Сущность монополистической конкуренции. Дифференциация продукта – с. 118-122. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность монополистической конкуренции. Дифференциация продукта – с. 118-122.



Современное состояние рынка - это "несовершенная конкуренция". Сейчас почти не осталось "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: монополистическая конкуренция и олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл. 1.

Таблица 1 - Несовершенная конкуренция

Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия
Число продавцов Много Мало
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Обычно есть
Дифференциация продукта Есть Возможна
Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализи-рованного продукта Нелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии.

Современное состояние рынка отличается, таким образом, тремя чертами.

1. на поприще конкуренции между собой сталкиваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой".

2. новая форма конкуренции является регулируемой государством в определенных пределах. Так, государство устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.

3. в западных странах нет крайних состояний рынка: ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР.

Продуктовая, или товарная дифференциация, или индивидуализация – это один из составных элементов процесса формирования, развития и совершенствования ассортиментной стратегии фирмы, который одновременно может строиться и по другим следующим основным направлениям: узкая товарная специализация; товарная диверсификация; товарная вертикальная интеграция и другие.

Продуктовая дифференциация связана с вы­делением фирмой своих товаров в качестве особых, отличных от товаров конкурентов, обеспечивая по ним отдельные ниши спроса.

Факторы дифференциации продукта, отличия товаров организации от това­ров конкурирующих фирм, могут быть самые различные:

- специфи­ческие потребительские свойства,

- особо улучшенное качество,

- тех­нологические и научно-технические преимущества,

- преимущества организации производства,

- качественное превосходство сырьевых материалов,

- надежность продукта,

- цена продукта,

- удобный арсенал сопутствующих про­даже продукта услуг,

- обеспечение узнаваемости продукта и т.д.

Также продуктовая диф­ференциация предполагает разнообразие и широкую гамму продуктов, предлагаемых одной фирмой.

Продуктовая дифференциация осуществляется во всех сферах: в производстве товаров и услуг, перераспределении материальных и нематериальных благ и т.д.

Например, одним из основных направлений современной ас­сортиментной политики в направлении продуктовой дифференциации в торговле является совершенствование организации торговли товарами повседневного спроса, особенно в условиях универсализации продажи продо­вольственных товаров, а также максимального прибли­жения к населению небольших специализированных продовольственных и универсальных магазинов в жилых районах.

При осуществлении продуктовой дифференциации осуществляется анализ как внешней, так и внутренней среды.

Также авторы при этом изучают жизненный цикл продуктов - тот промежуток времени, в течение которого товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение рынка, спад.

Образно продуктовую дифференциацию можно представить как шариковую пудру, имеющую в своем составе множество разноцветных шариков. Женщина, пользуясь ей, может по своему желанию и потребностям менять цветовую гамму общего тона наносимой пудры, периодически вынимая или добавляя в коробочку шарики разных цветов.

Итак, формирование эффективной продуктовой дифференциации хозяйствующего субъекта направлено на как наиболее полное удовлетворение нужд потребителей, так и на активное воздействие на спрос. В результате фирма укрепит позиции на рынке и получит большую прибыль от деятельности.

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Графики. Неценовая конкуренция – с. 149-152, 122.

38. Сущность олигополии. Причины ее образования – с. 119.

Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства, и эту причину не искоренить: все хозяйствующие субъекты стремятся так построить свой бизнес, чтобы сэкономить на издержках, получив бо'льшую прибыль.

Признаки олигополии:

1. Немногочисленность участников конкуренции.

2. Размеры фирм в отрасли настолько велики, что объем производства каждой может влиять на отраслевое предложение.

3. Олигополии могут производить как однородные (гомогенные, ординарные), так и дифференцированные продукты.

4. Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами, т.е. доступ к рынку новым продавцам затруднен.

5. Спрос на продукцию при олигополии очень похож на спрос при монополии.

