Философско-эстетические взгляды и поэзия А. Белого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философско-эстетические взгляды и поэзия А. Белого.



Андрей Белый (1880-1934). Детсво в профессорской семье. Отец - декан физ-мат фак МГУ. В его мировоззрении сочетались позитивизм и взгляды, кот были по сущности неопифагорейским. Считал, что все во вселенной подчинено числовым знаниям. Исследователь Лена Сила - "Герметизм и герменевтика" - называет взгляды Бугаева метаматиматиком. По воспоминаниям совр - отец Белого был чудовищно некрасив.Мать напротив- очень красивая, утонченная женщина. У нее были муз, худ интересы. Полное несходство отца и матери. Это было причиной постоянной дисгармонии в семье. А.Б вспоминал, что в дме ему пост нужно ыбло игать к-л роль, чтобы неспровоцировать скандал со стороны одного из родителей.О ранних своих годах написал автобиогр повесть "...", и в мемуарах "На рубеже трех столетий", "Начало эпохи", "Между 2-х рев-ций". Для духовного станолвения - сыграло большую роль знакомство с семейством Соловьевых. Это была семья брата Вл.Соловьева. Здесь он познакомился с совр лит-рой и философией. Именно здесб было поддержано его лит тв-во. Когда Вл.Серг.Соловьев прочитал его пр-ие "Симфония" (Это был им самим изобретенный жанр. Ритмизованная проза, построенная по з-нам муз композиции Выход к «симфониям» для Белого — не столько результат осознанных, целеустремленных поисков нового жанра, сколько непреднамеренное обретение адекватного способа самовыражения. Первая философско-эстетическая статья Белого «Формы искусства» (1902) теоретически обосновывает приоритет музыки как искусства, наименее связанного с внешними, случайными формами действительности и наиболее тесно соприкасающегося с ее потаенной, глубинной сущностью. Принимая законы музыкальной композиции за основу словесного творчества, Белый видел в этом возможность освобождения от власти пространственных отношений и путь к овладению временем и его преодолению — опять же осуществление творческой (и «жизнетворческой») сверхзадачи.), он очень его поддержал и тогда же и придумал ему псевдоним. Была осмеяна приверженцам традиц иск-ва, но поддрежана в символизме. Его привлекала соловьевская идея теургии. А.Б в стихийных проявлениях жизни видел мистический смысл. В зоряхх и закатах видел потаенный смысл и предвестие событий. Вспоминая об этой поре А.Б писал: "Действительность оказывалась символами, символы - действительностью". В 1901 г увидел на симфоническом концерте прекрасную женщину. Маргарита Кирилловна Морозова. Женщина она была действ интересная, образованная..... Потом встречает ее в других местах, но он видет ее только издали. Реальное знакомство происходит только в 1903г. Но задолго до этого пишет письма, кот подписывал "Ваш рыцарь", Она стала для него симолом прекрасной дамы. Он писал поздее: В чувтсвах к ней совместились мечтания символические и эротические. Заря - символ ожидания солнца, света. Первую книгу назвал "Золото в лазури" - прочтение золото солнца в небесной лазури. А мистическое прочтение этого название - есть в предисловии к сборнику. Было в этой книге стихотворение "Солнце". В стихах этих тоже часто говорится о зорях и закатах. О закатах - даже чаще. Но закат - это стремление догнать солнце не дать солнцу уйти.

Солнце

Автору "Будем как Солнце"

 

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души - зеркала,

отражающие золото.

 

"Золотое руно" - использован миф об аргонавтах. Если в мифах аргонавты плыли, то в стихах у А.Б - им прдстаит воздушный путь.

 

1

Золотея, эфир просветится

и в восторге сгорит.

А над морем садится

ускользающий, солнечный щит.

И на море от солнца

золотые дрожат языки.

Всюду отблеск червонца

среди всплесков тоски.

Встали груди утесов

средь трепещущей, солнечной ткани.

Солнце село. Рыданий

полон крик альбатросов:

«Дети солнца, вновь холод бесстрастья!

Закатилось оно —

золотое, старинное счастье —

золотое руно!»

Нет сиянья червонца.

Меркнут светочи дня.

Но везде вместо солнца

ослепительный пурпур огня.

2

Пожаром склон неба объят…

И вот аргонавты нам в рог отлетаний

трубят…

Внимайте, внимайте…

Довольно страданий!

Броню надевайте

из солнечной ткани!

