Диагностика возраста ручных умений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика возраста ручных умений



Общие указания

Экспериментатору предоставляется возможность самому выбрать, сесть ли ему рядом с ребенком на пол или оставить ребенка сидеть за столом. В отношении заданий на ручные умения допустимой помощью являются показ, просьбы-побуждения и похвала. Количество попыток не должно превышать трех. Для выполнения тех заданий, где надо чертить, рисовать, разрешается большее количество попыток.

Все больше растет недовольство родителей по поводу того, что при выполнении заданий из области ручных умений предлагаются цветные кристаллики сахара. Против печенья, как правило, возражений нет.

Важно, чтобы ребенок сидел достаточно высоко над поверхностью стола, чтобы все целенаправленные движения и движения, требующие опоры рук, могли осуществляться при положении предплечий, направленных вниз.

 

Месяцев.

Задание: Снимает браслет с руки.

Материал: Браслет с внутренним диаметром 6,5 см.

Выполнение: Экспериментатор или один из родителей надевает ребенку на руку браслет до локтя и следит за тем, чтобы он не опустил руку вниз, и браслет не упал с руки.

Правильное решение: Задание считается выполненным, если ребенок снимает браслет с руки другой рукой.

 

Месяцев.

Задание: ударяет двумя кубиками один о другой, удерживая их горизонтально.

Материал: Четыре деревянных кубика (длина ребра З см).

Выполнение: Экспериментатор или родители показывают горизонтальное постукивание двумя деревянными кубиками один о другой; затем они дают кубики ребенку в руки. Это задание часто не выполняется при первых попытках. Кубики откладывают в сторону и в ходе дальнейшего тестирования предлагают снова.

Правильное решение: Ребенок ударяет кубиками, производя горизонтальные движения руками, при этом обе руки сводятся вместе.

 

Месяцев.

Задание: Хватает маленький предмет вытянутым указательным пальцем и большим пальцем.

Материал: Мелкие предметы, например, кристаллики сахара или крошки печенья.

Выполнение: Экспериментатор кладет один кристаллик сахара в свою ладонь и предлагает ребенку.

Правильное решение: Ребенок захватывает мелкий предмет вытянутым указательным и большим пальцами один раз из трех попыток. Это задание считается выполненным, если следующее задание оценивается позитивно.

 

Месяцев.

Задание: Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем.

Материал: Маленькие предметы, например, кристаллики сахара или крошки печенья.

Выполнение: Экспериментатор кладет один кристаллик сахара в свою ладонь и предлагает его ребенку.

Правильное решение: Ребенок схватывает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцами один раз за три попытки.

 

Месяцев.

Задание: Катает машинку на колесиках туда - обратно.

Материал: Деревянная машинка длиной 12 см.

Выполнение: Экспериментатор показывает на столе или полу, как катать машинку, и затем отдает ее ребенку.

Правильное решение: Ребенок катает машинку на столе туда - обратно, колеса при этом направлены вниз.

 

Месяцев.

Задание: Переворачивает страницы в книге с картинками.

Материал: Книга с картинками с круговой спиралью для скрепления страниц

Выполнение: Экспериментатор дает ребенку книгу с картинками (корешок книги располагается вертикально по отношению к ребенку) и показывает, как переворачивать страницы, если ребенок не пытается сделать это спонтанно.

Чтобы книга с картинками при перелистывании не сдвигалась в сторону от ребенка, экспериментатор придерживает ее рукой.

Правильное решение: Ребенок минимум 2 раза переворачивает страницы, при этом не обязательно, чтобы он захватывал страницы по одной.

Месяцев.

Задание: Бросает два кружочка в баночку.

Материал: Красная баночка, несколько кружочков

Выполнение: Экспериментатор сначала сам опускает один кружочек в банку и дает затем несколько кружочков в руку ребенку.

Правильное решение: Ребенок целенаправленно опускает в банку минимум 2 кружочка или похожих предмета, не придерживая банку.

 

Месяцев.

Задание: Вставляет два цилиндра в доску для вкладывания.

Материал: Доска размером 14x14 см с отверстиями 5x5 и их диаметром по 20 мм; три деревянных цилиндра.

Выполнение: Экспериментатор вставляет один цилиндр в пустую доску, которая лежит перед ребенком, и дает ему второй в руку.

Правильное решение: Ребенок вставляет в доску два цилиндра или один цилиндр два раза, при этом от него не требуется выпускать цилиндр из руки. Задание выполнено также тогда, когда цилиндры повисают на верхней кромке отверстия так, что они стоят наклонно, но не падают.

 

Месяцев.

Задание: Рисует точки или короткие черточкина бумаге.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, как ребенок спонтанно обращается с карандашом. Если «рисование» не осуществляется, он демонстрирует с помощью второго карандаша, как рисовать точки или черточки.

Правильное решение: Ребенок рисует точки, размашистые линии или каракули на листе бумаги, никто другой при этом не водит рукой ребенка. Карандаш можно правильно вложить ребенку в руку.

 

Месяцев

Задание: Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.

