Сущность, движущие силы процесса воспитания. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Характеристика принципов воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, движущие силы процесса воспитания. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания. Характеристика принципов воспитания.



Познавательная сфера. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания.

Ситуация.

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.

Процесс воспитания - понятие, структура, особенности. Сущность процесса воспитания.

Под воспитаниемследует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Воспитание в широком смысле - овладение всей совокупностью общественного опыта знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями. Воспитание и узком смысле - формирование идеологических социальных, нравственных и эстетических отношений. Обучение - овладение ЗУН. способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Процесс воспитания - это специально организованная развивающиеся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на достижение поставленной цели и признанное привести к преобразованию и развитию лич­ностных качеств и свойств воспитанников. Особенности процесса воспитания; Воспитание носит конкретный исторический характер, по мере развития изменяются цели, средства и формы воспитания; воспитание целенаправленно планируемый организуемый процесс, воспитание процесс двухсторонний ребенок не только объект но и субъект воспитания. Воспитание процесс целостный, так как формируется личность в целом: воспитание процесс диалектически противоречивый - противоречия между новым значением воспитания и на личном уровне воспитанием ученика, между обобщенным социальным опытом и индивидуальным опытом ученика между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения ценностями, между нравственно этической личностью и реальным поведением воспитанника. Процесс воспитания скачкообразен - личность формируется постепенно, но ее становление происходит скачкообразно. Воспитание происходит всю жизнь, это взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности. Структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно деятельный.

Функции процесса воспитания: аналитическая (из соц пед. ситуации)Диагностическая(выявление реального уровня воспитанности личности) Прогностическая –(формирование ожидаемого результата) Проектировочная –(разработка программ,планов, способов достижения целей) Организационная –(мотивированная во влечение личности в общение) Контрольно- оценочная (оценка эффективности) Этапы воспитательного процесса: создание полной установки личности на восприятие информации по формируемому качеству; Овладение воспитанниками информации(формирование представления о правилах и нормах поведения); Воспитание в личности целостного отношения к миру; воспитание соответствующих взглядов и убеждений, организация опыта поведения; оценка результатов создание условий для самовоспитания.

Закономерности, принципы, и правила воспитания, связь между ними. Система принципов воспитания, раскрыть содержание одного из принципов.

Закономерности воспитании - объективно существующие, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между объектами воспитания. Воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие. Принципы воспитания - основные положения, вытекающие из опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности воспитателя к воспитуемым. Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели. Принципы реализуются в системе, и зависимости от задач и конкретного случая. Требования каждого принципа реализуется на практике через совокупность правил. Правила воспитания - это практические рекомендации по реализации того или иного принципа. Закономерности и принципы воспитания (в широком социальном смысле) 1) Цель, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государ-ва, социокультурными и этическими нормами и традициями. Принципы: общественной направленности воспитания: субъективности. 2) Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов. Принципы: единство воспитательных, воздействий семьи, образовательных учреждении, коллектива, общественных организаций; учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристики возможностей; сочетания прямых и параллельных действий. 3) Эффективность воспитания детерминирована, степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью воспитанников. Принципы: деятельностного подхода в воспитании; стимулирования активности личности; ее участие в социально полезной и субъективно значимой деятельности: сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности; вариативности деятельности воспитанников (соответствие содержания деятельности изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности). Соответствие содержания деятельности изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности. 4) Эффективность воспитания обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости, и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия. Принципы: сотрудничества, партнерства и воспитательных воздействий, предполагающий обеспечение «скрытого» характера воспитательных воздействий: активизация нравственно – волевых сил воспитанников с возбуждением интереса делу. 5) Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей этому организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий. Принципы целостного подхода в воспитании – единство воспитания и самовоспитания, ориентации воспитательных действий и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; эстетизации детской жизни. 6) Позитивная реакция личности на воспитательные воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. Принципы: личностно – ориентированного подхода в воспитании; гуманистическом направленности воспитания; опоры на положительное в личности воспитанника; принятия ребенка как личность. Характеристика принципа принятия ребенка как данность. Принцип означает признание за воспитанником права на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями, унижение к истории его жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья, специфических черт, вкусов и привычек. Правила реализации: 1) нельзя требовать немедленной ломки характера ребенка, отказа его от пристрастий и привычных способов деятельности.2) видеть в ребенке достоинства, признать ценность его личности на данный момент его развития. 3) сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение как к личности. 4) признать право воспитанника на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, не призывать быть похожими на кого-то.

 

 

2. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание называют также пассивным, вынужденным. Оно возникает и поддерживается, независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, формировалось в процессе трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным.

Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Следующее свойство внимания — это его объем. Наше внимание небезгранично по своему объему. Психологи доказали, что взрослый человек воспринимает одновременно 5-6 знакомых объектов или 2-3 незнакомых.

Мышление — это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств, предметов и явлений внешнего мира, установлении связей между ними. Мышление является рациональной формой познания реальности, в отличие от восприятия и ощущения, которые получают информацию при помощи чувств,

Мышление оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Умозаключение — это выводы, которые делает человек из имеющихся в его распоряжении данных.

В процесс мышления входят мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование и др.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

Синтез — это соединение частей, сторон, признаков предметов или явлений действительности в единое целое.

Сравнение предметов и явлений между собой представляет собой процесс нахождения тождества или различий между предметами или явлениями действительности и их свойствами.

Классификация — это группировка объектов по существенным признакам.