Зовет за собою

старик аргонавт,

взывает

трубой

золотою:

«За солнцем, за солнцем, свободу любя,

умчимся в эфир

голубой!..»

Старик аргонавт призывает на солнечный пир,

трубя

в золотеющий мир.

Все небо в рубинах.

Шар солнца почил.

Все небо в рубинах

над нами.

На горных вершинах

наш Арго,

наш Арго,

готовясь лететь, золотыми крылами

забил.

Земля отлегает…

Вино

мировое

пылает

пожаром

опять:

то огненным шаром

блистать

выплывает

руно

золотое,

искрясь.

И, блеском объятый,

светило дневное,

что факелом вновь зажжено,

несясь,

настигает

наш Арго крылатый.

Опять настигает

свое золотое

руно…

 

С этим стихотворением связано событие - возникновение кружка аргонавтов. Готовность вслед за А.Б. мистически переживать Зори и Закаты. Цель - эзоторическое путешествие сквозь Ницше в добывании Золотого руна. Речь не просто о умозрительном образе, символе, а глубоуо переживаемой психич реальности. В связи с кружком арг в литвед принято говорить о жизнетворчестве. Вы можете себе представить, с каким раздражением арганавты отнеслись с возникновением журнала "Золотое руно". Символисты не хотели отделять писателя от человека. Символизм не хотел ыть только творч школойй - это была попытка найти спла жизни и творчесвта. Одновременно А.Б пишет статьи." Символизм как миропонимание " где говорит о преображении бытия как цели иск-ва. Иск-во должно прийти на смену фил-фии. Он считал. что автор должен только расставлять вехи, намечать путь, а читатель должен сам пройти этот путь. Статья "Символизм как миропонимание" писалась А.Белым летом 1903 вместе со стихотворным сборником «Золото в лазури». В первой части статьи, рисующей общую познавательную ситуацию начала века, тематические блоки строятся по принципу логической триады: прошлое ("иллюзия", тьма) - настоящее ("плач", созерцательное бездействие) - будущее ("путь" символизма, заря). Первые части триады содержат идиологемы из различных областей философии, психологии, культурологии, эстетики, литературы. Вариации мотива будущего - символического познания мира - завершают каждый тематический блок и скрепляют композиционные части статьи между собой.

3 основания формулы символизма:

1) символ всегда отражает действительность

2) символ есть образ, видоизмененный переживанием

3) форма худ. образа неотделима от содержания

Символизм подчеркивает, что реализм, романтизм и классицизм – тройственное проявление единого принципа творчества. Ранний Белый в своих стиха все время в динамике, в движении, в воздухе, т.к. он считал, что когда найдется четкое соотношение стихов и реальности - то они омертвеют. поэтому неовпадение смыслов, перееадресация смыслов. Центральный образ - золото в лазури. Но оно никогда не в центре. Он говорит о зорях - потому что в этом динамика - ускользание солнца. Погоня за солнцем - более желанное состояние. чем настижение его. У него воздушн и водн стихия - то и дело обмениваются свойствами и то, что должно плыть очень часто летит. Не только корабль аргонавтов, но и дельфин в стихотв "Дельфин". У него могут, как и у Вяч Ив., появиться 3 осн стихии воздух, вода и земля, но они нарочито неразделены.

 

Гроза на закате

Вижу на западе волны я

облачно-грозных твердынь.

Вижу – мгновенная молния

блещет над далью пустынь.

Грохот небесного молота.

Что-то, крича, унеслось.

Море вечернего долота

в небе опять разлилось.

Плачу и жду несказанного,

плачу в порывах безмирных.

Образ колосса туманною

блещет в зарницах сапфирных.

Держит лампаду пурпурную

Машет венцом он зубчатым.

Ветер одежду лазурную

рвет очертаньем крылатым.

Молньи рубинно-сапфирные

Грохот тяжелого молота

Волны лазури эфирные

Море вечернего золота.

 

Слово оказ сильнее физич реалий. Границ м/у словом и миром нет. И этим он знач отличается от Иванова. На том же основывается его идея теургии. Творч порыв должен реализоваться в самой жизни. Для А.Б. больше чем для всех др поэтов символизма поэтич "Я" равно экзистенциональному "Я". У А.Б. - получалось так, что реального проживания требовали не только мифы и сюжеты, само поэтич слово могло оказ экзистенционально тождественно поэту. Ирония А.Белого - была близка нем ром иронии - она не позволяет предметам оставаться костными, застывшими, равными самим себе. Нем ирония высмеивает самодовольство мира. Она разрушает эту самодостаточность и напоминает, то лишенный чел смысла, он смешон и нелеп. Для Арг - цель худ тв-ва - чтобы вылиться в жизнетво-ва - пересоздание себя и мира. Они иногда со слишком уж большой готовностью приписывали сакральный смысл закатам, а в обычных москвичках хотели видеть Душу мира. И ирония напоминала, что реальная жизнь и поэтич забывают друг о друге.

