Методика изучения хронологии в процессе обучения истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения хронологии в процессе обучения истории.



Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий, определять какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно.

Цель изучения хронологии в школе – показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления.

С большим трудом младшие школьники воспринимают протяженность событий и их размещение во времени. Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Им хорошо известна такая единица времени, как год. Теперь им нужно осознать продолжительность года. На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики в тетрадях указывают на этой линии свой возраст и самые главные события жизни. Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени.

Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. 100 лет – это время жизни трех поколений: деда, отца и внука. Сколько же поколений людей смениться за 200, 500, 1000 лет?

Учитель рассказывает, как надо определять век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300г. – 13в. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век: 1301г. – 14в.

Узнав об основных датах истории, ученики помещают события, с ними связанные, в хронологической последовательности; сопоставляя события, выясняют, какое произошло раньше, позже, сколько лет назад.

В процессе объяснения нового основные и опорные даты фиксируются на доске. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы.

Элементарные сведения ученики получают о римских цифрах. На уроках истории они узнают, что такими цифрами в книгах по истории принято обозначать века.

Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления – эра, например христианская или новая эра. Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением. События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры.

Для уяснения хронологии выполняются специальные задачи, используя ленту времени. Учитель называет дату исторического события, а ученики определяют век этого события и отыскивают его место на ленте времени.

На уроках истории каждая новая дата увязывается с хронологическими знаниями учащихся. Для этого ученики выясняют, сколько лет прошло с…; сколько лет продолжалось…; это произошло через 5 лет после…; в каком году…. Обязательные для запоминания даты необходимо повторять неоднократно при изучении нового материала.

25. Методика работы с исторической картой.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической карой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом на карте.

Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной.

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов.

В результате работы с исторической картой ученики должны приобрести следующие знания и умения:

· знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

· уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать отраженную в карте действительность; сопоставлять изображенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту в анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира и др.

·

· 26.Методика работы над понятиями в школьных курсах истории.

Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий.

Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Психологи доказали, что понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений – к первоначальным понятиям, от менее сложных – к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, - к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия.

Учитель демонстрирует рисунки орудий труда и предлагает ученикам определить их признаки, т.е. указать, чем одно орудие отличается от другого. Путем анализа ученики выясняют устройство орудия труда, качества орудия труда. Таким образом, в качестве первоначального определения учитель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоретического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам.

Таким образом, понятия, усваиваемые в начале обучения истории, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на базы. В 7-8 классах начинается переход от преимущественно конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому.

Для определения понятия важно обобрать существенные признаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделить наиболее существенные. Например, наиболее существенный признак сельской общины состоит в том, что земля считалась общей собственностью.

В старших классах рекомендуется начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении.

27.Формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения истории в соответствии с требованиями программы средней школы.

Подготовка учителя к преподаванию школьного курса истории.

Основные этапы подготовки учителя к преподаванию курса истории:

1. Знать хорошо исторический материал, а для этого необходимо познакомиться с источниками по изучаемому курсу, изучить периодику, следить за изменениями концепций в истории.

2. Подобрать и изучить необходимую методическую литературу:

  • по общим проблемам методики;
  • по отдельным методическим проблемам;
  • методические пособия по курсам с поурочными разработками;
  • хрестоматии;
  • книги для чтения (для учителя; для учащихся);
  • для организации самостоятельной работы учащихся (рабочие тетради, тестовые задания и др.).

3. Подобрать необходимые средства обучения по курсу (карты, картины, слайды, аппликации и др.).

4. Изучить программу на текущий год, проверить соответствие учебника программе.

5. Составить календарно-тематический план:

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

29.Значение перспективного тематического планирования программного материала для повышения качества работы учителя.

Календарно-тематический план – это краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их понятий, умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения.

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

Календарно-тематический перспективный план позволяет учителю осмыслить, проанализировать логическую структуру курса, его теоретические проблемы, понять какой вклад конкретно программный материал вносит в научное мировоззрение учащихся.

 

Подготовка учителя к уроку истории.

При подготовке к уроку учитель изучает программу, учебник, источники, литературу и составляет свой педагогический замысел предстоящего урока.

После этого можно составить тематическое планирование уроков – систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием нового материала.

На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то как и в какой части урока; составляются или подбираются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо опросить, какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.016 с.)