Мотивация профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация профессиональной деятельности



(методика К. Замфир в модификации А. А. Реана)

 

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

           
Мотив в очень незначи-тельной мере в незначи-тельной мере в не большой, но и не малой мере в большой мере в очень большой мере
1. Денежный заработок          
2. Стремление к продвижению по службе          
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег          
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей          
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других          
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы          
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности          

Обработка результатов

После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

ВМ = (6+7)/2

ВПМ = 1+2+5)/3 ВОМ = (3+4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

 

Интерпретация данных

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности – соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.

Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эффективности.

При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотношение, но и показатели отдельных видов мотивации.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми:

вм впм вом
     
     

Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя внешней отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной. Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585). Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

ТЕППИНГ-ТЕСТ

(определение свойств нервной системы по психомоторным показателям)

 

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

5. построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго
5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей
работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10–15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;

вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

 

Рисунок 1 – Типы динамики максимального темпа движений

 

Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г – нисходящего типа. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

 

Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников)

Назначение теста

Цель методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Инструкция к тесту

Ведущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях.

Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения.

Следует отметить, что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.

Тестовый материал

Трудовые действия

1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее). Самооценка
2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).  
3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).  
4. Много чертить, рисовать.  
5. Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.  
6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.  
7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.  
8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).  
9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).  
10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.  
11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).  
12. Много запоминать по ходу работы.  
13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).  
14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.  
15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.  
16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).  
17. Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).  
18. Переносить однообразную, монотонную работу.  
19. Терпеть насмешки, грубость.  
20. Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).  
21. Уметь организовывать, руководить людьми.  
22. Владеть иностранным языком.  
23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.  
24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).  
25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).  
26. Часто работать по вечерам и без выходных.  
27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).  
28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).  
29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).  
30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей форме.  
31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника).  
32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.  
33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.  
34. Быть проворным, уметь работать быстро.  

Обработка результатов теста

Баллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию, сопоставляются с нормами:

1. если баллы попадают в норму (включительно), то ставится «0»,

2. если больше нормы – «+1»,

3. если меньше – «-1».

Значения записываются в столбик «Соответствие норме».

Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то ставится «0».

Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов в столбце «Соответствие норме». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от -5 до +6 баллов.

1. если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»);

2. если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная;

3. если ниже нормы – самооценка заниженная.

Далее психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8–12 профессий.

С помощью списка «Набор профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Набор профессий» включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со школьниками.

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Пример расчета готовности к профессии «Программист»

· Сначала в бланк записывается название профессии – «программист».

· Затем в списке «Набор профессий» отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.

· Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) – 7 баллов; третье (выполнять расчеты) – 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) – 3 балла и т.д.

· После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка.

· Затем полученные результаты суммируются.

Таблица расчета готовности к профессии «Программист»

Номера действий Названия действий для профессии Значимость действий для профессии   Самооценка готовности к действиям   Вероятность готовности к действиям
  следить за приборами   х   =  
  выполнять расчеты   х   =  
  переносить монотонную работу   х   =  
  уметь работать в коллективе   х   =  
  придумывать новое   х   =  
  Сумма: 47%

 

Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60–70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка:

1. если она – повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7,

2. если пониженная – на 1,3,

3. если самооценка оказалась адекватной, то никаких корректировок можно не делать.

Подобная корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии.

В приведенном примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1.3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям.

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3–5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и необходимость выполнения такой работы («надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.

Таблица норм

Номера трудовых действий (в соответствии с перечнем) Диапазон баллов для девушек Диапазон, баллов для юношей
  4 – 8 4 – 8
  3 – 7 3– 7
  2 – 6 4 – 7
  2 – 7 5 – 8
  6 – 9 5 – 9
  5 – 8 2 – 6
  6 – 9 4 – 7
  3 – 8 2 – 8
  5 – 8 6 – 9
  3 – 7 4 – 8
  5 – 8 6 – 9
  3 – 6 3 – 7
  5 – 9 4 – 8
  5 – 8 5 – 7
  4 – 8 3 – 6
  6 – 9 4 – 8
  1 – 6 1 – 5
  1 – 6 2 – 6
  2 – 5 2 – 6
  3 – 7 4 – 8
  4 – 7 3 – 6
  6 – 9 2 – 6
  6 – 9 5 – 7
  3 – 6 2 – 6
  3 – 7 3 – 6
  2 – 5 3 – 7
  4 – 7 4 – 8
  6 – 9 4 – 8
  6 – 9 6 – 8
  5 – 8 6 – 8
  6 – 9 4 – 8
  5 – 8 4 – 8
  6 – 9 4 – 7
  4 – 8 5 – 8

Набор профессий

Напротив каждой профессии курсивом написаны порядковые номера трудовых действий необходимые для этой профессии. Под каждым номером трудового действия обычным шрифтом написана его значимость для данной профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.049 с.)