Буржуазная революция в Японии 1867-1868гг. (экономические и идеологические предпосылки). 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буржуазная революция в Японии 1867-1868гг. (экономические и идеологические предпосылки).




Революция Мэйдзи
Основные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

В первой половине XIX в. появилась капиталистическая мануфактура. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьянство — основная часть населения страны — почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось и внешнеполитическое положение Японии. В 1853 г. у ее берегов появилась американская эскадра. Ее командующий адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство было вынуждено подчиниться. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи — военное сословие мелких дворян и многих князей, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и в еще большей степени ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число сокращалось, и многие из них пополняли ряды других социальных групп.

Дворяне, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям играли руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.

В этот период главой государства номинально считался император. Но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) — высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сегуна занимали представители дома Токугава — самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1876 г. руководители движения потребовали у сегуна Кэйки немедленной передачи верховной власти императору (15-летнему Муцухито) и объявили сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В японской официальной историографии этот период обычно называют реставрация Мэйдзи (Мэйдзи — время правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно-радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.

Реформы конца 6080-х годов XIX в. Руководство страны, осуществляя преобразования, которые охватили важнейшие сферы жизни, стремилось максимально использовать опыт европейцев и североамериканцев.

В области социально-экономических отношений было устранено все, что ограничивало личную свободу, включая выбор местожительства и профессии, и введено формальное равенство всех граждан перед законом.

В 1872 г. было закреплено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Отныне все фактические владельцы земли становились ее собственниками. Соответственно разрешалась свободная купля-продажа земли. В итоге наиболее одиозные институты феодального землепользования были упразднены. Но радикального перераспределения земли не произошло. Она осталась у дворянства и состоятельных крестьян, но уже на правах частной собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему была безземельной или малоземельной.

В городе были упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние таможни, вводились единые для всей страны единицы измерения.

В 1872 г. принимается Закон о всеобщем начальном образовании.

В конечном счете были аннулированы неравноправные международные договоры.

Важные преобразования претерпело государство. Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот - по английскому; была введена всеобщая воинская повинность, причем самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. Были учреждены министерства по отдельным отраслямуправления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на чиновничьи должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям с приблизительно одинаковой численностью населения. Губернией управлял губернатор, назначаемый правительством и ответственный перед ним, а также выборное совещательное собрание (1871-1878 гг.). Владетельные князья окончательно лишились политической власти на местах.

Еще одна волна активизации общественных движений пришлась на 80 е годы XIX в. Одним из проявлении некоторого усиления влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование политических партий. В 1881 г. была создана либеральная партия,а год спустя - партия конституционных реформ. Их принципиальные программные установки были схожи: введение парламентского строя при сохранении монархии, независимый внешнеполитический курс и некоторые другие положения. Различия просматривались в относительно второстепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложения, степенью независимости самоуправления и пр. В результате этого партии имели почта одинаковую социальную базу (состоятельные слои населения города и деревни). Причем многие неоднократно меняли свои партийные симпатии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на очередных выборах). Партии изначально не играли решающей роли в политической жизни страны, но рассматривались правящими кругамикак важный элемент создаваемой конституционной монархии. В силу этого их учреждение проходило при активном покровительственном участии властей.
Буржуазная революция в Японии 1867-8 гг.

Предпосылки. Разложение феодальных отношений, разрушение натурального сельского хозяйства, превращение дайме в неоплатных должников богатых рисоторговцев (что приводило в свою очередь к лишению самураев традиционных источников существования – рисовых пайков), массовое обнищание крестьян, углубление социальной дифференциации японской деревни. Прямым следствием этих социальных сдвигов стали рост антиправительственных настроений среди определенных слоев японского дворянства, усиление классовой борьбы, одной из распространенных форм которой становятся рисовые бунты крестьян. Крестьянство становится в последствии главной ударной силой революции, возглавляемую придворной имперской аристократией, опиравшейся на поддержку крупного купечества и низших слоев самурайства. Рост революционного движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделялись Юго-Западные княжества, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие. Широкое недовольство народа вызвала, и неспособность сегуната противостоять угрозе независимости страны извне. Победа революции привела к отставке сегуната и восстановлению власти японского монарха.