В 1909 г - нов сборник. (стихи 1904-1908 гг) " Пепел ". Название показывало - что краски золото в лазури - превратились в "пепел" (Был еще вариант "Закатные прахи"). Книга была посвящена памяти Некрасова. Центр тема - Россия. Первое стихотв - "Отчаяние"

3. Н. Гиппиус

Довольно: не жди, не надейся -

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина-мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать:-

Туда, на равнине горбатой,-

Где стая зеленых дубов

Волнуется купой подъятой

В косматый свинец облаков,

Где по полю оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом,

И в ветер пронзительно свищет

Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.

Поднявшись над сетью бугров,

Жестокие, желтые очи

Безумных твоих кабаков,-

Туда,- где смертей и болезней

Лихая прошла колея,-

Исчезни в пространстве, исчезни,

Россия, Россия моя!

 

Еще более мрачной тональность отлич последнее стихотв "Родина". Книга «Пепел» была встречена не очень доброжелательно даже символистами. Потому что видели в ней измену - обращение к неодухотворенному. Готовность перейти к внеличной действительности давалась А.Б нелегко. Теряя свои границы личность растворяется в мире. на оказ раздробленной,....В книгу пепел вошел цикл "Паутина". В первом стихотвореии признается, что стал похож на паука. Одна и та же паучья реальность - В первом стихотворении - как мое внутреннее, а во втором - как мое внешенне. Получается, что внутр и внешн собщеатся по з-ну ленты мобиуса. В мемуарах Белый сравнивает личность с многоквартирны домом. Теряя внешние границы личность оказ рассечена границами внутренними. И тогда возникает проблема собирание этих частей, до целостности. Издал книгу «Урна» (Стихи 1907-1908гг). Писал: "в урне я собираю свой собств пепел". Мистические чаяния, кот предопределили названия его первых сборников считает слишким ранними. И думает к ним позже вернуться. Т.е путь должен превратиться в круг. путь - это и путь оккультных знаний. Это привело его к знакомству с Штайнером. На насколко лет он стал его последователем и учеником.

 

Основы учениея Штайнера:

Проблема границ "Я" - Штайнером разрешалась через идею - слияние личности с мировым всеединством. Учение Штайнера о соотношении внешн и внутр мира оказ огроомное влияние на А.Б. А.Б. был склоенен описывать духовн события как переход через смерть к новому рождению. "Я понял, что в сердце моем родился младенец. Святой дух зачат в моем ветхом "Я", теперь мое ветхое "Я должно распадаться". Рождение и смерть - это одномоментные акты, а у А.Б они заменены процессуальными актами. Новое кач-во обретается постепенно, плавно. Переход границы оказ нечувствительным. Все должно прийти в состояние взаимопроницаемости и составить единство. Согласно антропософии, предметы физического мира представляют собой лишь более уплотнённые образования духа и души. Человек — это тело, душа и дух или система тонких тел, духом управляет закон перевоплощения, реинкарнация. В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учётом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба, карма. После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

14. Роман Андрея Белого «Петербург» (космология, историософия, традиции «семейного» романа).

А. Белый. «Петербург».