Систематизация — группировка предметов или явлений действительности по малосущественным признакам (по подгруппам, видам, разрядам).

Абстрагирование — это выделение отдельных существенных в каком-либо отношении свойств и отвлечение их от несущественных.

Конкретизация — это познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.

Обобщение — это соединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам.

Согласно генетической классификации выделяют три уровня развития мышления.

1. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Оно связано с работой, которую нужно выполнять руками. Это самый ранний и простейший вид мышления ребенка.

2. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Этот тип мышления характеризуется возникновением образа. Предмет брать в руки не обязательно, достаточно его видеть или представлять.

3. Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесно-логическое) мышление оперирует сложными, отвлеченными понятиями, логическими конструкциями. Совершенствование мышления происходит в сторону отказа от оперирования предметами целиком и перехода к мысленному оперированию актуальными в данном случае свойствами.

В зависимости от направленности мышления, необходимости решения той или иной задачи, выделяют следующие его виды: Виды мышления.

 

1) практическое и теоретическое; Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности и направлено на решение прикладных практических задач. Теоретическое мышление направлено на познание и объяснение явлений действительности, поэтому процесс мышления предполагает создание гипотезы, новой идеи или образа, а также проверку гипотезы на соответствие реальности.

 

2) логическое и интуитивное; При логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного, имеющегося к новому. В качестве объектов логического мышления выступают знаковые системы. Важной функцией логического мышления выступает трансляция — передача уже полученного знания другому.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

 

3) аутистическое и мифологическое;. Е.Блейлер описывает аутистическое мышление как такое, которое “не обращает внимания на противоречия с действительностью”. Аутистическое мышление активно направлено на уход из реальности для получения аффективного удовлетворения во внутреннем мире.

Мифологическое мышление сходно с аутистическим. Мифологическое мышление имеет социальный характер и основано на коллективных представлениях общества, а не отдельного индивида. Этот тип мышления предполагает определенные действия (мистерии, заклинания, ритуалы и др.) и, так же как и аутистическое, имеет пониженную чувствительность к критике.

4) творческое: Творческое мышление связано с двумя факторами: адаптивностью и структурностью. Адаптивность означает, что творческие процессы направлены на улучшение ситуации, а структурность предполагает, что в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ.

Вертгеймер первым обратил внимание на то, что задания, которые стимулируют творческое мышление, должны быть нетипичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-новому, стараясь использовать скрытые свойства объектов, невидимые их связи.

Мышление каждого человека индивидуально и отличается быстротой, самостоятельностью, критичностью, гибкостью, широтой и глубиной.

Человеческое мышление — это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей. Формирование речи в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Первая форма мышления – рефлекторная форма мышления. Она признается наукой, наука знает – есть рефлекторное мышление.

Вторая форма мышления – логическое мышление. Логическое (научное) мышление дано человеку для того, чтобы отвечать на вопрос: каким образом?

Третья форма – образное мышление. Мышление образами, мыслеобразами, статичными целостными моделями, общими понятиями, категориями.

Четвертая форма мышления – интуитивное мышление. Если говорить по-нашему, то это предвидение и правидение – видение будущего, видение Интуитивное мышление тесно связано с чувствами человека, с его восприятием окружающего мира.

Следующая форма мышления – это парадоксальное мышление. Это нестандартный подход к процессу, умение найти неожиданный выход, выйдя за рамки процесса.

Парадоксальное мышление присуще первооткрывателям.

\Есть еще одна форма мышления, шестая. Уникальная, более сложная форма восприятия мира – мифологическое мышление.

Выше нее – седьмая - просветление, т.е. состояние всеведения или всезнания, когда в человеке помещается Всемирье. Это называется мудрость. Это то, к чему мы ведем. Это отсутствие размышления, это абсолютное знание.

Свойства мышления:

Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.

Соответственно мышление может быть позитивным (Что найти хорошее в случившемся?), может быть негативным (Ну и что здесь плохого?), направленным в прошлое (почему произошло? Почему сделал?), в будущее (как использовать? Зачем сделал?) Мышление формирует понятия (что? Как сопоставимо с …? Чем отличается от? Чем похоже на?)

Мышление необъективно, но логично.

 

В психологии речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Речь представляет собой индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: устную: диалогическую, монологическую; письменную. Внутренняя речь — лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, вне коммуникативной функции; это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Воображение это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение — это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение тесно связано с другими психическими процессами, имеющими образную природу — ощущениями, восприятиями, памятью, представлениями, мышлением.

Все формы воображения можно подразделить по степени активности на две большие группы: непроизвольные и произвольные формы.

1. Непроизвольные (пассивные) формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

К непроизвольным формам воображения относятся сновидения и грезы.

 

2. Вторая группа — это произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают при активной работе сознания.

К этой группе относятся фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Выделяют следующие характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания

2.Функция предвосхищения (антиципирующая) – образы воображения являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии.

3.Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.

Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

Функция эмоционального воздействия также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе.

Два типа воображения: активное (репродуктивное и творческое) и пассивное (сон, грезы, мечты).

Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты — более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.

В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация.

Комбинирование — произвольное соединение, сравнение качеств и черт разных объектов в едином образе.

Агглютинация — особый вид комбинирования, соединяет несоединимые в реальности части.

Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование. Особенность его в том, что здесь выделяют деталь, которая становится доминантной.

Типизация — обобщение характерных для данной группы людей черт. Полностью игнорируются все личные качества, но правдоподобие сохраняется.

Воображение связано с мышлением, эмоциями, памятью.

 

 

Билет № 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.037 с.)