Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расшифровка символов и знаков (основные) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. Детали: Основные (норма) – по крайней мере одни двери, одно окно, одна стена, крыша и труба. Дополнительные (кусты, цветы, тропинка и т.д.) – необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства, которая иногда связана с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать межличностные конфликты. 2. Труба – символ теплых, интимных отношений; иногда может быть связана с фаллической символикой. Отсутствие трубы – нет тепла в психической сфере или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола. Слишком большая труба – слишком преувеличена сексуальная сфера, также возможны эксгибиционистские тенденции. Много дыма – говорит о внутреннем напряжении. 3. Двери: У основания дома, без лестницы – недоступность в интерперсональных контактах. Отсутствие двери – крайние трудности в контактах с другими людьми. Открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира. Очень большие двери – чрезмерная зависимость от других. С замком или с завесами – дефенсивность, т.е. защитная позиция. 4. Забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты. 5. Водосточный желоб – подозрительность. 6. Крыша: Плоская (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность. Очень большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях. 7. Ставни: Закрытые ставни – крайняя дефенсивность (защитная позиция). Открытые ставни – способность приспосабливаться в интерперсональных контактах. 8. Тропинка: Очень длинная тропинка – ограниченная доступность. Узкая тропинка около дома, широкая на другом конце – личность поверхностно дружелюбная. 9. Стены (их солидность) – непосредственно связаны с силой Эго. 10. Окна: Нет окон – враждебность, бегство. Только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазией. С форточками – резерв, самоконтроль. Без штор – открытое, непосредственное поведение. Так же расположение рисунка на листе необходимо учитывать при интерпретации: Рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.
Дом, представленный в перспективе, вид снизу – отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно. Дом в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации. ДЕРЕВО Рисунок дерева раскрывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Оно показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему <Я>, так же дерево связано с жизненной ролью рисующего и его способностями принимать награды от окружения. На дерево намного легче, чем на рисунок дома, проецировать негативные чувства к самому себе, в то же время оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека. Bolander K. и Koch K. предложили принимать изображение дерева как отдельный диагностический показатель. Расшифровка символов и знаков (основные) 1. Очень большое дерево – склонность к агрессии. 2. Маленькое деревце – низкая самооценка. 3. Тонкая линия – чувство неприспособленности, нерешительность. 4. Деревце, состоящее лишь из двух линий, символизирующих ствол и кружки вместо кроны – импульсивность, изменчивость. 5. Чрезмерно подчеркнутый ствол – эмоциональная незрелость. 6. Чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению. 7. Шрамы, дупло, сломанная ветвь – травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование (время этого происшествия соответствует положению знака). 8. Отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу. 9. Обозначена линия земли, но нет корней – подавленные эмоции. 10. Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные – защитная враждебность или агрессивное поведение. 11. Тонкая прерывистая линия – ярко выраженное беспокойство. 12. Дупла – сексуальная символика. Маленькое или в форме ромба – ассоциация с вагиной. Маленькое или круглое – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт. Сильно обозначенный контур – свидетельствует о сильном влиянии травмы. Концентрические круги внутри – опыт, оставленный в прошлом, «залеченный». Заштрихованное, затемненное – стыд, связанный с данным опытом.
Большое – захваченность идеей воспроизведения. С маленьким зверьком в середине – амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства. ЧЕЛОВЕК Рисунок человека был рассмотрен исследователями значительно шире, чем рисунки дерева и дома, например, существуют отдельные методики для анализа рисунка человека такие как тест Гуденау-Хариса и тест К. Маховер <Нарисуй человека>. Но в общем можно сказать, что рисунок человека возбуждает сознательные чувства, касающиеся образа собственного тела и образа <Я> с физической и психологической точки зрения. По мнению психотерапевтов рисунок человека стимулирует эмоции, связанные с межличностными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному <Я>. Рисунок человека является последним элементом в технике <дом – дерево – человек> и он является самым трудным для рисования, он может быть даже <отброшен> пациентом, который боится поражения. Расшифровка символов и знаков (основные) 1. Маленький размер рисунка или опущенные плечи – чувство неприспособленности. 2. Руки – служат изменению или контролированию окружающей среды. Руки сложенные на груди – враждебность или подозрительность. Руки за спиной – желание контролировать злость, нежелание интерперсональных контактов. Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность. 3. Стопы – уровень интерперсональной активности. Большие стопы – стремление к безопасности или возмужанию. Маленькие – зависимость, подавленные чувства. Отсутствие – отсутствие независимости. 4. Пальцы: Длинные – агрессивность, враждебность. Обозначенные петельками или одной чертой – желание подавить агрессивные импульсы. 5. Голова: Большая – поглощенность миром воображения, концентрация на психической активности. Маленькая – личность маниакально-компульсивная, чувство более низкого интеллектуального уровня. Повернутая затылком – параноидные или шизофренические тенденции. 6. Ноги: Отсутствие – подавление, вероятно страх перед кастрацией. Разные по длине – противоположные чувства, касающиеся независимости. Длинные – стремление к автономии. Короткие – нарушения эмоциональной сферы. 7. Рот: Сильно обведен – незрелость, оральная активность. Слишком большой – оральный эротизм. 8. Плечи: Неровные – эмоциональная нестабильность. Широкие – необходимость в чувстве силы в себе. Квадратные – чрезмерно защитная позиция, враждебность в отношении к окружающим. Обзор методики подготовлен редактором рубрики – Анной Кондратовой по оригинальным материалам описанных арт-терапевтических техник, опубликованных в следующих книгах: Дж. Остер, П. Гоулд Рисунок в психотерапии. – М., 2005.
Методика «Какой Я?» (источник: Учебное пособие: Психология Немов Р С Книга 3 «Психодиагностика») Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Таблица 3 Протокол к методике -«Какой Я?*
Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
Проективная методика "Кактус". Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: -пространственное положение -размер рисунка -характеристики линий -сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: -характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.) -характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) -характеристика иголок (размер, расположение, количество) Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф) Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Инструкция к тесту Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: " Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь ". Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…" В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях. · Как он отнесся к заданию? · Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? · Задавал ли дополнительные вопросы и как много? · Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях? · Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? · Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? · Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п. После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: · Кто этот человек? · Где он живет? · Есть ли у него друзья? · Чем он занимается? · Добрый он или злой? · На кого он смотрит? · Кто смотрит на него? Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации: · Знаком тебе этот человек? · На кого он похож, кого он напоминает? · О ком ты думал, когда рисовал? · Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят? · Сколько ему лет? · Где он находится? · Что вокруг него? · О чем он думает? · Что он чувствует? · Чем он занимается? · Он тебе нравится? · У него есть плохие привычки? · У него есть какие-нибудь желания? · Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека? · Этот человек здоров? · Что больше всего хочет этот человек? Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему. Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.081 с.) |