Само лирическое сознание подобно бомбе. Ожидание взрыва (одновременно – реальность, порожденная сознанием и реальность самого сознания) становится центральной метафорой самого романа. Устройство романного космоса: «Русска империя наша есть географическое пространство, что значит часть единой планеты». Потом к географии подключается история. «Невский проспект есть петербургский проспект»…«Если Петербург не столица, то его нет». Пространство, сжатое до точки, стремится к расширению благодаря силе сопротивления. Т. е. действие автора рождается из противодействия пространства, откуда идет энергетическое излучение из-за желания расширения. Не случайно движение описано как вихревое. А сознание Аблеухова порождает на свет циркуляры. Оно определено как силовая излучающая точка. «Удивлялись решительно все взрывом умственных сил, источаемых…». Эти силы, распростараняющиеся на всю Россию, исходят из точки худосощного сенатора (подобно той самой точке». Сознание в его динамике подобно динамике романного космоса. и то, и другое при этом подобно взрыву. Т. е, тут мы имеем целую систему подобий. Взрыв и оказывается фокусом, продемонстрированном в прологе. Во время написания «Петербурга» физики разрабатывали теорию происхождения вселенной в результате большого взрыва. Это и дано в романе, причем до того, как оно стало доктриной. Все в романе становится в состоянии перманентного взрыва. В романе происходит расщепление фрагментов реальности, причем таких, которые в норм. состоянии д. б. спаянными. Например, как Аблеухов убегает с бала. От него отщепляется красный свет, а затем превращается в молнию. Она тоже сродни взрыву. Упоминание полета. Это тоже один из сквозных образов романа и одно из важнейших св-в романного мира. Дается с почти гротескным нажимом. Летящий, разлетающийся мир тоже сродни взрыву. Он гипердинамичен, в нем нет стабильности, все стремится вырваться за пределы, т. е. взорваться. Аполлон Аполлонович по суте взрывается сам, из своего собственного сознания. Т. е. до реального взрыва далеко, но он происходит заранее. Так, через расширение и полет, и описан взрыв сардинницы (коробки из под сардин, куда заложена бомба). Но в сознании и в физических ощущениях Н. Аблеухова, который должен взорвать своего отца, тоже происходит нечто подобное: его сознание вертелось как волчок, разбухало и ширилось… В прологе романа кроме образа взрыва заложен еще один образ – образ особого ритма пульсации. Такой пульсирующей, то сокращающейся, то увелич. является дистанция, с кот описывается романный мир. Сардинница – еще и метафора народных волнений (д-е романа – в 1905 гг), которые происходят через пульсацию. Идея всеединства и всепроницаемости (по Соловьеву). И А. Белый все это усваивает. Вспомним, что у него - единство реалий взрыва сознания, социального взрыва и космического взрываю Идея всепроницаемости не менее актуальна для романа, предметы совершенно откровенно перетекают друг в друга. например, единая цветовая гамма, в которую вписаны халат Аблеухова и интерьер комнаты. Описаны так, что гарницы между ними сняты. Это вызывает к жизни метафору струения. метафору фонтана. Летучее и текучее оказываются практически синонимами. В Пб эта близость летучего и текучего объяснена почти рационально: и летучее, и текучее разрушает статику мира, а в романи ничто не может оставаться в статич. положении. Даже границы между словами. Слова как будто заражают друг друга: «Из-за прорезей маски чувствовал он резь в глазах». Слова с 1 корнем и разными значениями проникают друг в друга. На примитивном готескном уровне этой словесной игре подражает Аблеухов: он любит придумывать незатейливые каламбуры. Взаимпопроницаемы слова, предметы. Физический мир обменивается содержанием с миром сознания, проявление текучести реализовано и через на разных уровнях продемонстрированную взаимопроницательность внешнего и внутреннего мира. Например, проницательность петербургской улицы. Описание по принципу ленты Мебиуса. С улицы можно войти в помещение, но тогда улица потечет в жилах человека. И снова – метафора текучести. Или размышление Дудкина: душа моя – мировое пространство, и оттуда я на все и смотрю. Николай Аблеухов испытывает похожие ощущения. Применительно к «Петербургу»о художественном космосе можно говорить в самом буквальном физич. смысле. Осн. св-ва космоса:

- вселенная в сост. персанентного взрыва

- отсутствие статичных элементов

- постоянная динамика

- состояние пост. пульсации. в которой все плавится

- текучесть

- внешнее и внутреннее свободно обмениваются содержанием.

Этим законом подчинены микро, макрокосм и словесная ткань романа. Написан ритмизованной прозой, как и многие другие тексты А. Белого. Ритм не однообразен: то укладывается в размер, то размывает его, то уходит из повествования. чтобы потом снова вернуться. А. Белый еще и изучал ритм. из его писем к Иванову-Разумнику (изд. отд. книгой) видно, что он мыслил так на одном полюсе – завершенное и неподвижное понятие, а на другом – ритм, который передает живую пульсацию жизни. Интерес к ритму был наследственным. его отец написал книгу «Аритмология». Он считал, что матем. закономерности можно интерпретировать в пифагорейском ключе: все во вслеленной соответствует числовым законам. В «Петербурге» пульсация ритва – 1 из средств выражения романного космоса. Но в романе три тематич. пласта: историософский, семейный и модель космоса. они вложены один в другой и просвечивают друг сквозь друга.

