Список произведений для слушания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список произведений для слушания



 

Стравинский И. Царь Эдип Симфония псалмов Концерт для скрипки с оркестром «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар – птица” Весна священная
Мийо Д. Бык на крыше Сюита из балета “Сотворение мира” Скарамуш Тоска по Бразилии Обработки негритянских песен «Покинутая», «Моя история»
Онеггер А. Пасифик-231 Третья симфония (“Литургическая”) Прелюдия, ариозо и фугетта на тему ВАСН Жанна Д’Арк на костре
Пуленк Ф. Негритянская рапсодия Лик человеческий Stabat mater Человеческий голос
Мессиан О. Рождество Господне 20 взглядов на младенца Христа Экзотические птицы
Шенберг А. Просветленная ночь Первая часть из Второго квартета Песни Гурре Лунный Пьеро
Берг А. Воццек Концерт для скрипки с оркестром Четыре пьесы для кларнета и фортепиано
Веберн А. Пассакалья для оркестра Четыре пьесы для скрипки и фортепиано Вариации для фортепиано
Кальман И. Сильва
Вайль К. Трехгрошовая опера
Штраус Р. Тиль Уленшпигель
Хиндемит П. Ludus tonalis Симфония «Гармония мира» Симфония «Художник Матис» Марш и хор «Мы строим город» из детской музыкальной игры «Мы строим город»
Орф К. Carmina Burana Триумф Афродиты
Бриттен Б. Военный Реквием Поворот винта Путеводитель по оркестру для юношества, или Вариации и фуга на тему Перселла
Гершвин Д.     Порги и Бесс Рапсодия в блюзовых тонах Американец в Париже Любимый мой
Вилла-Лобос Э. Ария из Пятой сюиты цикла «Бразильские бахианы»
Пьяцолла А. Танго «Adios, Nonino», «Oblivion», «Libertango»
Мартину Б. Третий концерт для фортепиано с оркестром
Владигеров П. Рапсодия «Вардар»
Барток Б. Музыка для струнных, ударных и челесты Два румынских танца для фортепиано Вечер у сикеев
Энеску Дж. Третья соната для скрипки и фортепиано
Лютославский В. Траурная музыка
Пендерецкий К. Плач по жертвам Хиросимы («Трен»)
Уэббер Э.Л. Иисус Христос – суперзвезда «Pie jesu» из «Реквиема» «Memory» из мюзикла «Кошки» Дуэт Кристин и Призрака, ария Призрака «Музыка ночи» из мюзикла «Призрак оперы» «Не плачь по мне, Аргентина» из мюзикла «Эвита»
Бернстайн Л. Вестсайдская история
Лигети Д. Мелодии
Варез Э. Ионизации Электронная поэма
Райх С. Music for pieces of wood

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

А

1 .Расположите в хронологическом порядке произведения И. Стравинского (поставить цифры). Подчеркните произведения неоклассицистского периода.

Агон

Весна священная

Поцелуй феи

Концерт для скрипки с оркестром

Симфония псалмов

Царь Эдип

Сказка о солдате

Жар-птица

2.Напишите фамилию идейного вдохновителя и организатора «французской шестерки»:

 

 

 

3.Установите соответствие произведений и их жанров:

Мавра фортепианный цикл

Литургическая опера

Лани симфония

Песни Гурре оркестровая сюита

Провансальская балет

Тоска по Бразилии кантата

Негритянская рапсодия

 

4.Найдите произведения Д. Мийо:

 

Пасифик-231 Просветленная ночь

Скарамуш Медея

Лик человеческий Пульчинелла

Весеннее концертино Карнавал в Лондоне

Покинутая Ариадна Сбор лимонов

 

5.Укажите автора памфлета «Петух и Арлекин», либретто балетов «Бык на крыше», «Новобрачные на Эйфелевой башне», опер «Человеческий голос», «Царь Эдип»:

 

Аполлинер Рильке Гофмансталь

Кокто Элюар Клодель

В

1.Укажите композиторов, чьи произведения примыкали к направлению «неовенская оперетта»:

Кшенек Шрекер Берг

Легар Цемлинский Маркс

Фалль Адорно О.Штраус

Курт Кальман Адлер

 

2.Установите авторство учебно-методических трудов:

«Шульверк» Хиндемит

«Руководство по композиции», «Мир композитора» Шенберг

«Учение о гармонии» Орф

 

3.Напишите имя и фамилию автора произведений «Каталог птиц», «Рождество господне», «Турангалила»:

 

 

Творчество какого композитора представляет собой оригинальный сплав джазовых элементов и ритмов танго?

