидность и надежность Назначение: Тематич-й апперцепт. тест (ТАТ) был введен Генри Мюрреем во второй половине 30-х годов в качестве проективного метода, дающ. возможность посредством анализа свободного рассказа, продуцируемого испытуемым, познакомиться:с самыми значительными для человека темами, волнующими его так или иначе ситуациями,кругом и направлением его интересов,возможностями оценки и самооценки,выявить его потребности и затруднении,понять динамику личности. ТАТ рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.

ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет - из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.

Теоретический конструкт: ТАТ основыв.на признании в чел.психике 2 ярко проявляющ.тенденций:1-выраж.в стремлении истолковать кажд.многозначн.ситуацию в соостветств.с собствен.опытом;2-во всяком литер-м творчестве автор опирается на собствен.переживания.Теория личности,разраб.Мюрреем назыв «персонологией» и сфомир.под возд.психоанализа и носит эклектическ.хар-р

Надежность ТАТ изуч.различными ис­следователями. Он является высоконадежным (0,60-0,80). Валидность подтвержд.многочисл.исследов.

 

42Метод ТАТ Мюррея: общие сведения о процедуре проведения и интерпретации дан­ных

Процедура проведения: Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора.Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.Необх. раскрыть вопр:что привело к ситуации, что происх. в нст.время,о чем думают, что дувствуют действующ.лица,чем ситуац.закончится.Обслед.провод.в 2 этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалами м\д сеансами не более 1 дня.Ответы обследуем-го фиксируются лословно,спаузами,интонацией и др.особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.013 с.)