Основное отличие рынка олигополии от совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Типично так называемое лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма. В связи с наличием антитрестового законодательства открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, невозможно. Но установление тайного контроля над ценами (сговора) позволяет олигополистам уменьшить неопределенность бизнеса, по­лучать прибыль и препятствовать проникновению в от­расль новых конкурентов.

Положительная оценка олигополий связывает­ся с достижениями научно-технического прогресса. Негативная - определя­ется всеми недостатками монополий, возможностью сговора. Общая оценка олигополий выявляет их неиз­бежность и реальность существо­вания.

Модель Курно.

КУРНО МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ [Сournot duopoly model] — простая модель олигополии, где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса. Модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot, Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des richesses, 1838). Это модель равновесия в условиях некооперированной олигополии.

Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода.

Равновесие Курно [Cournot equilibrium] — некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают ей наибольшие прибыли при данных действиях своих конкурентов. График, отражающий объемы производства фирмы в зависимости от предполагаемых объемов производства ее конкурентов, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении кривых реакции обеих фирм. В теории игр такая ситуация называется равновесием Нэша. В конечном счете прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом. Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции.

Итак, исходные условия и основная задача модели

На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Минеральную воду фирмы реализуют на рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции: Р=a-bQ. Совокупный объем производства двух фирм: Q=Q1+Q2. Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю. Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2. Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.

Решение модели: Подставим в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух фирм и получим P=a-b(Q1+Q2). Выразим прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками каждой из них: п1=TR1-TC1=PQ1-cQ1; п2=TR2-TC2=PQ2-cQ2, где с — средние краткосрочные издержки фирм (для простоты анализа издержки фирм приняты одинаковыми).

Подставим в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим

п1={a-b(Q1+Q2)}Q1-cQ1=aQ1-bQ12-bQ2Q1-cQ1,

п2={a-b(Q1+Q2)}Q2-cQ2=aQ2-bQ22-bQ2Q1-cQ2.

Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю: п1`(Q1)=0; п2`(Q2)=0, или

Перепишем эти уравнения следующим образом

a-2bQ1-bQ2-c=0,

a-2bQ2-bQ1-c=0,

2bQ1=(a-c)-bQ2,

2bQ2=(a-c)-bQ1.

Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой, уравнение кривых реакций дуополистов: Q1=(a-c)/2b — 0.5Q2; Q2=(a-c)/2b — 0.5Q1.

Поскольку мы изначально рассматривали две схожие по издержкам и выпускаемой продукции фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.

Экономический смысл кривых реакции:

Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.

Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. R1(Q2) — кривая реакции дуополиста 1 на величину выпуска, предложенного дуополистом 2, и соответственно R2(Q1) — кривая реакции дуополиста 2 на величину выпуска, предложенного дуополистом 1.

Для того чтобы определить равновесные объемы выпусков обоих фирм, используем уравнения реакции. Подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b — 0,5Q2 и наоборот, и получим:

Q1*=(a-c)/3b; Q2*=(a-c)/3b.

В точке равновесия фирма 1 выбирает оптимальный для себя объем производства Q1*, предполагая, что ее конкурент поддерживает объем выпуска Q2*. В свою очередь, фирма 2 независимо от фирмы 1 выбирает оптимальный уже для нее объем Q2*, полагая выпуск своего конкурента равным Q1*. Таким образом никто из олигополистов не желает изменять своего выбора в одностороннем порядке. Как видно из полученного уравнения и рис. 1, равновесный совокупный объем выпуска обоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b:

Очевидно, что если бы фирмы могли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая отсюда более высокую прибыль.

Доказательство. Совокупный доход обеих фирм равен TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2. Следовательно, предельный доход равен MR=a-2bQ. Совокупные издержки обоих фирм составляют TC=cQ. Соответственно, предельные издержки MC=c. Таким образом, приравняв предельные издержки к предельному доходу, мы получим оптимальный объем выпуска обоих фирм при согласованных действиях:

MC=MR,

с=a-2bQ,

2bQ=a-c,

Q=(a-c)/2b.

Итак, на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4b выпуска продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.028 с.)