 

«Петерб.» как семейный роман. Отсылка к традиции прозрачна. Фабула - почти повторение «Анны Карениной» Неслучайно жену сенатора зовут Анна. Но ее история заканчивается благополучно, т. к. муж находит силы простить неверную жену. глав. отличие: неверная Анна – на перефирии сюжета. А центральное место играют отец и сын Аблеуховы. И если литер. предшественник отца – Каренин, то генезис сына сложнее. отмечали сходство с героем «Бесов», Николаем Ставрогиным. Имя, обоих хотят использовать в своих целях рев. партии, которые проявляют к героям провокаторские средства. По тексту «Петербурга разбросано очень много внешних примет сходства героев. В эпилоге сообщают, что фамилия бабки Николая – Сваргина. – сходство со Ставрогиным. Такая игра в перестановку букв неоднократно осущ. в романе. например, провокатор Морковин живет под фамилией Воронков. Ставрос – это крет, и добавлен рог, это указывает на причастность героя и к Богу, и к дьяволу. Тем же свойством наделяет своего героя и Белый. В одном из своих видений Николай предстает в образе Христа. Рог неоднократно упомянут в романе в связи с гербов Аблеуховых. Образ проткнутого тела отсылает к евангелию от Иоанна. Так же, как и Ставрогин, Аблеухов кажется то красавцем, то уродом. Между этими двумя определениями мечется в романе и Софья Петровна Лихутина. Связь между «Бесами» и «Петерб.» не удивительна, т. к. в 1905 году пожинаются плоды того, что начиналось и закладывалось в «Бесах». По линии литературной генеалогии Аблеухов в перв. очередь связ. со Ставрогиным, но Ставр. в свою очередь – наследник демонических байронических героев. У Бочарова – о сходстве с Ставрогина с Онегиным. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» - «Онегин». В «Петербурге» - реминисценция. Следоваетльно, соединение Обл. с Онег. Аблеухов назван «демоном пространства». Наследует и другому типу героев – неоднократно предстает с перебитыми крыльями. Реалистическая мотивировка – плащ. Эпизод, где подчеркнута крылатость – ссора с Лихутиным. Существенно. что он предстает там падающим. Образ падшего ангела. Когда Николай возвращается домой, эта ассоциация передается уже прямым текстом: «Выглядел он горбатым, хромоногим и с хвостиком». Кстати, хромота часто описывается в «Бесах». Т. о., Николай ассоциируется то с ангелом, то с бесом. Связан и с другими персонажами Достоевского. Например, Морковин разыгрывает перед Николаем эпизод из Карамазовых – объявляет, что является незаконнорожденным + фраза в тексте «Это было когда-то». Но в том же эпизоде Морковин присваетвает и маску Порфирия Петровича, который беседует с Раскольниковым. Лихутин и Аблеухов сближаются с другой парой из преступления и наказания – Раскольников и Соня (Когда они читали Евангелие). Т. о., мир разбивается в романе на осколки, и один из них то и дело оказывается приклеенным к фигуре Н. Аблеухова. Персонаж совершенно другого рода - когда он хочет выбросить в Неву бомбу - Гоголь, «Нос». И отсылки у гоголевскому Петербургу – напр.. описание толпы на улице. Частые ассоциации с повестью «Нос»: «Плыл торжественно обывательский нос… протекало здесь и отсутствие всякого носа». Сходство связано с тем способом, в которую вплетены в роман элементы миров других авторов. Эти элементы подвержены общим законам существования вселенной. И гоголевские, пушки-е элементы тоже связаны друг с другом, могут накладываться, существуют они здесь как тело Диониса растерзанного, а этот образ в романе тоже присутствует.

