Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культ предков и нормы сяо. Культ семьи и клана.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню. «Почтительный сын не должен надолго покидать родителей, и уж во всяком случае он обязан сообщить, где будет находиться…[1]» И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства. Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Культ формы в конфуцианстве. Форма в конфуцианском Китае была эквивалентом религиозного ритуала. И дело даже не только в том, что регламент сковывал возможности человека - воспитание помогало приспособиться, человек привыкал и исполнял церемониал, автоматически, не задумываясь. Дело в ином: чем плотнее была сеть обязательного церемониала, тем более приближался человек к состоянию автомата. Ни свободного волеизъявления, ни смелости и непосредственности в чувствах, ни стремления к гражданским правам - все это замещалось, вытеснялось жесткой тенденцией к конформизму, к полному и автоматическому соблюдению детально разработанной и веками апробированной формы. И только нарушение отрегулированной жизни, кризисы временами заставляли страну и народ встряхнуться, однако и в этих случаях дело, как правило, ограничивалось лишь восстановлением нарушенного порядка, реабилитацией пошатнувшейся было структуры с ее культом внешней формы.
1.4. Конфуцианское воспитание и образование Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распространялись устно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям норму, придав ей значение Великого Закона. Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства. «В стремлении к знаниям Учитель видел самое важное в жизни людей, а обладание ими считал наиболее ценным в любом человеке.[2]» Трансформация конфуцианства Конфуцианство превратилось в жесткую консервативную схему, имевшую заранее готовый и строго фиксированный ответ-рецепт для любого случая, оказалось очень удобным для организации управления огромной империей. Система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим, умело скрывала эксплуататорскую сущность чиновничье-бюрократического государства с его хорошо налаженной системой государственного крепостничества. Правителей империи реформированное конфуцианство вполне устраивало, но оно накладывало на них и определенные обязательства перед конфуцианской доктриной - обязательства, имевшие характер гарантии лояльности.
Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати дэ, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной лишь постольку, поскольку он был добродетельным - в конфуцианском смысле этого слова. На страже нормы бдительно стояли конфуцианские ученые-чиновники, олицетворявшие единство и слитность высшей администрации и религиозно-идеологической власти. Воспроизводство этих ученых-чиновников превратилось в конфуцианском Китае в одну из важнейших задач государственного значения. «Искусство управлять людьми, заставлять их следовать за собой, рождать в них при неправильном их поведении чувство стыда, но не страха — все это является составной частью должным образом упорядоченной системы администрации…[3]». Конфуцианство - регулятор жизни Китая Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле именно благодаря конфуцианству китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции. Что даже революционный XX век, пока еще далеко не вправе считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае, для старого Китая - незаменимым. НОВАЯ ЭТИКА КОНФУЦИЯ Этика как разновидность духовной деятельности зарождается в глубокой древности в эпоху совершенствования производительных сил, разделения труда, расслоения общества на классы. Люди понимают, что кроме сложной системы отношений с природными объектами и явлениями, складываются отношения внутри человеческой ячейки и между обособленными в географическом пространстве человеческими сообществами. Практические проблемы добра и зла, смысла жизни, наиболее целесообразных норм поведения поставили перед фактом необходимости изучения природы морали и сущности нравственных ценностей.
Появление первых этических учений в странах Древнего Востока - Индии и Китае - относится к I тыс. до н.э. В истории человечества выделяются этические концепции, которые стали основой этической традиции, цементирующей силой формирования и устойчивого существования определенного этноса. Среди моральных авторитетов Востока выделяются Будда и Конфуций. Этика конфуцианства держится на почтительности сыновей и воспитанности. По мнению Конфуция "почтительность к родителям и уважение к старшим братьям - это основа любви к людям". В дальнейшем эта конфуцианская установка получила закрепление в средневековой сборке китайских законов, в которых доносительство на отца, мать, деда, бабушку предусматривало смертную казнь. Для Конфуция ни стремление к новому, ни консервация старого не имеют принципиального значения: есть нечто больше них - согласие и спокойствие в обществе. Вопрос стоит так: как возможны изменения в обществе без хаоса, без того, чтобы разрывалась связь времен и дети шли против родителей. Конфуций учит, что новое надо выводить из старого, что идеалы надо заимствовать в установившемся прошлом, а не в проблематичном будущем. Этика Конфуция устанавливает взаимность в отношениях между людьми вектором времени: почитание сыном отца возвращается к нему через его собственных детей. Согласованность взаимодействия различных социальных состояний в обществе Конфуций видит в такой формуле: "Государь должен быть государем, чиновник - чиновником, отец - отцом, сын - сыном[4]", а в результате добросовестного выполнения каждым своих обязанностей царит стабильность отношений в семье и государстве (большая семья). Моральные обязанности ритуала формируются в процессе воспитания, образования и в результате человек приобретает определенного уровня культуру, приближается к состоянию благородной идеальной личности. Благородный человек относится ко всем ровно, одинаково; заимствует только хорошее и сближается только с лучшими; судит только самого себя. Дела благородного человека должны предшествовать его словам. Благородному человеку в учении Конфуция противостоит низкий человек, который проявляется через следующие качества: Если благородный человек создает себя упорным трудом, то низкий человек есть результат равнодушия человека к самому себе. Человек по своим возможностям открыт как к добру, так и злу. Поэтому, учит Конфуций, творить добро и противостоять злу - должно стать постоянным моральным бытием человека. «…Человек в учении и особенно в этике Конфуция— это прежде всего Человек добродетельный, воспитанный, достойный, этически безупречный…[5]»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.01 с.) |