Понятие и предмет кп РБ как отрасли права. Его место в системе права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет кп РБ как отрасли права. Его место в системе права



Понятие и предмет КП РБ как отрасли права. Его место в системе права

Конституционное право можно рассматривать в 3 значениях:1) как отрасль права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения2) Как учебная дисциплина, т.е. совокупность методических материалов, позволяющих изучить конституционное право (программа курса «конституционное право», вопросы к экзаменам, зачетам, тематика курсовых, контрольных и т.д.)3) как юридическая наука – совокупность знаний и теоретических положений об отрасли конституционное право (исследования в области конституционного права, научные труды).

Конституционное право является отраслевой политико-правовой дисциплиной. Для того, чтобы разобраться в любой отрасли права необходимо выяснить предмет данной отрасли права. Предмет отрасли конституционное право – это совокупность общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами. Отрасль – совокупность норм. Предмет – совокупность общественных отношений. Значение предмета отрасли права имеет важное значение в правоприменительной деятельности, т.к. при юридическом анализе конкретных ситуаций в первую очередь необходимо выяснить номы какой отрасли права подлежат применению.

Предмет отрасли конституционное право включает в себя следующие общественные отношения:1) в области правовой характеристики государства2) принадлежность власти3) государственной символики4) в области экономической и политической системы5) социальной структуры общества6) в области порядка организации и деятельности государственных органов и должностных лиц7) в области прав, свобод, обязанности, гарантии реализации прав и ограничение прав личности8) в области приобретения и прекращения гражданства9) области правовой характеристики административно-территориальных единиц10) в области порядка организации и проведения выборов и референдумов11) Правового статуса депутатов12) Правовой характеристики избирательных комиссий и т.п.

Место КП в сис-ме права: 1. КП рег-т общ отн-ния, кот явл-ся основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и гос-ва.2. Основы всех сфер общ жизни в комплексе рег-ся только КП. 3.КП занимает центральное, ведущее место во всей пр сис-ме страны в силу значи-ти общ отношений, рег-х данной отраслью права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционное правовые институты.

Правовая норма – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведения, обеспечение исполнения которого гарантируется возможностью применения силой государственного принуждения.

Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения.

Общие черты конституционно-правовых норм и норм других отраслей права:

Являются общеобязательными правилами поведения

Все нормы установлены государством

Обеспечивается государством

Содержаться в НПА (формальноопределенность)

Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:

По предмету правового регулирования, т.е. сфере общественных отношений, которые регулируются данными нормами

2) по форме выражения конституционно-правовые нормы могут быть выражены в виде:

• норм-принципов

• норм-задач

• норм-дефениций (дающие определение)

По юридической силе – в основном конституционно-правовые нормы закреплены в конституции, т.к. конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, следовательно и конституционно-правовые нормы будут обладать более высокой юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права

4) учредительным характером, т.е. конституционно-правовые нормы дают исходные начала для возникновения норм других отраслей права (ст.13)

По структуре – структура любой нормы трехэлементная, т.е. гипотеза, диспозиция, санкция. В конституционно-правовых нормах отсутствует санкция, конституционно-правовые нормы состоят из диспозиции либо из гипотезы и диспозиции.

Конституционно-правовой институт – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

Виды конституционно-правовых институтов:

Основы конституционного строя – включают в себя нормы, регулирующие политическую и экономическую систему РБ, закрепляют социальную структуру общества и закрепляют принципы внешней политики государства

Правовой статус личности – состоит из норм, закрепляющих конституционно-правовые свободы, обязанности, гарантии реализации прав и ограничения прав, а также нормы, регулирующие порядок приобретения и прекращения гражданства РБ

Система высших государственных органов и должностных лиц, включая нормы, закрепляющие порядок формирования и деятельности высших государственных органов и должностных лиц, основные их полномочия, а также порядок прекращения их деятельности.