Всем 8 главам преписаны эпиграфы – строки из Пушкина. Они упоминаются и в тексте. Например, строки и памяти покойного Дельвика – когда Аблеухов вспоминает о товарище-министре. Часто строки получают пародийное звучание. так, в письме с приказом убить отца Николаю: «Очередь ныне за вами». – предметы продлеваются за пределы собственных границ, так же прорываются и литературные реминисценции. Или Лихутниа мечатет, чтобы ее роман развивался как образ Лизы из оперы «пиковой дамы (в опере она гибнет в неве). И она постоянно сравнивает Аблеухова с Германом, каждый раз не в пользу Обл. Роль Николая в романе жалка. Он помимо собственной воли оказывается носителем тех свойств, которыми обладали Ставрогин, Герман и Раскольников. Помимо сходства с литературными персоажами у Н. – автобиогр. черты Белого. В частности, ощущения Николая, что он весь ширится и вот-вот взорвется. Это детские воспоминания Белого, переданные в «Котике Летаеве». Биогр. деталь – и поза Николая Аполлоновича, который стоял на мосту, не решаясь покончить жизнь самоубийством. Это означает признанием А. Белого, что он является носителем того же духовного комплекса, к которому принадлежит герой. Т. Е. автор и герой сообщаются друг с другом. В сенаторе – присутствие черт отца Белого. Аполлон Аполлонович соединяет в себе лица «Шинели». Он идиотичен, косноязычен, напоминая Башмачкина. Страх Башмачкина перед огромной пустынной площадью сообщается Аблеухову. Само имя Аполлона Аполл. – пышный аналог неблагозвучного имени Акакия. Но есть и другой смысл – о противопоставлении Аполлона и Диониса. Аполлон нуждается в том, чтобы пространство было замкнуто в четкие границы. Поэтому его любимый тип пространства – куб. Чиновник оказывается в антагонизме с пространством российской Империи, и это рождает конфликтность. Это есть и форма взрва – описание, как его чиновничья активность вырывается за пределы СПб.Так сталкиваются Дионисийское и Аполлоническое начало. Побеждает в нем аполлоническое начало, которое он не способен превозмочь. Именно этот герой и становится жертвой намеченного взрыва: дионисийство разрушает границы, положенные Аполлону. Но как жертва А. А. вызывает сострадание. Становится понятным его сходство с Акакием. Мир Аполлона в этом контексте выглядит мертвенным. Сатурн, свергнутый своим сыном Зевсом – другая параллель. Звуковой состав слова Сатурн представет нак французское са турн. Т.о., эта мифологема возвращается, описывая круг, в семействе Аблеуховых. И сын в то же время проклинает отца, будучи его подобием. Исторический простотип сенатора – Победоносцев. И его так же сравнивают с нетопырем (вид летучей мыши). Мышиная тема получает широкое развитие в романе. Выясняется, что Дудкин, герой-революционер, боится мышей и не переносит жертвы, попавшей в мышеловку. Также для его оказываются невыносимы мучения Николая. Необычна реакция Николая на пойманную мышь. Мышь – зооморфное проявление Аполлона. Пример – статья М. Волошина «Аполлон и мышь». О сенаторе: «Право же, походил он на мышь» или «напоминал серую мышиную кучу». Т. о., нежность Николая к мышам – его нежность к отцу, которого он должен взорвать. В любовной истории Николая его антагонист – муж Софьи Петровны Лихутин, человек благородства. «Кротость кротостью вплоть до пунктика, до офицерской чести». Кипарисовое тело Лехутина выдает его причастность к миру Аблеуховых, тк кипарис – символ Аполлона. Еще одно – сходство с Христом. Впечатления от католических скульптурных изображений Христа. Каждый герой живет и действует как будто он сам по себе, отделен от других и замкнут в себе как индивидуальность. Но – условность границ и связыуемость персонажей… Вокруг каждого персонажа конц-ся особая группа свойств и признаков, которая характеризует именно его. Но почти непременно каждый герой наделен признаками общими с другими персонажами. Причем часто связанными оказываются антагонистичные персонажи по отношению друг к другу. Фигуры Софии, Премудрости божьей, и Христа – в статье Д. Е. Максимова. Образ Софии, утратившей небесную родину. Реминисценция из поэмы Жуковского «пери и ангел» - перевод т. Мора. Пери - существа ниже ангелов, но превосходнее людей. Софья Петровна соотнесена с ними. + сказуемое мужского рода. С белым цветом связана и она, и муж. В одной из решительных сцен романа Лехутин предстает в белом нижнем белье. Ироничность: А. Белый воспроизводит черты падшего мира. Стариц Зосима: Каждый за всех и за все виноват… Т. о., причина, которая заставляет Достоевского подчеркивать сквозную связь между людьми. распространяется только на область этики, т.е. человеческого бытия. а у Белого она лежит в плоскости антологии и оказывает воздействие не весь мир. включая пространство. предметы. слово, людей. поэтому-то и сплетены тематические пласты.

