Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников (из-за малой степени регламентированности, возможности самовыражения), развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития. В современных условиях значительно возрастает значение творческой деятельности на всех этапах образования, это отражается и на отношении к детскому музыкальному творчеству. Интерес к этому виду деятельности детей был достаточно устойчив в начале и в 20-ые годы 20 века, о чем свидетельствуют методические подходы А.Л.Маслова, который говорил о важности развития творческой активности средствами музыки, Б.Асафьева и Б.Яворского, предлагавшими включать музыкальные импровизации детей в работу педагога-музыканта, как только дети накопять хотя бы минимальный музыкально-интонационный опыт. В 40-ые годы вопросы музыкального творчества (старших дошкольников) рассматривались К.В.Головской, в 60-80 годы -Н.А.Ветлугиной. Она выделила условия формирования детского творчества: Наличие специальных творческих заданий; Накопление опыта исполнительства; Накопление опыта восприятия, который выступает источником творчества детей, своеобразным образцом, которому на первых этапах творчества ребенок подражает. Также были выделены этапы руководства детским музыкальным творчеством, учитывающие степень приобщения детей к творчеству: 1.Этап ориентировки в творческой деятельности (установка на создание своего продукта, частичное сочинительство)
2. Этап освоения способов творческой деятельности (от частичного сочинения к самостоятельным композициям) 3. Этап самостоятельной творческих действий детей (от появления замысла до конечной реализации). Она предлагала серию творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен и звукоподражаний, импровизация вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, в определенном жанре. Эти задания с успехом используются и в современной практике. Используются задания: для детей 2-3 лет – исполнить голосом или на инструменте звукоподражание, слово, мелодию вопроса или ответа; выполнить образные движения в соответствии с текстом песни, попевки, выполнять свободные движения в соответствии с характером музыки; для детей 3-5 лет: сочинение музыкальных вопросов и ответов, мелодий на одну-две поэтические строчки, у старших почемучек – на собственные тексты, сочинение попевок в жанре, в определенным настроении; сочинять танцевальные движения различных персонажей, движений в свободной пляске; песенных, инструментальных и двигательных импровизаций по сказкам:«Теремок», «Репка» и др. В старшем дошкольном возрасте – сочинение голосом и на инструментах музыкальных диалогов, попевок в жанре, в определенном характере, темпе, ритме и т.д., мелодизация стихов и собственных строк, создание музыкальных картинок к рассказу; сочинение танца персонажа, комбинаций из 4-6 движений в свободной пляске; оркестровка музыкального произведения; сочинение микроопер по сказкам (“Муха-Цокотуха”). Ценный опыт по развитию музыкально-творческих способностей представлен в системе белорусского педагога Е.Р.Ремизовской «Солнышко». Ядром этой системы является музыкально-игровой образ, который дошкольники отражают, воссоздают в собственной творческой деятельности. Задания, предлагаемые в данной системе, выстраиваются по степени усложнения отражаемого образа, в соответствии с этим выделяются следующие этапы: 1. Создание отдельного образа в поторяющихся движениях, интонациях. На этом образ отражает одно состояние, настроение (неуклюжий мишка идет по лесу, поет грустную песенку на одном звуке).