Конституция закрепляет следующие виды высших государственных органов и должностных лиц:

• президент – глава государства

• парламент – орган законодательной власти

• совет министров - орган исполнительной власти

• верховный суд, высший хозяйственный суд, конституционный суд – высшие органы судебной власти

• прокуратура – орган надзора за соблюдением законодательства

• комитет государственного контроля – финансово-экономический контроль

• нацбанк – высший орган финансово-кредитной системы РБ

Местное управление и самоуправление – содержит нормы, регулирующие правовой статус органов местного управления и самоуправления

Государственное и административно-территориальное устройство РБ – содержит нормы, закрепляющие РБ как унитарное, со своим административно-территориальным делением на области, районы, города и другие административно-территориальные единицы

Избирательное право и избирательная система – содержит нормы, закрепляющие порядок организации и проведения выборов и референдумов в РБ, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, правовой статус депутатов и кандидатов в депутаты и на другие выборные должностиКонституционное право РБ – это ведущая отрасль права, которая представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения в области: основ конституционного строя, правового статус личности, системы высших государственных органов и должностных лиц, местного управления и самоуправления, государственного и административно-территориального устройства РБ, избирательного право и избирательной системы.

Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты отношений, основания для возникновения, изменения и прекращения.

Система и источники КП РБ.

КП как отрасль права следует отличать от науки КП. Как отрасль права она представляет собой совокупность юридических норм регулирующих более важные общественные отношения.

Наука КП – шире понятие. Ее предмет – совокупность взглядов, знаний, идей, пред-ставлений о науке КП их назначение, цели, воздействия на политические, экономические, социальные процессы об эффективности норм права, об отмене устаревших и выработке новых, о конституционно правовых отношениях, через которые реализуется нормы КП.

Учение этой отрасли права исследуют отрасли их возникновения и развития, взаимосвязи и взаимодействии в тесной связи с экономической базой, политической, а также занимаются широким обобщением явлений, их классификацией, выработкой предложений о повышении эффективности норм права, разрабатывают теорию данной отрасли права, дают определение различ-ных понятий.

Мы в большей степени изучаем КП как отрасль права. Теоретической основой науки КП является учение о государстве в праве, о роли народа в развитии общества, о базисе и надстройке, о понятии и сущности конституции, избирательном праве, гражданство, правовой статус человека и гражданина, о роли общественных организаций и политический партий в обществе, о демократии и законности как непременных требований развитии гуманного общества.

Основным методом исследования науки КП является диалектический материализм. Суть – исследованные явления рассматриваются в движении, развитии с точки зрения того, как оно возникло, как развивалось и чем оно стало сегодня. Изученные явления исследуются также во взаимосвязи и взаимозависимости, учитывается их внутреннее развитие и противоречие, постепенные накопление количественных элементов, явления влекущие переход его к новому качеству, учет закона развития и единстве противоположности.

Применяются такие методы: индукция, дедукция, сравнительный, логический, социологический и др. методы познания. Анализ КП институтов не мыслим без глубокого познания политических, социологических, экономических общественных процессов. Использование статистических методов конкретных данных и электронной вычисли-тельной техники.

Источником науки КП являются работы прогрес-сивных политический деятелей мира, дореволю-ционных русских ученых юристов, и так же белорусских ученых в области КП. Таким образом, предмет и система науки КП складыва-лись постепенно в зависимости от того, кому служила эта отрасль права науки. Содержания и направления менялись.

Стр-ра Конституции:В Премабуле-закрепл 1) субъект принятия Конст. - народ РБ;2) цели принятия конст- утв-ние прав и свобод каждого гр-на РБ, обеспечение граж согласия;3)принципы-ответственности народа РБ за настоящее и будущее, принцип приверженности общечел ценностям, принцип неотъемлемости право на самоопределение. Состоит из 9 разделов.

Раздел III. Избирательная система. Референдум. Глава 1 Избирательная система. Глава 2 Референдум (народное голосование). Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд. Глава 3 Президент Республики Беларусь

Глава 6 Суд

Глава 7 Прокуратура

Конституционный строй – это способ или форма организации гос-ва, закрепленная в Конституции. Важнейшие устои гос-ой и общ-ой жизни РБ закреплены в разделе 1 Конституции «Основы Конст-ого строя». В статьях данного раздела заложена сущность всей Конституции. Основа К.С. -закрепленный в ст. 2 Конституции принцип о человеке, его правах и свободах, гарантии их реализации, как высшей ценности и цели функционирования общ. и гос.. К числу основ следует отнести зафиксированную в ст.3 Конституции «Народного суверенитета».