Материал: Пластиковый флакон с откручивающейся крышкой.

Выполнение: Экспериментатор демонстрирует вращение крышки в разные стороны и после этого отдает флакончик ребенку.

Правильное решение: Ребенок поворачивает откручивающуюся крышку флакона минимум 2 раза в разные стороны.

 

Месяцев.

Задание: Надевает два кольца на пирамидку.

Материал: Пирамидка с тремя кольцами. Размер колец должен подходить к руке ребенка.

Выполнение: Экспериментатор демонстрирует надевание одного кольца на пирамидку. После этого он дает ребенку одно кольцо за другим, чтобы он их надел. Пирамида при этом может придерживаться экспериментатором.

Правильное решение: Ребенок надевает два кольца на пирамидку. Пирамида может при этом придерживаться экспериментатором или стоять перед ребенком на столе.

 

Месяцев.

Задание: Рисует черточки в обе стороны (туда и обратно).

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, как ребенок спонтанно обращается с карандашом. Если ребенок не выполнит задание спонтанно, экспериментатор коротко демонстрирует его выполнение с помощью второго карандаша.

Правильное решение: Ребенок рисует три черточки с острыми концами во все стороны, не отнимая при этом карандаша от бумаги.

 

Месяцев.

Задание: Берет третий кубик обеими руками. Многие дети понимают это задание с трудом, поэтому разрешается показ экспериментатором.

Материал: Четыре деревянных кубика (длина ребра 3 см)

Выполнение: Экспериментатор дает ребенку в руку один кубик за другим и поощряет при этом ребенка взять еще больше.

Правильное решение: Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не выпуская двух первых кубиков.

 

Месяцев.

Задание: Вставляет шнурок в отверстие шарика.

Материал: Три деревянных шарика-бусины, внешний диаметр 27 мм, внутренний диаметр 7 мм, нейлоновый шнур с металлическим наконечником.

Выполнение: Экспериментатор вставляет наконечник шнура в шар-бусину и подчеркнуто медленно продевает через него шнур. Затем он дает ребенку шнур и шар-бусину в обе руки так, чтобы наконечник был направлен в сторону отверстия шара.

Правильное решение: Ребенок продевает шнур один раз в отверстие шара. Шар при этом придерживается ребенком.

 

Месяц.

Задание: Рисует черточки с закругленными концами во все стороны.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, как ребенок обращается с карандашом. Если задание не выполняется спонтанно, экспериментатор демонстрирует его.

Правильное решение: Ребенок рисует три черточки, которые отчетливо закруглены на концах, в разные стороны, не отрывая при этом карандаш от бумаги.

 

Месяца.

Задание: Кладет две спички с разворотом в коробку.

Материал: Спичечная коробка, три спички без серных головок.

Выполнение: Экспериментатор кладет спички по отдельности перпендикулярно к внутренней части коробки и демонстрирует вкладывание спички в коробку, если ребенок не догадается сам. При этом он может придерживать коробку и давать ребенку устные указания.

Правильное решение: Ребенок кладет, поворачивая при этом спички на 90°, две из трех спичек в коробку так, чтобы не выступали концы.

 

Месяца.

Задание: Две секунды держит по два кубика в каждой руке.

Материал: Четыре деревянных кубика (длина ребра З см).

Выполнение: Экспериментатор показывает ребенку выполнение задания. Затем он дает парами кубики в обе руки ребенка так, чтобы он мог их взять. С помощью словесных указаний он пытается побудить ребенка некоторое время подержать кубики.

Правильное решение: ребенок держит одновременно в каждой руке два кубика минимум две секунды

 

Месяцев.

Задание: Рисует плоскую спираль.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, что ребенок рисует спонтанно. Если он сам не выполняет задание, экспериментатор рисует спираль.

Правильное решение: Ребенок рисует как минимум плоскую спираль, в которой линия пересекается один раз.

 

Месяцев.

Задание: Закручивает или откручивает крышку флакона, вставляя крышку.

Материал: Пластиковый флакон с откручивающейся крышкой.

Выполнение: Сначала экспериментатор показывает ребенку, как он должен крутить крышку, и затем дает ему флакон. Крышка должна двигаться при этом в обоих направлениях.

Правильное решение: Ребенок закручивает или откручивает крышку флакона одним заходом, специфически детским. При этом он сам держит флакон.

 

Месяцев.

Задание: Крутит ручку музыкальной шкатулки.

Материал: Музыкальная шкатулка с ручкой.

Выполнение: Экспериментатор показывает ребенку, как можно привести в действие ручку музыкальной шкатулки. Затем он дает ее ребенку. Шкатулку можно придерживать, пока ребенок крутит ручку.

Правильное решение: Ребенок поворачивает ручку минимум на 360°, но сам держать музыкальную шкатулку не должен.

 

Месяцев.

Задание: Нанизывает на шнур шарик-бусину.

Материал: Два шарика-бусины и шнур с твердым наконечником.

