Исключение неподходящего предмета (четвертый лишний) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключение неподходящего предмета (четвертый лишний)



Методика предназначена для исследования умения делать обоб­щения и давать логическое объяснение их правильности. В некото­рых методических пособиях эту методику называют упрощенным вариантом методики классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обо­снование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допус­кается ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный метод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольная лампа, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т.д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюде­нием особенностей подбора и оформления карточек (нефиксиро­ванное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисунков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди, какой?».

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?». Если же ответ ребенка неверен, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исклю­чить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?».

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?». При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют мотивацию ребенка. Затем ему говорят, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ним.

В протоколе отмечается номер карточки, вопросы и замечания экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребенка и обобщающее слово.

«Отыскивание чисел»

Методика используется для выявления скорости ориентиро­вочно-поисковых движений взора и определения объема внима­ния применительно к зрительным раздражителям. Пригодна толь­ко при исследовании детей, которые знают числа.

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц Шульте, пред­ставляющих собой планшеты (60x90 см), на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа распо­ложены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка. Опыт можно проводить с детьми, обучающимися во II классе массовой школы или в IV классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Ребенку мельком показывают таблицу, говоря: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таб­лицу перевертывают и кладут на стол. После этого продолжают инструкцию: «Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?». Если ребенок не понял задания, его повторяют. Таблицу при этом не открывают. Затем экспериментатор ставит таблицу вертикально на расстоя­нии 70—75 см от ребенка, говорит: «Начинай» и одновременно включает секундомер.

Ребенок указывает на числа и называет их, а экспериментатор следит за правильностью его действий. Когда ребенок дойдет до «25», экспериментатор останавливает секундомер.

Затем ребенку предлагают таким же образом показывать и на­зывать числа на второй, третьей, четвертой, пятой таблицах.

При оценке результатов прежде всего становятся заметны раз­личия в количестве времени, которое ребенок тратит на отыски­вание чисел. Практически здоровым детям на одну таблицу доста­точно 30 —50 с (чаще всего 40—42 с).

Заметное увеличение времени на отыскивание чисел в послед­них (четвертой и пятой) таблицах свидетельствует об утомляемо­сти ребенка, а уменьшение — о медленном «врабатывании». В норме на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время.

Проба на совмещение признаков (по В.М.Когану)

Методика используется для изучения умственной работоспо­собности детей и подростков. Для проведения исследования нуж­на доска из картона размером 40x40 см, разделенная на 64 клетки. В каждой из семи клеток (кроме первой слева) верхнего ряда изоб­ражено по одной (неокрашенной) геометрической фигуре (квад­рат, треугольник, круг и т.д.). В каждой из семи клеток (кроме верхней) вертикального ряда (слева) сделано по одному яркому цветному мазку (красный, синий, зеленый, коричневый, голу­бой, оранжевый, желтый). На отдельных карточках (их 49) изоб­ражены разные фигурки. Их цвета и формы соответствуют изобра­женным на доске цветам и формам.

Эксперимент состоит из четырех этапов, на каждом из кото­рых дается своя инструкция. Карточки тщательно тасуются.

Инструкция на первом этапе (простой пересчет): «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». Экспери­ментатор показывает, как это надо делать. Пока ребенок считает, экспериментатор по секундомеру отмечает в протоколе время, затрачиваемое на пересчет каждых 10 карточек (в конце их толь­ко 9) и на весь пересчет.

Инструкция на втором этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку цвета): «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти кар­точки и одновременно раскладывать их на группы по цвету». В прото­коле регистрируется время, затрачиваемое на каждые 10 карточек и на весь пересчет.

Инструкция на третьем этапе (пересчет с сортировкой по при­знаку формы): «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Экспериментатор по-прежнему фиксирует затрачиваемое время.

Инструкция на четвертом этапе (пересчет по признаку цвета и формы с раскладыванием карточек по свободным клеточкам): «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учи­тывая цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет—пересчет карточек». В протокол заносятся те же временные показатели. При необходимости экспериментатор словесную инструкцию может сопровождать показом.

По окончании эксперимента у психолога остается следующая таблица (см. форму протокола).

Время, затраченное на каждом этапе, обозначается В1, В2, В3, В4, например: В1 = 52 с.

По временным показателям рассчитываются коэффициенты Д и К. Коэффициент Д (дефицит внимания) определяется как раз­ница между временем, затраченным на четвертом этапе работы, и суммой временных затрат на втором и третьем этапах. Он опре­деляется по формуле Д = В4- (В2+ В3).

Форма протокола

Ф.И._____________________________ Возраст­­­­­­­­­­­___________________

Дата исследования____________

 

Этапы Время, затраченное на пересчет карточек (1,2, 3,4,...49) Ошибки
1. Простая реакция    
2. Сортировка по цвету    
3. Сортировка по форме    
4. Совмещение    

 

Показатели:

Общее время________ Общее количество ошибок________

Коэффициент Д_______ Коэффициент К______

Кривая ошибок_______ Тип кривой ошибок____

 

Коэффициент Д указывает на способность к совмещению при­знаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свиде­тельствует о трудностях распределения внимания.

Коэффициент К (врабатываемость) определяется формулой К = Д: В4. Этот показатель позволяет оценивать, как испытуемый усваивает принцип работы. Чем выше коэффициент К, тем быст­рее испытуемый усвоил принципы выполнения задания.

Временные показатели (в секундах) выполнения заданий по методике В. М. Когана здоровыми детьми:

 

Возраст детей В1 В2 В3 В4 Д К
7—8 лет           0,2
9-10 лет           0,2
11—12 лет           0,2
13—14 лет           0,1

Заучивание 10 слов

Это одна из наиболее часто применяющихся методик. Она пред­ложена А.Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется, однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необ­ходимым условием является тишина. Перед началом обследова­ния экспериментатор должен записать в одну строчку ряд корот­ких (односложных и двусложных) слов — простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Обычно каж­дый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Лучше пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их знать друг от друга.

В данном эксперименте необходимы очень большая точность произнесения слов и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испыту­емый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоко­ле крестики напротив них (см. форму протокола). Затем экспери­ментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же сло­ва, а ты должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики напротив слов, кото­рые воспроизвел испытуемый.

Форма протокола

Ф.И. ______________________________Возраст______________________________

Дата исследования____________

 

Слова 1-й раз 2-й раз 3-й раз 4-й раз 5-й раз Через 50-60 мин
Дом            
Кот            
Лес            
Зерно            
Игла            
Мост            
Хлеб            
Окно            
Брат            
Мед            

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если испытуемый называет лишние слова, экспери­ментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются, ставит крестики напротив.

Если ребенок в процессе опыта пытается вставлять какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разгово­ров во время опыта допускать нельзя. После пятикратного повто­рения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т.е. примерно через 50—60 мин, снова просит вос­произвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По результатам исследования составляется график «Кривая за­поминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здо­ровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 слов, т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не менее 5 раз) количество воспроизводимых слов 9—10. Дети с органическим по­вреждением мозга воспроизводят сравнительно меньшее количе­ство слов. Они могут назвать лишние слова и «застрять» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состо­янии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление ак­тивного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, напри­мер, иногда ребенок во второй раз воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает их все меньше и меньше. Такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. «Кривая запоминания» в этих случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она имеет зигзагообразный вид, что свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких, случаях дети всякий раз воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабильность свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитиче­ских синдромах).

Число слов, удержанных в памяти и воспроизведенных испы­туемым час спустя после повторения, в большей мере свидетель­ствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности, наборами слов, можно повторять этот эксперимент с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.024 с.)