Историософская концепция Белого. Истоические события в романе: история русского терроризма. Мировой терроризм – явл русским прежде всего. В тактике индивидуального террора - Первый пример – народники. После убийства Александра II в стране стала формироваться система полицейского сыска и параллельно и тактика террора. В нач 20в Руковсодство тер актов - Боевая орг – «Социалистов революционеров»… эсеров. Григорий Гершуни и Борис … Когда в романе … рассказывает об ссылке – факты из жизни Гершуни….Жертвой назначаются чиновники. Важно помнить, что планировались(но не удались) покушения на Победоносцева (прототип Аблеухова). Взорван Плеве – отсюда карета Ап.Ап.. Точно также как Плеве Абл разъезжает по Пет. Когда А.Б приступил уже к работе над романом – убийство Столыпина (агентом охранки). До сих пор не известно был ли тер акт провокацией или действали действительно террористы? Агент охранки и террорист оказ одним лицом. Так все было переплетено. При этом и те и другие террористы и охранки действовали методами провокации и те и др становились жертвами провокации. В «Пет» жертвами пров оказ – и оба Обл и террорист Дудкин, т.к. его действиями руководит Липанченко, а он агент охранки. У Липнчиенко тоже есть ист прототип – двойной агент Азет (?). В романе – Лип – единоично предоставляет главу рев. орг., кот вся поставлена под начало двойного агента. Дудкин – др. тип. Он мистик и пьяница. Абсолютно предан своему делу, но провокат действий не принимает и когда узнает, какими действиями дейст Липанченко, он сходит с ума и убивает того. Но не значит, что не причатсен провокации. Провокация заражает все. Дудкин понимает, что пров сидела в нем самом, а он от нее убегал – стало быть убегал от себя. В одном из первых разговоров с Ник. Абл. – самоуверенно утверждает, что действует по собств усмотрению (не я в партии, а во мне партия) Но потом говорит о Липанченко. Получается что Дудкин и Липанченок вложены др. в др. Составляют единое целое. Все это – это только самое внешенне проявление тех ист сил, кот действиуют в романе. А.Б. как и все символисты – исповедовал идею вечного возвращения – она связ м/у собой ист и косм циклы. Само состворение мира может трактоваться как вечно повторяющееся. Время движется нелинейно вперед, а по кругу и собыия повторяются, т.о. в истории нет никакой новости. Однако можно представить в виде спирали. Тогда новая вариация одного и того же. И вот когда в сенаторе Абл просвечивают черты трона Сатурна низверженного …, то сюжет отцеубийства окз возвр событием, кот варьирует мифологически первый сюжет. Но А.Б. не ограничивается только мифологич сюжетом. Еще – о Павле и его убийство сыном А. Тоже событие отцеубийства. На мифологич первособытие – накладывается историческое. В др фрагменте – Ник. Абл – оказ на позиции Ивана Карамазова – литературном отцеубийце. Это тоже накладывается. Все, то говорилось ранее о литпрототипах – можно привлечь и для анализа историч прототипов. Онегин, Ставрогин – каждый из них так же новый ист тип. Движение по спирали наращивает содержание истории. Но это не значит, что это двиджение обязательно плавное. Взрыв, о кот говорится в романе. Взрыв – в рез-те, кот появилась вселенная. Но если он повтооится - то это будет последний взрыв – он разрушит все.Это будет апокалиптич взрыв.Ожидание финальной катострофы – связанной с судьбой России и Европы – это ожиданрие выражено недвусмысленно и связано оно с образом медного всадника. Этот пушкинский образ получает черты именно апоколиптического всадника (кот должны появится). Речь все-таки идет не о финале земной истории, а о финале ист России и Европы. Будет новая Цусима? Эти сражения с Востоком закончились разгромом России. И А..Б. предрекает, что будет подобная схватка. И А.Б. просит, чтобы это сражения стало похожим на сражение на Кулковском поле. В «Пет» отчетливо звучит тем опасности с Востока. Она возникла под влиянием Вл.Соловьева. И под влиянием его пр-ия об Антихристе. В повести Соловьева – Антихрист – во главе полчиш вост завоевателей, кот захватили Европу. Сподвижник Антихриста – Аполоний, полуазиат и полу-европеец. Достижения зап цивилизации с вост. мистикой. Ап.Ап. близок этому Аполонию (он тоже полуазиат и полуевропец). Связь сенатора с петровской реальностью и лично с Петром 1 в романе показана – любовь регулярности. Учреждение, в кот служил Ап.