Айвза Владигерова Казеллы

Берио Гершвина Ноно

Шимановского Пьяцоллы Лигети

 

Из какого произведения заимствована эта тема?

 

В каких разделах она звучит?

 

 

 

 

С

 

1.Подчеркните фамилии немецких композиторов ХХ века:

Хиндемит Барток Онеггер

Берг Энеску Кодай

Кейдж Хенце Вайль

Штокхаузен Бернстайн Вилла-Лобос

 

 

2.Укажите произведения Б. Бриттена:

Поворот винта Путеводитель по оркестру

Бразильская бахиана Маленький трубочист

Музыка для струнных, ударных и челесты Умница

Питер Граймс Военный реквием

Плач по жертвам Хиросимы Голубая рапсодия

 

3.Отметьте языки, которые К.Орф использовал в текстах к своим произведениям:

татарский датский иврит старофранцузский русский баварский диалект

средневековый немецкий латынь китайский

 

4.Выберите соответствующие понятиям формулировки, логически завершающие фразу: «Это техника композиции, основанная на…

 

комбинациях изолированных звуков, образующих «точки» алеаторика

факторе случайности» сонорика

использовании шумов или акустически

деформированных звуков» пуантилизм

игре темброкрасочными блоками» конкретная музыка

 

 

5.Определите жанры, в которых работал Э.Л. Уэббер:

симфония скрипичный концерт мюзикл

оратория рок-опера реквием

балет сюита мадригал

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. История зарубежной музыки. ХХ век / Отв. ред. Н.А. Гаврилова; Гос. институт искусствознания; Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. – М.: Музыка, 2007.

2. История зарубежной музыки. Вып.6: Начало ХХ века – середина ХХ века/ Ред. В.В. Смирнов. – СПб., 1999.

3. Музыка ХХ века: Очерки в двух частях (5 книгах). – М., 1976-1987.

4. Музыкальная литература зарубежных стран/ Сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. Вып. 6. – М., 1994; Вып. 7. – М., 2000.

5. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие / Сост. И общ.ред. Н.А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007.

 

Дополнительная*

1. Алексеева Л., Григорьев В. Зарубежная музыка ХХ века. – М., 1986.

2. ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки, документы. Вып. 1 (К. Штокхаузен, Б.А. Циммерман, Х.В. Хенце). – М., 1995; Вып. 2 (Л. Берио, Л. Ноно). – М., 1995; Вып. 3 (П. Булез, Я. Ксенакис, Э. Варез). – М., 2000.

3. Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века. – М., 1973.

4. Зарубежная музыка ХХ века: Материалы и документы/ Под общ. ред. И. Нестьева. – М., 1975.

5. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. – М., 1976.

6. Композиторы. Век ХХ/ Сост. А. Хотунцов. – СПб., 2002.

7. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975.

8. Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины ХХ века. – М., 1976.

9. Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. – М., 1992.

10. Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. Вып. 2. – М., 1995.

11. Шнеерсон Г. Статьи о современной зарубежной музыке: Очерки. Воспоминания. – М., 1974.

12. Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века. – М., 1975.

13. 100 композиторов ХХ века: Справочно-биографическое пособие/ Пер. с нем. – Челябинск, 1999.

14. Асафьев Б. Книга о Стравинском. - Л.,1977.

15. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. – Л., 1970.

16. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». – Л., 1964.

17. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л., 1983.

18. Кокорева А. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. – М., 1986.

19. Онеггер А. О музыкальном искусстве. – Л., 1979.

20. Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. – М., 1972.

21. Пуленк Ф. Я и мои друзья. – Л., 1977.

22. Екимовский В. Оливье Мессиан. – М., 1987.

23. Мелик-Пашаева К. Творчество О. Мессиана. – М., 1987.

24. Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины ХХ века: Очерки. – Л., 1986.

25. Соллертинский И. Арнольд Шенберг. – 1934.

26. Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга// Музыка и современность.Вып. 6. – М., 1969.

27. Веберн А. Лекции о музыке. Письма/ Пер. с нем. В. Шнитке. – М., 1975.

28. «И свет во тьме горит»: О музыке А. Веберна: Сб. науч. тр. Моск. гос. консерватории. Вып. 21. – М., 1998.

29. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. – М., 1984.

30. Владимирская А. Звездные часы оперетты. – Л., 1991.

31. Владимирская А. Франц Легар. – Л., 1981.

32. И. Кальман: Сб. ст. и воспоминаний/ Сост. В. Савранский. – М., 1980.

33. Кальман В. Помнишь ли ты?..: Жизнь Имре Кальмана/ Пер. с венг. – М., 1989.

34. Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество/ Пер. с нем. – М., 1961.

35. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М., 1970.

36. Ступель А. Рихард Штраус. – Л.,1972.

37. Беляев В. Пауль Хиндемит. – Л., 1927.

38. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. – М., 1974.

39. Холопов Ю. Пауль Хиндемит и его «Ludus tonalis»// Хиндемит П. Ludus tonalis. – М., 1964.

40. Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984.

41. Система детского музыкального воспитания К. Орфа/ Под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970.

42. Гуревич Е. Сатирический музыкальный театр Брехта-Вайля// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. – Л., 1975.

43. Леонтьева О. Курт Вайль// Советская музыка. 1963. №1.

44. Нестьев И. История одного содружества (Брехт и Вайль)// Из истории музыки социалистических стран. – М., 1975.

45. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. – М., 1974.

46. Холст И. Бенджамин Бриттен. – М., 1968.

47. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. – М., 1977.

48. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. – М., 1977.

49. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. – М., 1989.

50. Павлишина С. Чарльз Айвз. – М., 1979.

51. Григорьев Л., Платек Я. Джордж Гершвин. – М., 1956.

52. Галицкий А. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека: Автореф. дисс. канд. искусствоведения.- СПб.,1999.

53. Коллиер Д.Л. Луи Армстронг. Американский гений/ Пер. с англ. – М.,1987.

54. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. – М.,1994.

55. Королев О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. – М., 2002.

56. Лившиц Д. Диалог поколений в джазе// Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений: Сб.ст. Т.2.– Н. Новгород,1999.

57. Мархасев Л. В легком жанре. – Л.,1984.

58. Озеров В. Джаз США: Учебно-справочное пособие. Ч.1. – М.,1990.

59. Головинский Г. Композитор и фольклор. – М., 1981.

60. Музыка социалистической Чехословакии: Сб. ст./ Сост. и ред. В. Егорова. – М., 1980.

61. Гаврилова Н. Богуслав Мартину. – М., 1981.

62. Нестьев И. В. «Ее падчерица» Леоша Яначека. – М., 1960.

63. Полякова Л. Чешская и словацкая опера ХХ в. Кн.1-2. – М., 1978 – 1983.

64. Крыстев В. Очерки по истории болгарской музыки. – М., 1973.

65. Современная болгарская музыка/ Сост. К. Ангелов. – М., 1974.

66. Музыка Венгрии: Сб. ст./ Пер. с венг. – М., 1968.

67. Сабольчи Б. История венгерской музыки/ Пер. с венг. – Будапешт, 1964.

68. Бела Барток: Сб. ст./ Сост. Е.И.Чигарева. – М., 1977.

69. Мартынов И. Бела Барток. – М., 1968.

70. Сигитов С. Этапы творческой эволюции Бартока// Из истории музыки ХХ века. – М., 1971.

71. Мартынов И. Золтан Кодай – музыкальный педагог и просветитель// Из истории музыки социалистических стран Европы. – М.,1975.

72. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М., 1989.

73. Альтернатива – 90: Грани минимализма/ Сост. и науч. ред. Ю. Прокошин. – М., 1989.

74. Байер К. Репетитивная музыка// Сов.музыка.1991. №1.

75. Гриффитс П. Кейдж: Пер. с англ. Т. Моисеенко// Т. Моисеенко. П.Гриффитс. Кейдж: Дипломная работа/ Казанская гос консерватория. – Казань, 2000.

76. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1986.

77. Дьердь Лигети: Личность и творчество: Сб. ст./ Сост. Ю. Крейнина. – М., 1993.

78. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия: 1960- 1990. – М., 1997.

79. Кон Ю. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса// Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып. 3. – М.,1976.

80. Куницкая Р. Французские композиторы ХХ века: Очерки. – 1990.

81. Курбатская С. Серийная музыка: Вопросы истории, теории и эстетики. – М., 1996.

82. Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника// Музыкальная академия. 1992. №4.