Выполнение: Экспериментатор вставляет наконечник шнура в шарик и медленно демонстрирует продевание в отверстие. Затем он дает ребенку шнур и шарик в обе руки так, чтобы наконечник шнура был направлен в сторону отверстия шарика. Экспериментатор может оказать помощь ребенку, чтобы предотвратить выскальзывание шнура из шарика.

Правильное решение: Ребенок продевает наконечник через шарик, захватывает кончик и протаскивает шнур.

 

Месяц.

Задание: Умело рисует округлую спираль.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, как ребенок спонтанно рисует карандашом. Если ребенок не выполняет задание сам, экспериментатор рисует спираль.

Правильное решение: Ребенок рисует круглую спираль минимум с тремя витками.

 

Месяца.

Задание: Закручивает и откручивает флакон и достает два кристаллика сахара.

Материал: Пластмассовый флакон с откручивающейся вращающейся крышкой.

Содержимое: два кристаллика сахара.

Выполнение: Экспериментатор дает ребенку закрытый флакон и просит его вытащить то, что находится внутри. Затем он просит ребенка снова закрыть флакон.Если у ребенка при насаживании крышки на пластмассовый флакон имеются трудности, экспериментатор может помочь.

Правильное решение: Ребенок откручивает крышку флакона, а затем снова частично закручивает. Экспериментатор помогает при насаживании крышки на флакон.

 

Месяца

Задание: Строит башню из 8 кубиков.

Материал: Десять деревянных кубиков (длина ребра З см).

Выполнение: Экспериментатор дружески предлагает ребенку построить башню. Если ребенок начинает строить, он быстро подает ему кубик за кубиком, чтобы предотвратить преждевременное опрокидывание башни ребенком.

Правильное решение: При трех попытках башня из восьми кубиков остается стоять на месте на короткое время.

 

Месяцев.

Задание: Делает ножницами два надреза.

Материал: Несколько бумажных полос размером 2x20 см, легко действующие ножницы.

Выполнение: Экспериментатор показывает, как разрезать бумагу. В заключение он или один из родителей дает ребенку в руку ножницы с подстраховкой так, чтобы он сразу мог резать. Экспериментатор держит при этом бумажную полоску.

Примечание: Перед этим заданием экспериментатор спрашивает родителей, резал ли уже ребенок ножницами бумагу. Если ответ отрицательный, экспериментатор переходит к другому заданию, так как ребенок в ситуации обследования не может научиться резать ножницами.

Правильное решение: Ребенок дважды надрезает полоску или перерезает ее. Он держит ножницы только одной рукой.

 

Месяцев.

Задание: Разрывает бумагу движениями рук в противоположных направлениях.

Материал: Тонкая копировальная бумага.

Выполнение: (Это задание 40% детей выполняют не в соответствии с указаниями, так как они разрывают бумагу не движением рук в противоположных направлениях, а разведением рук. Помощь приводит к следующему результату: бумага надрывается посередине; экспериментатор и ребенок тянут бумагу каждый к себе одной рукой; после этого упражнения ребенок может сам разорвать новый лист бумаги).

Правильное решение: Ребенок разрывает бумагу четким движением рук в противоположные стороны. У него для этого есть три попытки.

 

Месяцев.

Задание: Имитирует движения письма.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор наблюдает, что ребенок рисует сам. Если зигзагообразные линии не распознаваемы, экспериментатор показывает рисование вверх и вниз и называет это письмом.

Правильное решение: Ребенок спонтанно рисует зигзагообразные линии или имитирует пишущее движение экспериментатора, в то время, как он рисует линии вверх и вниз.

 

Месяцев.

Задание: Лепит валик из пластилина.

Материал: Два шарика из мягкого пластилина.

Выполнение: Экспериментатор демонстрирует скатывание пластилина в валик на столе. Если давление, которое ребенок оказывает рукой на пластилин, недостаточно, экспериментатор показывает ему, как он может увеличить это давление с помощью другой руки.

Правильное решение: При катании пластилинового шарика ребенок с такой силой прижимает его к столу, что шарик принимает форму валика.

 

Месяца.

Задание: Срисовывает по образцу отдельную четкую горизонтальную линию.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Сначала экспериментатор позволяет ребенку рисовать карандашом спонтанно. Через некоторое время он показывает ему, как рисовать отдельную горизонтальную линию, просит ребенка нарисовать такую же линию и показывает еще раз в случае необходимости.

Правильное решение: Ребенок рисует отдельную горизонтальную линию, которая не выходит за край листа бумаги. В начале и в конце линии могут допускаться резкие штриховые движения до 0,5 см.

 

Месяца.

Задание: Чертит замкнутый круг.

Материал: Два карандаша средней мягкости, бумага для рисования.

Выполнение: Экспериментатор сначала позволяет ребенку рисовать карандашом спонтанно и побуждает его при этом нарисовать «мяч». Если ребенок рисует незамкнутый круг, экспериментатор показывает, как это делать.

Правильное решение: Ребенок рисует круг, который является достаточно замкнутым, но не переходит в спираль и имеет, по меньшей мере, овальную форму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.085 с.)