Принципы К.С.:суверенитет гос-ва и народа,народовластие,республиканская форма правления,разделение властей,верховенство права,равенство частной и гос-ой форм собственности,политический плюрализм,равенство всех перед законом,приоритет прав и свобод человека, их защита,приоритет общепризнанных принципов и норм международного права,единство и неотчуждаемость территории РБ.К правовым и организационным средством защиты конституционного строя относятся:нормы, обеспечивающие самозащиту Конституции;запрет насильственных действий, призывов к таким действиям для изменения конституционного строя;утверждение конституционной законности;возможность введение чрезвычайного или военного положения;ограничение прав и свобод граждан лишь по основаниям и в пределах, предусм Конституцией.

Государственные языки в РБ.

Ст. 1,3,8,9,18,19 Конституции РБ

Признаки суверенитета:наличие нац. системы права,Наличие госу. Органов,Гражданство,Денежно-кредитная система,Наличие народно-хозяйственного комплекса,Наличие вооруженных сил,Наличие гос. символов и гос. Наград,Обладание международной правосубъективностью.

Гос. суверенитет – такое состояние гос-ва, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет гос-ва осуществляют только высшие органы гос. власти (президент, парламент, правительство, суды).

Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Ни одна власть не может возвыситься над властью народа. Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным. Национальный суверенитет – право народа, нации, национальности определять свою судьбу вплоть до образования самостоятельного государства.Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация и гос-во. Первым шагом к суверенитету РБ было принятие Декларации «О государственном суверенитете РБ» от 27.07.1990г

Июля 1990 г была принята Декларация «О гос суверенитете РБ», а законом 25 августа 1991 г № 1017 ей был придан статус конст закона. Основополагающие положения Декларации получили закрепление в действующей Конституции РБ. Символами РБ как суверенного гос-ва явл Гос флаг, Гос герб и Гос гимн РБ. Правовое рег-ние гос символов РБ осущ-ся Законом от 5 июля 2004 г № 301-3 «О гос сиволах РБ с изменениями и дополнениями..

Гос флаг Р.Б. представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.

Гос герб Р.Б. представляет собой зеленый контур РБ в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".

Государственный гимн современной Беларуси сохранил музык основу гимна БССР. Музыка Соколовского пользовалась популярностью и уважением людей разных поколений, поэтому и при создании гимна независимой Беларуси было принято решение ее сохранить. Затем был объявлен конкурс на создание текста гимна. Слова Гос гимна отражают условия развития РБ как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братское отношение между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны.

Политическая система – это система взаимодействия гос-х и общ формирований по поводу осу-ния политической власти. К субъектам пол системы отн: гос-во; полит партии; иные общ объединения; их союзы и ассоциации; труд коллективы; СМИ.Конст основы полит сис-мы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования пол власти в стране.

Гос-во - осн элемент полит сис-мы общества. Гос-во выполняет свою роль в полит сис-ме посредством функций- основных направлений деятельности гос-ва. В юр лит-ре выдел след функции присущие соврем гос-ву: полит., экономич., соц., идеологич.

Союз (ассоциация) полит партий явл добровольное объединение пол партий, создаваемое на основе учредит договора между для координции их условной деятельности, представления и защиты и общих интересов. Полит партии, союзы яво некоммер орг-ми. Идеология полит партий не может устан-ся в кач обязательной для гр-н. В кач учредителей полит партий имеют право выступать гр-не РБ, достигшие 18 лет и обладающие избират правом. Для создания и деят-ти пол партии необходимо не менее 1000 членов от большинства областей РБ. Для создания и дет-ти союза не менее 2х партий.. В названии пол партии, её оргаиз стр-р не допускается использование: - слов «РБ», Беларусь, национальный и народный; офиц названий (как полных так и сокращ) иностр гос-в либо ранее существ гос-в; - указание на превосходство какой либо расы, национальности, религии и соц группы.

