Problems of development of special economic zones of the Russian Federation 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Problems of development of special economic zones of the Russian Federation



 

This article considered the problem of development and legal regulation of special economic zones in the Russian Federation. The author analyzed the typical features of the development and legal regulation of special economic zones, it can be argued that the Russian Federation must nominate domestic competitive products to the global market that will contribute to the growth of population's living standard and enriching the country as a whole, as well as its development.

Keywords: special economic zone, Ministry of economic development, control, financial, decision.

 

На сегодняшний день важнейшим стратегическим направлением развития экономики и производственного сектора является модернизация старых и создание совершенно новых крупных платформ наукоемких производств, на основе аккумулирования собственного трудового, сырьевого, финансового потенциала, инвестирования зарубежных партнеров, а также за счет внедрения как собственных, так и иностранных технологий в производство. Выдвижение отечественных конкурентоспособных товаров на мировой рынок будет способствовать росту уровня жизни населения и обогащения страны в целом. Для построения такой гибкой и продуктивной экономической системы требуется создание мощной инновационной инфраструктуры на территориях, располагающих определенной материально-технической базой и благоприятных для развития той или иной отрасли промышленности климатическими условиями и географическим положением. Известным инструментом стимулирования инновационного развития является формирование особых экономических зон [1]. Одна из таких зон была открыта сравнительно недавно 9 июня 2015 года в Республике Татарстан состоялось официальное открытие нового города Иннополис, который призван стать центром Информационных технологий - центром России [2].

Под особой экономической зоной регионального уровня можно понимать территориально обособленный комплекс на участке, имеющем общую границу, в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности.

В вопросе создания особой экономической зоны (далее по тексту ОЭЗ) регионального уровня наибольшая заинтересованность должна возникать у хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку сложно найти наиболее эффективную альтернативу для инновационного развития территорий области, обрабатывающих отраслей, производства новых видов продукции, туризма и рекреационной деятельности, внедрения наиболее прогрессивных технологий и производство. По этому поводу было принято постановление Правительства «О внесении в Государственную Думу подготовленных Минэкономразвития России законопроектов, направленных на совершенствование механизмов функционирования и управления особыми экономическими зонами» [3], которое предусматривает, в частности, разделение ОЭЗ на федеральные и региональные с различным порядком создания и функционирования, объёмом преференций. Принятие законопроекта позволило распространить механизм ОЭЗ с передачей в полном объёме всех полномочий по их созданию и управлению на региональном уровне.

В целях контроля за ходом реализации инвестиционных проектов в особой экономической зоне на федеральном уровне осуществление и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченного Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти [1]. Что касается регионального уровня, то за расходованием бюджетных средств, осуществления общих попечительских функций создается наблюдательный совет особой экономической зоны. Членами наблюдательного совета особой экономической зоны регионального уровня могут являться представители органов государственной власти субъекта, администраций муниципальных образований, на территории которых расположены особые экономические зоны регионального уровня, администрации особой экономической зоны, отраслевых ассоциаций и торгово-промышленной палаты субъекта, участников особой экономической зоной регионального уровня, объем инвестиций которых превышает 10 % общего объема средств, инвестируемых в деятельность особой экономической зоны регионального уровня [4].Всем участникам такой особой экономической зоны предоставляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах: понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу в соответствии с законами субъекта о налогах; субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участникам особой экономической зоной регионального уровня для реализации инвестиционных проектов; предоставление субсидий на благоустройство территорий предприятий-участников особой экономической зоной регионального уровня. В свою очередь органы государственной власти субъекта гарантируют стабильность прав участников особой экономической зоны регионального уровня и не могут ухудшать условия их деятельности на протяжении срока действия особой экономической зоны регионального уровня [5].

Администрация каждого субъекта Российской Федерации исходит из принципов программно-целевого планирования. При этом реализация стратегических планов и проектов всегда ориентирована на социально-экономическое развитие региона. Видится логичным, что планирование и координация отраслевого развития регионов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно исходить из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, логистического положения субъекта, а также состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Системный подход при формировании экономической, инвестиционной, структурной, аграрной, экологической и социальной политики региона рассматривает возможность создания ОЭЗ регионального уровня в качестве инструмента для достижения наилучшего результата с использованием заданного объема средств. Остается надеяться на появление заинтересованности и активности администраций субъектов Российской Федерации в формировании инновационной экономики регионов, направленной на активное и плодотворное взаимодействие с бизнес-сообществом, в том числе при рассмотрении актуальных вопросов о создании свободных экономических зон и расширении практики применения таможенных процедур «Свободная зона» и «Свободный склад», в целях осуществления реальной экономической поддержки различных отраслей конкретных регионов России.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наибольший результат достигается не только управлением зоной как совокупностью инвестиционных проектов, но и в объединение с общей стратегией и конкретными программами социального развития муниципалитета и региона в целом, где данная зона находится. Это могут быть программы по инвестиционной, промышленной и инновационной политике субъекта РФ, по оптимизации внутри регионального размещения, по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства и производительных сил.

Только в этом случае может быть реализовано то преимущество ОЭЗ, которое связано с ее способностью органично вписаться в хозяйственный комплекс территории, дать ему мощный дополнительный стимул модернизации, усилить его общее позитивное воздействие на развитие национальной экономики в целом.

 

Библиографический список

 

1. Басарева К. В. Значение особых экономических зон для социально-экономического развития региональной экономики // Молодой ученый. - 2014. — №3. — С. 377-379;

2. "Российская Бизнес-газета" №1001 (22) от 09.06.15 Иннополис 2015 и конференция разработчиков системного и инструментального ПО OS Day 2015. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.rg.ru/2015/06/09/gorod.html/ (09.06.2015 года)

3. Заседании Правительства Российской Федерации «О внесении в Госдуму подготовленных Минэкономразвития России законопроектов, направленных на совершенствование механизмов функционирования и управления особыми экономическими зонами» [Электронный ресурс ]. URL: //http://government.ru/dep_news/12792/ (29.05.2014 года)

4. Шавалеева Ю. Ш. Потенциал развития и факторы ограничения развития особых экономических зон в России // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 678-680;

5. Об особых экономических зонах в РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30. - Ст.38, ст.7.

 

 


Селиванова Каролина Алексеевна - студентка

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет,

Научный руководитель - к.и.н., доцент кафедры предпринимательского права и гражданского процесса Потапова А.Н.

г. Оренбург, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.011 с.)