Особенности восприятия белорусских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия белорусских



И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ

Восприятие ‑ это форма познания действительности. Возникая в процессе восприятия, чувственные данные и зримые образы, которые формируются при этом, приобретают предметное значение, то есть относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове, в значении слова зафиксированы признаки и свойства, которые скрывались в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, состав, свойства, признаки которого обнаружены общественным опытом, зафиксированным в значении обозначенного слова, составляют существенное звено восприятия как познавательной деятельности [1, c. 136].

В рамках изучения особенностей восприятия белорусских и туркменских студентов был проведен социально-психологический эксперимент на основе известного научно-популярного фильма «Я и другие», снятого в 1971 году Феликсом Соболевым. Фильм представлен в виде документальной съёмки, запечатлевающей психологические эксперименты, а голос за кадром комментирует ход их проведения и реакции людей. Эксперименты показывают то, как человек может додумывать всё, что не смог запомнить, и как люди способны поддаваться мнению окружающих. Эксперименты подготовлены и проведены кандидатом психологических наук Валерией Сергеевной Мухиной.

Студенты факультета психологии и педагогики университета ГГУ имени Ф. Скорины повторили один из таких экспериментов ‑ «Учёный или убийца». Суть данного эксперимента заключалась в том, что несколько добровольцев из аудитории приглашались по одному в отдельную комнату. Каждому был продемонстрирован один и тот же портрет пожилого человека, при этом одним испытуемым экспериментатор говорил, что это видный учёный, другим же представлял его как преступника. Задача испытуемых составить психологический портрет человека, изображённого на фотографии. Эксперимент проводился в 3-х разных группах экономического и геологического факультетов, в нем приняли участие студенты-белорусы и студенты-туркмены в количестве 38 человек, из них 24 белоруса и 14 туркменов.

В первой группе большинство студентов экономистов-туркменов 50 % согласились с положительной установкой, заданной экспериментатором относительно представленного портрета и практически полностью 40 % отвергли негативную установку и лишь 10 % студентов согласились с данной установкой. Основная масса испытуемых высказала своё несогласие с заданной установкой, что связано с особенностями современной молодежи и с их личностной установкой. Все опрошенные студенты высказали мнение, что это человек семьянин и есть дети, как при положительной установке, (ученый), так и при отрицательной (преступник), что тоже немаловажно. Можно сделать еще один вывод о том, что для этих студентов-туркменов семья играет центральную роль.

Во второй группе, состоящей только из белорусских студентов-экономистов, результаты получились почти схожими с первой группой студентов. С положительной установкой согласилось большее число испытуемых, с негативной установкой не все были согласны (20 %) и 30 % согласились, что перед ними портрет преступника.

В третьей группе испытуемых, состоящей как из студентов-белорусов, так и из студентов-туркменов геологического факультета, результаты были следующими: 50 % студентов согласились с положительной установкой, 28 % с негативной, а 22 % не согласились, что перед ними портрет преступника.

По данным проведенного исследования было выявлено: большинство студентов (50 %) полностью согласились с данной им установкой, что на портрете изображён учёный, а это говорит об их высоком коэффициенте податливости положительной установке. Меньшее количество (21 %) испытуемых согласились с отрицательной установкой, что также говорит о некоторой внушаемости. Никто не высказал мнения о том, что учёный может быть отрицательной персоной. 29 % испытуемых не согласились, что это преступник, так как по-прежнему видели в человеке положительные черты, что говорит о критическом отношении к предлагаемой информации, и о способности не поддаваться данной им установке.

Для оценки особенностей восприятия у представителей различных этносов (туркмены и белорусы) использовался t-критерий Стьюдента для проверки двух гипотез: нулевая гипотеза ‑ исследуемые студенты не поддаются влиянию положительной установки экспериментатора, и альтернативная ‑ исследуемые студенты поддаются влиянию положительной установки экспериментатора. Подсчитав все ответы, выявили следующий результат: tэмп=4,5>tкр=2,74 при α=0,01. Полученное эмпирическое значение t (4.5) находится в зоне значимости, соответственно подтверждается альтернативная гипотеза, что исследуемые студенты поддаются влиянию положительной установки экспериментатора.