Гр-н РБ может быть членом только одной полит партии. Не могут членами полит партий; судьи, прокурор работники, сотрудников органов внутр дел; сотрудники КГК, военнослужащие, сотрудники органов безопасности.

Ликвидация полит партий, союза осущ-ся; 1) По решению высшего органа полит партии, союза; 2) по решению Верховного Суда РБ.В наст время в РБ Действует 15 полит партий: Либерально-демократическая, белорусская аграрная партия, Республиканская и др.

Ст. 1,13,44 Конституции РБ

Экономическая система(Э.С.) – совокупность эк отн-ний, исторически обусловленных хар-ром собственности, сущ-щей в гос-ве. К ним отн-ся отношения собственности, производства, обмена,распределения и потребления материал и дух благ.

Принципы Э.С.:равноправие всех видов и форм собственности,свобода предпринимательской деятельности,регулирование экономической деятельности гос-ом,наличие государства права исключения собственности и т.д..

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Статья 13. Ребенок приобретает гражданство РБ по рождению, если на день рождения ребенка: хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РБ;родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории РБ, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории РБ, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ, если оно: соблюдает и уважает Конституцию РБ, иные акты законодательства РБ;знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения;проживает на территории РБ после получения разрешения на постоянное проживание в РБ в течение семи

Лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории РБ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РБ не более чем на 3 мес в теч каждого года;Лица, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть приняты в гражданство РБ по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории РБ, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве РБ, если оно:родилось либо постоянно проживало на территории РБ до 12 ноября 1991 года; является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство РБ в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части; является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство РБ в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Органы внутр дел- принимают от лиц, постоянно проживающих в РБ, заявления по вопросам гр-ва, проверяют факты и док-ты, представленные в обоснование таких заявлений; направляют материалы по заявлениям о приёме в гр-во и выходе из гр-ва РБ на рассмотрение Президента РБ; рег-т утрату гр-ва РБ лицами, постоянно проживающими в РБ

В Конституции РБ 1994г. сохранена классификация основных прав и свобод граждан, закрепленная ранее в главе пятой и в ст.37 Конституции БССР 1978 г. Однако последовательность их изложения была изменена — личные права и свободы граждан, политические права и свободы, социально-экономические права.

К политическим правам и свободам граждан РБ относятся:свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.ЗЗ);право на получение и распространение инф-и о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни (ст.34);свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35);свобода ассоциаций, т.е. право на создание различных общественных объединений (ст. 36);право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37);право свободно избирать и быть избранными в государственные органы (ст.38);право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст.39);право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы (ст.40).

Экономические права

Эта группа прав и свобод определяет возможности человека в экономической сфере деятельности. Экономические права связаны с такими понятиями, как труд, заработная плата, отдых, собственность, предпринимательство. Их реализация определяет с я уровнем экономического развития общества.

К числу экономических прав граждан Беларуси относятся:право на труд (ст. 41);право трудящихся на защиту своих экономических и со- циальных интересов, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров и права на забастовку (ст.41);право трудящихся на справедливое вознаграждение в результатах труда, не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст.42);право трудящихся на отдых (ст.43);право собственности и право на защиту собственности (ст.44). Социальные права

Особенностью социальных прав является предоставление каждому человеку социальных благ как члену общества. Указанные блага предоставляются, как правило, бесплатно. Члены общества могут ими пользоваться при наличии к тому оснований, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Конституцией к социальным правам граждан относятся:право на охрану здоровья, включая право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45);право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46);право на жилище (ст.48);право на образование (ст.49).