83. Приношение музыке ХХ века: Сб. ст. Уральской гос. консерватории. – Екатеринбург, 2003.

84. Савенко С. Авангард как традиция музыки ХХ века // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. – Н. Новгород, 1999.

85. Савенко С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена// Теория и практика современной буржуазной культуры/ ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94. – М., 1987.

86. Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда// Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып. 5. – Л., 1983.

87. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ в.: Диалектика творчества. – М., 1992.

88. Цареградская Т. В. Время и ритм в музыке второй половины ХХ века (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис): Автореф. дисс. докт. искусствоведения. – М., 2002.

89. Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. – М., 1989.

90. Кокорева Л. Музыкальная культура Польши ХХ века: Очерки. – М., 1997.

91. Никольская И. Современная польская музыка. – М., 1993.

92. Энтелис Л. Встречи с современной польской музыкой. – Л., 1978.

93. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М., 1983.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Бертольд Брехт и его влияние на музыкальное искусство ХХ века.

2. «Трехгрошовая опера» Брехта-Вайля.

3. Наблюдения о постановке «Трехгрошовой оперы» в Большом драматическом театре им. В. Качалова.

4. Образы детства и музыка для детей в творчестве Бенджамина Бриттена.

5. Фортепианная музыка Белы Бартока.

6. Учебные пособия по сольфеджио З. Кодая и Б. Бартока.

7. Музыкально-просветительская и исполнительская деятельность Леонарда Бернстайна.

8. Жизненный и творческий путь Имре Кальмана.

9. Оперетты Кальмана на сцене Татарского Академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.

10. Развитие идей детского музыкального воспитания Карла Орфа в России.

11. Опера «Умница» К.Орфа.

12. Внеевропейское в музыкальной культуре ХХ в.

13. Особенности претворения индийской тематики в творчестве Альбера Русселя.

14. Вокально-хоровые сочинения Ханса Эйслера.

15. Зарисовки Рима в инструментальных произведениях Отторино Респиги.

16. Неоклассицистские тенденции в творчестве Альфредо Казеллы.

17. Педагогическая деятельность Оливье Мессиана.

18. Произведения для детей Пауля Хиндемита.

19. Регтайм и его истоки.

20. Спиричуэл.

21. Музыкально-выразительная система блюза.

22. Труба и голос Луи Армстронга.

23. «Золотые» темы Дюка Эллингтона.

24. Оркестр Гленна Миллера.

25. «Первая леди джаза» Элла Фитцджеральд.

26. «Музыка души» «соул» и Рэй Чарльз.

27. Творчество Дэйва Брубека.

28. Джаз-рок и творчество Ч.Кориа.

29. Рок-культура.

30. История «Битлз».

31. Альтернативный рок.

32. Стиль диско.

33. Этническая музыка.

34. Французский шансон.

35. Фрактальные образы в творчестве Дьердя Лигети.

36. «Новые миры» Карлхайнца Штокхаузена.

37. «Тотальный музыкальный театр» Б. А. Циммермана.

38. Музыка и математика.

39. Стохастическая система Яниса Ксенакиса.

40. Ионеску и Булез.

41. Политически ангажированная музыка: Луиджи Ноно и Ханс Вернер Хенце.

42. Музыка в культуре постмодернизма.

43. Творческий портрет Лючано Берио.

44. Музыка для препарированного фортепиано: опыты Джона Кейджа.

45. Американские минималисты.

46. Образы тишины и молчания в творчестве композиторов второй половины ХХ века.

47. Пародия в творчестве Маурисио Кагеля.

48. Международный музыкальный фестиваль «Варшавская осень».

49. «Вариации на тему Паганини» Витольда Лютославского.

50. «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка-------------------------------------------------------------------3

Тематика лекций---------------------------------------------------------------------------7

Тематика семинарских занятий--------------------------------------------------------8

Вопросы к семинарским занятиям----------------------------------------------------9

Литература к семинарам----------------------------------------------------------------11

Содержание курса------------------------------------------------------------------------16

Экзаменационные вопросы-------------------------------------------------------------32

Список произведений для слушания-------------------------------------------------35

Примерные образцы тестовых заданий----------------------------------------------38

Литература---------------------------------------------------------------------------------41

Тематика рефератов----------------------------------------------------------------------47

 

 


* Указана в порядке, соответствующем тематическому плану курса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.1 с.)