Буржуазная революция в Японии 1867-1868 гг. Предпосылки. В первой половине XIX века обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, в Японии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Ев­ропе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отноше­ния захватывают не только город, но и деревню. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Начала формироваться промышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Первая половина XIXв. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Поводом были недостаток риса или резкое повышение цен на него. Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти, наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.

86. Конституция Японии 1889г.
. Конституция 1889 г.


Введение конституционной монархии. Завершением реформ явилось принятие Конституции. Ее создатели провели большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-либо принципиально новое. Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других государств, апробированные на практике и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии. Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и парламентом. Объективно конституции предстояло закрепить компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором, контролировавшим исполнительную власть и вооруженные силы, и буржуазией, допускаемой к участию в законотворчестве и частично контролю за бюджетом. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусская Конституция 1850 г. и германская Конституция 1871 г. Они и послужили образцом для Конституции Японии.

В 1889 г. работа над первой в истории страны конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады.

Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению — остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия.

Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату — палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона (эти указы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если они не получали его одобрения, то объявлялись недействительными на будущее время). Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Парламент должен был состоять из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейские титулы — князья, маркизы, графы, виконты, бароны), а также лица, назначенные императором. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выборах.

Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, невоеннослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требовалось на заключение государственного займа или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обременяло государственный бюджет. Парламент утверждал ежегодный бюджет. Если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествовавшего года.

Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. Допускался и арест депутатов в случае «задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями».

Непосредственное государственное управление осуществлял кабинет министров, возглавляемый министром-президентом. Его фактическое положение, определенное Конституцией, было зависимым от императора и его приближенных.

Конституция предусматривала учреждение так называемого Тайного совета, призванного по указанию императора обсуждать важнейшие государственные дела.

Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Однако установленные Конституцией ограничения фактически сводили эти права на нет (например, тайна переписки могла быть нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), подобные ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу).

Конституция Японии 1889 г. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. Императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной; император обладал правом объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил; в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц. Император обладал полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах. Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкование конституции. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны.

Конституция Японии 1889 г.

Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. Императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной; Император обладал правом объявлять войну и мир; Заключать международные договоры; Вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил; В сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц. Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года. Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи. Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором. Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах. Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны.

87. «Союзная лига» Сунь Ятсена. Революция 1911 г. в Китае. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу, ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа: национализм, народовластие и народное благоденствие. 1906—1908 - период революционного подъема, в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. Революция началась восстанием в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны власть осталась в руках цинского правительства. На юге был избран Сунь Ятсен. В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

. Союзная лига Сунь Ятсена. Революция 1911 г.

Сунь Ятсен, последовательный революционер-демократ, возглавил группу передовой интеллигенции, которая повела борьбу против Цинской монархии, и в 1905 г. из разрозненных эмигрантских объединений создал Союзную лигу. Она разработала радикальную программу, в основе которой лежали три принципа: национализм, народовластие и народное благоденствие. Принцип национализма конкретизировался в борьбе за свержение маньчжурской династии Цинн. Народовластие отражало стремление создать демократическую республику с избираемым народом органом власти. Принцип благоденствия предполагал радикальную аграрную реформу – наделение крестьян землей, обеспечение равных прав на землю. Программа союзной лиги послужила толчком к революции. 10.10.1911 г. в г. Учан вспыхнуло восстание, которое быстро охватило другие районы. Китай разделился на революционный Юг, где преобладала буржуазия, и реакционный Север. Руководители Юга созвали конференцию и провозгласили Китай республикой и избрали президентом Ятсена. Политика нового правительства отличалась стремлением не обострять борьбу крестьян за землю. В этом проявился умеренный характер революции 1911 г. и двойственный характер ее движущих сил, состоящих из демократически настроенного крестьянства и либеральной буржуазии. Господствующие круги Китая оказались вынуждены согласиться на ликвидацию монархии, но одновременно выдвинули условие ухода с поста президента Ятсена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)