Коррекционно-развивающие занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающие занятия



Издательство «Учитель»

 

 

Чтение

Класс

 

Коррекционно-развивающие занятия

 

Автор-составитель Л. И. Рудченко

 

 

Волгоград


УДК 372.22

ББК 74.202.4

Ч77

 

Автор-составитель Л. И. Рудченко

 

 

  Ч77 Чтение.2 класс: коррекционно-развивающие занятия / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с. ISBN 978-5-7057-1253-3

 

Почему зачастую дети плохо понимают и запоминают условия математической задачи, грамматическое правило, с трудом выделяют главную мысль текста? Главная причина в несовершенстве обучения чтению. Предлагаемые разработки коррекционных (индивидуально-групповых) занятий по развитию техники чтения во втором классе рассматривают умение читать с позиции одного из основных учебных умений младших школьников.

Используемые приемы и упражнения, памятки и правила, чистоговорки и скороговорки, карточки с текстами, предложениями и отдельными словами, игровые виды работы в сочетании с самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой учителем помогут педагогам и родителям, воспитателям групп продленного дня в процессе обучения детей чтению.

 

УДК 372.22

ББК 74.202.4

 

 

ISBN 978-5-7057-1253-3 © Рудченко Л. И., автор-составитель

© Издательство «Учитель»

© Оформление. Издательство «Учитель»

 
 

Введение

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т. д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одним из вариантов повышения качества чтения
в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению – коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся.

На этих занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:

– читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями;

– умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;

– умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.

Ряд приемов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить:

– совершенствование процесса смысловой переработки текста;

– расширение фиксационного поля чтения;

– развитие антиципационного (предвосходящего) восприятия текста и предотвращение регрессий, то есть возвращение глазами к прочитанным словам;

– преодоление внешней активной вокализации при чтении молча;

– целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

– развитие контроля и самоконтроля при чтении;

– развитие умения слушать свое и чужое мнения;

– формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов;

– формирование у детей способов действия с текстом.

В работе по обучению технике чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.

Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений, направленные:

– на развитие речевого аппарата;

– расширение оперативного поля чтения;

– развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

– развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

– развитие скорости чтения вслух и молча;

– развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

– преодоление трудностей понимания в разных условиях вос-приятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, можно дать им определенные ориентиры, составить памятки, правила. Например:

 

Памятка

«Учись читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

 

Упражнения для обучения чтению

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

1) Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.

Игра «Веселый фотограф».

Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят – «фотографируют» – и называют их учителю.

из пар роза

от дар лиса

ку зар коза

Для осмысления прочитанного можно задать вопрос:

– Какое слово лишнее? Почему?

2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.

да

дом

друг

доска

дорога

дорогой

директор

Содержание

 

Введение. 2

Тематический план................................................................. 12

Урок 1. «Дружная семья». 13

Урок 2. Н. Сладков «Листопад». 20

Урок 3. «Царевна-лягушка». Серия «Природа вокруг тебя». 25

Урок 4. «Колосок» (украинская сказка) 31

Урок 5. Словесные забавы.. 35

Урок 6. «Прекрасная незнакомка». 40

Урок 7. «Хвост» (чукотская народная сказка) 47

Урок 8. В. И. Даль «Старик-годовик». 51

Урок 9. Словесные забавы.. 56

Урок 10. «Воронок, касатка, береговушка». 61

Урок 11. К. Д. Ушинский «Наше отечество». 67

Урок 12. М. Пришвин «Недосмотренные грибы». 71

Урок 13. «У лукоморья дуб зеленый…» (по поэме А. С. Пуш-кина) 75

Урок 14. «Неутомимые работницы». 79

Урок 15. Л. Н. Толстой «Лев и мышь». 87

Урок 16. «Лиса и журавль» (русская народная сказка) 90

Урок 17. «Золотой цветок». 96

Урок 18. К. Д. Ушинский «Играющие собаки». 105

Урок 19. «Ночная птица». 110

Урок 20. Г.-Х. Андерсен «дюймовочка». 118

Урок 21. «Многодетная семья». 125

Урок 22. «Пожалейте паука». 132

Урок 23. В. Бианки «Первая охота». 139

Урок 24. Н. Носов «Заплатка». 144

Литература............................................................................ 149


Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

 
 

 

 


Чтение

Класс

Издательство «Учитель»

 

 

Чтение

Класс

 

Коррекционно-развивающие занятия

 

Автор-составитель Л. И. Рудченко

 

 

Волгоград


УДК 372.22

ББК 74.202.4

Ч77

 

Автор-составитель Л. И. Рудченко

 

 

  Ч77 Чтение.2 класс: коррекционно-развивающие занятия / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с. ISBN 978-5-7057-1253-3

 

Почему зачастую дети плохо понимают и запоминают условия математической задачи, грамматическое правило, с трудом выделяют главную мысль текста? Главная причина в несовершенстве обучения чтению. Предлагаемые разработки коррекционных (индивидуально-групповых) занятий по развитию техники чтения во втором классе рассматривают умение читать с позиции одного из основных учебных умений младших школьников.

Используемые приемы и упражнения, памятки и правила, чистоговорки и скороговорки, карточки с текстами, предложениями и отдельными словами, игровые виды работы в сочетании с самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой учителем помогут педагогам и родителям, воспитателям групп продленного дня в процессе обучения детей чтению.

 

УДК 372.22

ББК 74.202.4

 

 

ISBN 978-5-7057-1253-3 © Рудченко Л. И., автор-составитель

© Издательство «Учитель»

© Оформление. Издательство «Учитель»

 
 

Введение

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т. д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одним из вариантов повышения качества чтения
в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению – коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся.

На этих занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:

– читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями;

– умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;

– умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения.

Ряд приемов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить:

– совершенствование процесса смысловой переработки текста;

– расширение фиксационного поля чтения;

– развитие антиципационного (предвосходящего) восприятия текста и предотвращение регрессий, то есть возвращение глазами к прочитанным словам;

– преодоление внешней активной вокализации при чтении молча;

– целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

– развитие контроля и самоконтроля при чтении;

– развитие умения слушать свое и чужое мнения;

– формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов;

– формирование у детей способов действия с текстом.

В работе по обучению технике чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.

Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений, направленные:

– на развитие речевого аппарата;

– расширение оперативного поля чтения;

– развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

– развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

– развитие скорости чтения вслух и молча;

– развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

– преодоление трудностей понимания в разных условиях вос-приятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, можно дать им определенные ориентиры, составить памятки, правила. Например:

 

Памятка

«Учись читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

 

Упражнения для обучения чтению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.160 (0.042 с.)