Методика приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству



Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников (из-за малой степени регламентированности, возможности самовыражения), развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития.

В современных условиях значительно возрастает значение творческой деятельности на всех этапах образования, это отражается и на отношении к детскому музыкальному творчеству. Интерес к этому виду деятельности детей был достаточно устойчив в начале и в 20-ые годы 20 века, о чем свидетельствуют методические подходы А.Л.Маслова, который говорил о важности развития творческой активности средствами музыки, Б.Асафьева и Б.Яворского, предлагавшими включать музыкальные импровизации детей в работу педагога-музыканта, как только дети накопять хотя бы минимальный музыкально-интонационный опыт. В 40-ые годы вопросы музыкального творчества (старших дошкольников) рассматривались К.В.Головской, в 60-80 годы -Н.А.Ветлугиной. Она выделила условия формирования детского творчества:

Наличие специальных творческих заданий;

Накопление опыта исполнительства;

Накопление опыта восприятия, который выступает источником творчества детей, своеобразным образцом, которому на первых этапах творчества ребенок подражает.

Также были выделены этапы руководства детским музыкальным творчеством, учитывающие степень приобщения детей к творчеству:

1.Этап ориентировки в творческой деятельности (установка на создание своего продукта, частичное сочинительство)

2. Этап освоения способов творческой деятельности (от частичного сочинения к самостоятельным композициям)

3. Этап самостоятельной творческих действий детей (от появления замысла до конечной реализации).

Она предлагала серию творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен и звукоподражаний, импровизация вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, в определенном жанре. Эти задания с успехом используются и в современной практике.

Используются задания: для детей 2-3 лет – исполнить голосом или на инструменте звукоподражание, слово, мелодию вопроса или ответа; выполнить образные движения в соответствии с текстом песни, попевки, выполнять свободные движения в соответствии с характером музыки; для детей 3-5 лет: сочинение музыкальных вопросов и ответов, мелодий на одну-две поэтические строчки, у старших почемучек – на собственные тексты, сочинение попевок в жанре, в определенным настроении; сочинять танцевальные движения различных персонажей, движений в свободной пляске; песенных, инструментальных и двигательных импровизаций по сказкам:«Теремок», «Репка» и др. В старшем дошкольном возрасте – сочинение голосом и на инструментах музыкальных диалогов, попевок в жанре, в определенном характере, темпе, ритме и т.д., мелодизация стихов и собственных строк, создание музыкальных картинок к рассказу; сочинение танца персонажа, комбинаций из 4-6 движений в свободной пляске; оркестровка музыкального произведения; сочинение микроопер по сказкам (“Муха-Цокотуха”).

Ценный опыт по развитию музыкально-творческих способностей представлен в системе белорусского педагога Е.Р.Ремизовской «Солнышко». Ядром этой системы является музыкально-игровой образ, который дошкольники отражают, воссоздают в собственной творческой деятельности. Задания, предлагаемые в данной системе, выстраиваются по степени усложнения отражаемого образа, в соответствии с этим выделяются следующие этапы:

1. Создание отдельного образа в поторяющихся движениях, интонациях. На этом образ отражает одно состояние, настроение (неуклюжий мишка идет по лесу, поет грустную песенку на одном звуке).

2. Создание образа в динамике, через показ изменения характера, настроения, событий, с ним связанных (неуклюжий мишка идет по лесу, поет грустную песенку – увидел гнездо пчел на дереве – обрадовался, поет весело, более подвижно и др.)

3. Показ взаимодействия нескольких персонажей (мишка и сердитые пчелы);

4. Самостоятельные композиционные построения. Этот этап отличается появлением у дошкольников собственного замысла и путей его творческого воплощения. Как правило, участвует от 2 до 4-5 персонажей.

Систематическая работа по развитию музыкального творчества дошкольников в сочетании с пристальным вниманием к развитию музыкально-сенсорных и основных музыкальных способностей детей, позволяет на завершающих этапах осуществлять (совместно со взрослым) мини-постановки опер (например «Муха-Цокотуха», «Аленушка и Лиса»») и балетов («Репка»). Доступность творческих заданий и последовательность в их выполнении позволяет развивать музыкально-творческие способности у всех детей.

В рамках организации сюжетных музыкально-игровых комплексов предлагает осуществлять музыкально-творческое развитие дошкольников Л.С.Ходонович. Особенность данного подхода в том, что творческие задания выполняются дошкольниками в рамках привлекательного для ребенка сюжета и игровой деятельности, при этом дошкольниками создаются однородные (основанные на одном виде деятельности) и синтетические (на нескольких видах) импровизации. Ею разработана диагностика музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста, определены критерии и уровни развития детского творчества.

60. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста По определению Б.В. Асафьева музыкальная деятельность взрослых представляет собой триединство создания, воспроизведения и восприятия музыки, Н.А.Ветлугина выделяет еще два направления – музыкознание и музыкальную педагогику. Относительно детей дошкольного возраста принято рассматривать эти виды деятельности в следующем порядке: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально-образовательная деятельность (по аналогии с музыкознанием), причем содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте специфично. Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, не находящий своего отражения в деятельности дошкольников – музыкальная педагогика.

Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников (развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры) и О.П. Радыновой выделяется в отдельный вид детской музыкальной деятельности.

Так, для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что:

· содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;

· изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;

· определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация);

· музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки;

Для развития музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что:

· звуки имеют различную высоту;

· что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:

· звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими;

· их чередование (темп) может быть спокойным и более активным;

· ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры (благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, полонеза);

Формирование основ музыкальной культуры предполагает развитие музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкально деятельности. Увлекательные рассказы о музыке различных стилей, эпох, обычаях людей, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают дошкольников, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства. Формирование мотивированной оценки музыки предполагает определенные знания о ней, ее видах (народной, классической и др.), композиторах, музыкальных инструментах, формах, владение некоторыми терминами.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту.

Для успешности в видах музыкальной деятельности также требуются определенные знания. Так, для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера (о композиторах, жанрах и др.), осознание детьми значения средств музыкальной выразительности в создании образа. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, ансамбль). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники приобретают знания о слитности музыки и движений, зависимости образа от средств выразительности (темпа, динамики, пауз), узнают названия танцевальных шагов (шаг польки, переменный шаг, галоп и др.), усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь игре на инструментах, дошкольники получают знания о тембрах инструментов, способах и приемах игры (стакатто, глиссандо – на металлофоне, как правильно держать молоточек при игре на нем, медиатор для игры на цитре или арфе), знакомятся с элементами нотной грамоты.

В музыкально-образовательной деятельности применимы все педагогические методы. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке, беседу. Использование приемов сравнения и контрастного сопоставления облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод предполагает показ репродукций картин, изображений инструментов, портретов композиторов; цветных карточек, наглядных моделей, отражающих расположение звуков по высоте, чередование их длительностей, изменение их силы. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью используются музыкально-дидактические игры и пособия (начиная от «Музыкального букваря Н.А. Ветлугиной, разработок Л.Н.Комиссаровой, Э.П. Костиной, до современных наглядных учебных пособий белорусских авторов:Л.С.Ходонович - индивидуальные тетради «В мире музыки», «Необыкновенные знакомства»; О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль - «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки» из серии «Мир детства» и др.) Словесный метод применяется при сообщении различных сведений о музыке, разъяснении о применении исполнительского приемы и т.д. Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов импровизаций), педагог демонстрирует способы действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальные понятия и термины дошкольники усваивают постепенно, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

Примерный словарь музыкальных терминов для дошкольников (к старшему возрасту) таков:

1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки (не только веселая-грустная) – 20-25 характеристик;

2. Музыкальные жанры, виды музыки: Песня (колыбельная, плясовая, частушка и др.); марш (праздничный, шуточный, траурный); Опера, балет, симфония; Вокальная и инструментальная музыка; Народная музыка;

3. Средства музыкальной выразительности: мелодия (плавная, отрывистая и др.), ритм (равномерный, четкий и др.), пауза (долгая, короткая),акцент (сильный, легкий); лад (мажорный, минорный), темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный); динамика (тихо, громко, негромко, затихая, усиливая); регистр (высокий, средний, низкий); тембр (окраска – светлая, темная, звонкая и др.)

4. Музыкальная форма: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная;

5. Музыкальные инструменты: симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, литавры, барабан, ксилофон, скрипка, виолончель и др.), белорусские народные (скрипка, цимбалы, балалайка, гармонь, дудочка, дуда, колесная лира, трещотка, бубен, барабан и др.).

6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, музыкант, солист, ансамбль, хор, оркестр);

7. Характер исполнения, приемы: глиссандо, стакатто, легато; отрывисто, плавно, протяжно, легко, светло и др.

8. Общие музыкальные термины: нота, звук (высота и длительность), аккомпанемент, мотив, фраза, нотный стан и др.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.015 с.)