2. Создание образа в динамике, через показ изменения характера, настроения, событий, с ним связанных (неуклюжий мишка идет по лесу, поет грустную песенку – увидел гнездо пчел на дереве – обрадовался, поет весело, более подвижно и др.) 3. Показ взаимодействия нескольких персонажей (мишка и сердитые пчелы); 4. Самостоятельные композиционные построения. Этот этап отличается появлением у дошкольников собственного замысла и путей его творческого воплощения. Как правило, участвует от 2 до 4-5 персонажей. Систематическая работа по развитию музыкального творчества дошкольников в сочетании с пристальным вниманием к развитию музыкально-сенсорных и основных музыкальных способностей детей, позволяет на завершающих этапах осуществлять (совместно со взрослым) мини-постановки опер (например «Муха-Цокотуха», «Аленушка и Лиса»») и балетов («Репка»). Доступность творческих заданий и последовательность в их выполнении позволяет развивать музыкально-творческие способности у всех детей. В рамках организации сюжетных музыкально-игровых комплексов предлагает осуществлять музыкально-творческое развитие дошкольников Л.С.Ходонович. Особенность данного подхода в том, что творческие задания выполняются дошкольниками в рамках привлекательного для ребенка сюжета и игровой деятельности, при этом дошкольниками создаются однородные (основанные на одном виде деятельности) и синтетические (на нескольких видах) импровизации. Ею разработана диагностика музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста, определены критерии и уровни развития детского творчества. 60. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста По определению Б.В. Асафьева музыкальная деятельность взрослых представляет собой триединство создания, воспроизведения и восприятия музыки, Н.А.Ветлугина выделяет еще два направления – музыкознание и музыкальную педагогику. Относительно детей дошкольного возраста принято рассматривать эти виды деятельности в следующем порядке: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально-образовательная деятельность (по аналогии с музыкознанием), причем содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте специфично. Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, не находящий своего отражения в деятельности дошкольников – музыкальная педагогика. Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников (развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры) и О.П. Радыновой выделяется в отдельный вид детской музыкальной деятельности. Так, для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания. Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что: · содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; · изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; · определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация);
· музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки; Для развития музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что: · звуки имеют различную высоту; · что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что: · звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими; · их чередование (темп) может быть спокойным и более активным; · ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры (благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, полонеза); Формирование основ музыкальной культуры предполагает развитие музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкально деятельности. Увлекательные рассказы о музыке различных стилей, эпох, обычаях людей, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают дошкольников, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства. Формирование мотивированной оценки музыки предполагает определенные знания о ней, ее видах (народной, классической и др.), композиторах, музыкальных инструментах, формах, владение некоторыми терминами. Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту. Для успешности в видах музыкальной деятельности также требуются определенные знания. Так, для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера (о композиторах, жанрах и др.), осознание детьми значения средств музыкальной выразительности в создании образа. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, ансамбль). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники приобретают знания о слитности музыки и движений, зависимости образа от средств выразительности (темпа, динамики, пауз), узнают названия танцевальных шагов (шаг польки, переменный шаг, галоп и др.), усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь игре на инструментах, дошкольники получают знания о тембрах инструментов, способах и приемах игры (стакатто, глиссандо – на металлофоне, как правильно держать молоточек при игре на нем, медиатор для игры на цитре или арфе), знакомятся с элементами нотной грамоты.
В музыкально-образовательной деятельности применимы все педагогические методы. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке, беседу. Использование приемов сравнения и контрастного сопоставления облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод предполагает показ репродукций картин, изображений инструментов, портретов композиторов; цветных карточек, наглядных моделей, отражающих расположение звуков по высоте, чередование их длительностей, изменение их силы. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. С этой целью используются музыкально-дидактические игры и пособия (начиная от «Музыкального букваря Н.А. Ветлугиной, разработок Л.Н.Комиссаровой, Э.П. Костиной, до современных наглядных учебных пособий белорусских авторов:Л.С.Ходонович - индивидуальные тетради «В мире музыки», «Необыкновенные знакомства»; О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль - «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки» из серии «Мир детства» и др.) Словесный метод применяется при сообщении различных сведений о музыке, разъяснении о применении исполнительского приемы и т.д. Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов импровизаций), педагог демонстрирует способы действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности. Музыкальные понятия и термины дошкольники усваивают постепенно, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей. Примерный словарь музыкальных терминов для дошкольников (к старшему возрасту) таков: 1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки (не только веселая-грустная) – 20-25 характеристик; 2. Музыкальные жанры, виды музыки: Песня (колыбельная, плясовая, частушка и др.); марш (праздничный, шуточный, траурный); Опера, балет, симфония; Вокальная и инструментальная музыка; Народная музыка; 3. Средства музыкальной выразительности: мелодия (плавная, отрывистая и др.), ритм (равномерный, четкий и др.), пауза (долгая, короткая),акцент (сильный, легкий); лад (мажорный, минорный), темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный); динамика (тихо, громко, негромко, затихая, усиливая); регистр (высокий, средний, низкий); тембр (окраска – светлая, темная, звонкая и др.) 4. Музыкальная форма: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная; 5. Музыкальные инструменты: симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, литавры, барабан, ксилофон, скрипка, виолончель и др.), белорусские народные (скрипка, цимбалы, балалайка, гармонь, дудочка, дуда, колесная лира, трещотка, бубен, барабан и др.). 6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, музыкант, солист, ансамбль, хор, оркестр); 7. Характер исполнения, приемы: глиссандо, стакатто, легато; отрывисто, плавно, протяжно, легко, светло и др. 8. Общие музыкальные термины: нота, звук (высота и длительность), аккомпанемент, мотив, фраза, нотный стан и др.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.015 с.) |