Обязанность защищать РБ(ст.57); 5) обязанность охранять природу (ст.55); 6) обяз-ть беречь историко-культурное, духовное наследие и др нац ценности (ст.54); 7) Родители или лица,их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться о их здоровье, развитии и обучении. Деть обяззны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощб (ст.32)

Конституционные гарантии(К.Г.) — это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы. С целью обесп гос защиты прав и свобод человека и гр-на Конституция предусм сис-му гарантий, вкл-ю многообр способы и формы осущ-ния этой задачи: 1) Гос гарантированность прав и свобод человека возможно только в условиях демокр правового гос-ва. Ст.1 Конституции РБ признаёт его таковым. 2)Признаётся приоритет прав и свобод человека и гр-на. Наряду с общими гос гарантиями прав и свобод чело-ка и гр-на след выделить юрид гарантии: явл: 1) Важнейшей юрид гарантией свобод и прав явл суд защита; 2) Широко исп-ся адм-правовые способы защиты прав и свобод гр-н (обращения в гос органы); 3) Юр гарантией явл охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоуп-ния властью. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.4)Каждому гар-ся право на получение квалиф юр помощи, в случаях, предусм законом, она оказ-ся бесплатно.

Президент: - принимает решения по спорам между област Советами депутатов, связанным с вопросами адм тер устройства. - относит насел пункты к категории городов обл подчинения, уст-т и изменяет их границы, образует и изменяет и упраздняет районы в городах.; - относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения; - присваивает наименования областям, районам, городам.

Совет Министров РБ: - даёт согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населённых пунктов.

Областные Советы депутатов c учётом мнения соотв нижестоящих Советов депутатов:

- по согласованию с СМ относят населённые пункты к категории городов районного подчинения, если иное не предусм Законом; - относят населённые пункты к категории посёлков городского типа;

Районные Советы депуттатов: - вносят в областные Советы депутатов придложения об устн-нии и изменениии граница районов, городов районного подчинения; - относят насел пункты к категории сельских насел пунктов; - управляют и преобразуют сельские насел пункты, присваивают им наименования, уст-т и изменяют их границы.

Городские Советы депутатов: - вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении насел пунктов к категориии городов обл подчинения; - вносят предложения об устн-и и зменении границ городов, обр-ния и упразднения районов в городах.

Для рассмотрения вопросов адм тер устройства представляются след документы и материалы:

- решение соотв органов с обоснаванием целесообразности вносимых предложений; - эконочи хар-ка, сод-я сведения об общей числ-ти населения, прожив-го на тер адм тер единицы; - перечь основных промышл,строит., транспортных и др орг-ций и др.

И.П. имеет 2 назначения – объективное и субъективное.Объективное И.П – это сов-сть конституционно-правовых норм, регулирующих общ-ые отношения, возникающие при проведении выборов.Субъективное И.П- это сов-сть конкр прав гражданина на участие в выборах. В этом значении И.П граждан подразделяется на активное (то есть право избирать) и пассивное (то есть право быть избранным) право.Активное– это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов гос. органов.Пассивное– это право быть избранным в кач полномочного лица в выборные гос. органы.Прямое И.П – это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.Косвенное И.П – это право избирать членов выборных государственных органов через ранее избранных представителей.

Избирательная сис-ма является важнейшим и обяз элементом демокр режима. Ее следует рассматривать в широком и узком смысле.В шир смысле – сов-сть общ отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.В узком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосований.

Принцип всеобщности - означает что все гр-не РБ,достигшие 18 лет имеют право уч-ть в выборах. в выборах или реферундумах не могут уч-ть гр-не, признанные судом недееспособными, а также лица, сод-ся по приговору судав местах лишения свободы, а также гр-н сод-ся под стражей.

Возрастной ценз - достижение опред возраста, после которого гр-н приобретает изб право. Миним возраста кандидата для избр-ния Президентом РБ сост-т 35 лет, депутатом Палаты представителей нац собрания РБ, 21 год, членом Советом Республикик Нац собрания - в 30 лет, депутатом местного Совета депутатов - при достижении 18 летнего возраста.

Ценз гражданства - участие выборах лишь гр-н РБ. вместе с тем Президент РБ может быть избран только гр-н РБ по рождению. Такое огр-ниче не распостр-ся на кандидатов в депутаты Палаты Представителей нац собрания РБ, местных советов депутатов.