Исходя из полученных результатов, вне зависимости от типа группы – белорусская, туркменская или смешанная, мнения испытуемых сходны, поэтому подтвердилась гипотеза о том, что исследуемые студенты поддаются влиянию положительной установки экспериментатора, однако, в отличие от эксперимента, проводимого самой В.С. Мухиной, негативная установка не оказала на них большого влияния.

В современном мире много причудливых установок и убеждений. Этот эксперимент подтвердил еще раз, что для многих очень важно то, что говорят другие и не менее значимым является их мнение. Люди, не склонны менять мнения, убеждения и установки, им легче прибегать к «штампу» и стандартизировать информацию, нежели все обдумывать и оценивать самостоятельно.

 

Список литературы

1. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии /Л.Б. Ительсон. СПб.: Питер, 2011. – 216 с.

 

 

Д.А. Харченко (С.С. Щекудова*)

Гомель,ГГУ имени Ф.Скорины

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психологическая адаптация − процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала [1, c. 90]. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде учреждений высшего образования.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная психологическая адаптация первокурсника к жизни и учебе в учреждениях высшего образования является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто − оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями [1, с. 84].

Психологическая адаптация − это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Она связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Различают три формы психологической адаптации первокурсников к условиям в учреждениях высшего образования:

– формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, ее традициям, своим обязанностям;

– общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) группы студентов-первокурсников и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом;

– дидактическая, касающаяся подготовки к новым формам и методам учебной работы в учреждениях высшего образования [2, c. 82].

Период острой психологической адаптации, падает на 1-2 курсы. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями студента, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и здоровье. На втором курсе у студентов возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс психологической адаптации завершается, как правило, к концу второго курса.

Психологическая адаптация личности студента к обучению обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений [2, c. 87−89].

В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно − провинциалы и городские жители. Период психологической адаптации данных категорий будет различным.

Успешность психологической адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые личностные свойства, а также от выполнения гигиенических требований к организации учебного процесса. Степень расходования физиологических и психических ресурсов организма учащегося на выполнение конкретной работы, уравновешивание со средой описывается параметрами текущего функционального состояния. Изучение физиологической стоимости учебных нагрузок, выявление учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению позволит своевременно определить причины дезадаптации и спланировать необходимые коррекционные мероприятия [3, c. 53].

Процесс психологической адаптации студента на новом месте включает несколько ее психологических разновидностей:

– организационную психологическую адаптацию − изучение учебного заведения и организационной среды в нем, требований и норм, внутреннее принятие и соответствующее построение своего организационного поведения;

– деятельностную − определение ответственности, прав и действий на своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной деятельности;

– профессиональную − понимание характера профессии, места специальности в общей системе, также стремление овладеть профессией − возникновение мотивации;

–- социально-психологическую − привыкание к студентам своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание признания своей личности и, таким образом, самоутверждения в группе.

– бытовую − привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания, досуга, в том числе и жилищных, особенно если студент иногородний [3, c. 24].

Результаты психологической адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

– в психологической идентификации;

– в приспособлении к учебной деятельности;

– в психологической дезадаптации [3, c. 25].

Таким образом, психологическая адаптация первокурсника к учебной деятельности в учреждениях высшего образования является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста. Также важную роль играет коллектив, с которым взаимодействует студент, процесс обучения, все это является новым и неизвестным. Необходимым условием для быстрой психологической адаптации является способность к постоянному и интенсивному совершенствованию.

 

Список литературы

1. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход / С.Т. Посохова. – Минск: Феникс, 2001. – 393 с.

2. Маклаков, А.Г. Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы / А.Г. Маклаков, Л.Г. Дикой; под ред. А.Л. Журавлева. – Минск: Лоранж, 2007. − 624 с.

3. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев – Казань: Асар, 2004. – 479 с.

Е.С. Цебрук (Л.Г. Лысюк*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.013 с.)