Ап. Сотворение мира. 1 ассоциативный ряд. Но дело в том, что с Богом творцом в петр эпоху ассоциировали и Петра1, кот из хаоса создал город. Это слышно еще в пукинском «Медн. Вс.» Т.е. тот кто создал циркуляр первый – П1, а др – Абеухов. Есть и просто черты схожие с Петром 1.: любовь к тесным помещениям. Есть и более глубокая схожесть в концепции пространства: петровская гос-веннсть считала себя регулярной, предельная организация всех уровней жизни. В петр эпоху культрным текстом считалась та часть, кот получилось подчинить регулярному идеалу (т.е. Петербург) С момента Петр реформ – произошел внутренний раскол культуры. С последствиями этого разрыва. и приходдится иметь дело героям романа «Пет»: Перебург разделене на космос и хаос Невой, кот отделяет блистательный центр столицы от разночинных островов. Уже в самом нач романе сказано «Ап.Ап. островов не любил…». Ап.Ап. любитель замкнутых пространств – может действовать только в огрниченной сфере, кот подчинется аполонч порядку. А к хаосу принадлежат острова и др. Россия. Абл ассоциируется с каменным гостем, как каменный гость становится приемником Петра. Опасность, исходящая с островов, потому – что с Васильевского острова – является террорист Дудкин. При этом родоначальник регулярного гос-ва – поставлен в романе в иные отношения с жителями острова, в частности с рев-ционером Дудкиным. Один из персонажей в романе, прсонифицурующее тело Петра – Медн Всадник. С самого начала романа. Динамичность статуи – все возрастает по ходу романа. Пока наконец всадник не сходит со скалы и не затевает скачку по Петребургу. Этот всадник соединяет с пушкинским цоканьем ржание и … Это и пушк всадники всадник новго века. И сходит всадник, с тем, чтобы направиться к островам – его путь к дому Дудкина. Медный гость. Это мотив, кот имеет разные …. Если говорить о каменном госте пушк- то там месть кам гостя – месть за потревоженный сон. Вечный сон Петра тоже оказ потревоженным и тогда медн всадник явл из потустороннего мира, то как возмездие. Чем потревожен сон Петра – бунтом островов против парадного Петербурга. А Дудкин оказ в роли Пушкинсокго Евгения. И Белый прямо наывает его Евгением. Еще общие черты м/у романом и пушк текстом. В начале поэмы пушк – воспел мощь Пет, но рядом с этим несостоявшееся семейного счастья, кот оказ неучтенным иеадьным регулярным гос-вом. (Медн всадник обращен спиной к Евгению). Петр обращается лицом к Евгению только для того, чтобы покарать. В романе – всадник приходитк Дудкину чтобы покарать в домашнее пространство (что было невозможно в «Медн всаднике»). Это невероятно. Всадник не соразмерен ни Дудкину, ни его жилью. И когда он приходит в дом – ступени проламываютс. Он даже как бы с риском для себя пробирается на чердак к Дудкину. Пушк всадник никак не мог бы склонить голову – тут поправка у А.Белого. Создана такая картина – все неизменно. Но вот ответ А.Б. все все озарилось теперь, когда медн гость пожаловал сам и сказал ему глухо: «Здравствуй сынок». Пришел к человеку от кот несколько десятелетий назад отворачивался, пришел чтоы назвать сынком. У Пушк подчеркнуто, что Евг – тип, кот произошел из-за петровских реформ. Вина Евгения – в забвении своей родословной. Но для Евгения безотчетно оказ и другое – оторванный от традиций древнего рода он становится порожденрием новой петровской организации в этом смысле Петр – его родоначальник. Он как бы детище Петра, но в тоже время не усыновлен новой культурой. Именно это преодолевается в рмоане Белого. Здесь Петр наконец усыновляет Евгения. Финал визита гостя – соединение медн гостя и Дудкина. Пронрицание одного в другого. Но это великое событие не приводит к катарсису. Эта ист оканч тем, что безумн Дудкин залезает на фигуру мертвого Липанченко в позе Медн всадника. Соединение Дудк и Медн всдником – стало пародией на Петра – завершилось кровавым фарсом. Это соединение есть еще и в эпизоде: Ап. Ап. Аблухов поднимал карандаш, и оказался под сыном. Есть еще параллели м/у Ник Ап. с Евгением. Почему все-такие закончился этот сюжет таким трагич фарсом - дело в том, что ист силы в романе распределены иначе, чем у пушк. В роман петровское дело показаоно как западнеческое. россия – поле сражения м/у западом и востоком. И отношенрия м/у Петром и Евгением – это только фрагмент этих отношений, кот м.б осмыслен только в контексте всего романа. Примирение отца и сына м.б. разрешена, но



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.068 с.)