Принцип прямого голосования - означает что в РБ выбора президента РБ, депутатов палаты представитилей, местных советов депутатов явл прямыми. президент нашей страны изб-ся непосредственно всеми гр-ми, обл-х изб правом.

Понятие и виды выборов.

Выборы - форма демократи, способ смены полит элит, передачи власти мирными путём через волеизъявление народа. В РБ сущ-ты след виды выборов. По способу избрания: - прямые - когда избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании; - косвенные - когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредствнно, а избранные ими представителями (выборы членов совета Республики Нац собрания РБ). По терр-рии проведения: - республиканские - проводятся в масштабах страны (выборы Президента РБ, депутатов Палаты Представителей нац собрания РБ) - местные - проводятся в адм-тер единицах (выборы депутатов местных советов депутатов). по срокам проведения6 - очередные выборы - проводятсяв вустановл законом сроки; - внеочердные - проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборного органа.

Началом офиц изб кампании явл назначение даты выборов. выборы президента РБ назн-ся палатой представителей. Президент РБ назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представит органы.

2) образование избир округов и орг-ция изб участков. в РБ исп-ся террит принцип орг-циии выборов. выборы проводятся по изб округам.

коллегиальные органы, орг-щие и обесп-щие подготовку и проведение выборов.

Составление списков избирателей Списки изб-лей сост-ся по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарём участ комисии. Список изб-лей предоставля-ся для ознаколмения за 15 дней. до выборов.

Выдвижения кандидатов.

6) Регистрация кандидатов осущ-ся: - в президенты РБ центр комиссией за 30 -35 дей до выборов;

Предвыборная агитацционая кампания. Под предвыборной агитацией понимается деят-ть гр-н РБ, полит партий, др общ объединений, тр коллективов итд осущ-х сбор подписей по выдвижению и проводящих агитацию за их избрание.

Важнейшей составляющей системы государственного управления выступает его институциональная система, определяющая, кто и как от имени государства имеет право и может обеспечивать управляющее воздействие.

Институциональная система – это сложное, состоящее из множества элементов образование, взаимодействие и взаимосвязи которых обеспечивают ее целостность. Отличительными особенностями институциональной системы государственного управления являются:

ее организационная упорядоченность – все государственные институты выстроены по строгой иерархии;

все государственные институты системы узаконены, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;

каждый элемент системы имеет определенный статус, т.е. свое предназначение, роль и место в системе;

К институтам подсистемы А относятся: глава государства; институт представительства; правительство;судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд;институты специального назначения.

Государственные институты регионального уровня создаются на основе конституций и уставов субъектов федеративного государства: представительные законодательные органы субъектов, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы).

Правовой статус органов госуправления определяется следующими основными положениями:они осуществляют свою деятельность на основе конституции и принятых в соответствии с ней законов; в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;все они подотчетны и подконтрольны органам государственной власти; каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему органу.

В федеративных государствах выделяют:на региональном уровне: органы управления субъектами федерации;подразделения федеральных органов власти, их территориальные структуры.на местном уровне - аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления.

Назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, Президент подписывает решения принятые на республиканском референдуме

С согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

9. назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. Судов

Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причем эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; а также имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

Институт Президентства в системе государственной власти РБ был впервые закреплен в Конституции РБ 15.03.1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции в той редакции (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте РБ» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом РБ, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Новая редакция Конституции РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996г., изменила объем полномочий Президента РБ и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Как мы видим из этой статьи, Президент является только «Главой государства», но статус Главы государства имеет различия в других государствах. Например, в Венгрии, Чехии, Словакии термин «Глава государства» означает, что Президент наделен в основном представительскими функциями, т.е. по сути дела, он лишь представляет интересы государства вовне. В Конституции РБ термин «Глава государства» имеет несколько иной смысл. Президент представляет Республику за ее пределами, но в тоже время, он наделен значительными полномочиями в формировании органов не только исполнительной, но и законодательной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.098 с.)