Теория функционального (ограниченного) иммунитета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория функционального (ограниченного) иммунитета



Средние века (VI-XVI вв.).

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.

 

5. Источники МП.

В ТП под ИП понимается форма, в кот. выражается юрид. обязат. правило поведения и кот. придает этому правилу качество прав. нормы (н/р, конституция, КЗ, закон, подзакон. акты, к кот. относ-ся указ, постан-е, распоряж. компет.органа гос-ва). Т.о., ИМП будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов МО и которые сообщают этим правилам качество межд-прав нормы. Осн. проблема ИМП - неясность их перечня. Межд-прав нормат. документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизит. перечень ИМП, содержится в ст. 38 Статута Межд. суда ООН: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании МП, применяет:

a) межд. конвенции, как общие, так и спец., устанав-щие правила, определенно признанные спорящими гос-вами;

b) межд. обычай как док-во всеобщей практики, признанной в качестве прав нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) суд. решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по МПП разл. наций в качестве вспомогат. средства для определения прав. норм".

Общ. межд. конвенции - договоры, в которых участвуют или могут участвовать все гос-ва и которые содержат нормы, обязат. для всего межд. сообщества, т.е. нормы общ МП. К спец-м относ-ся договоры с огранич. числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Межд.обычаем, составляющим норму МП, может стать такое правило поведения СМП, которое образовалось в результате повтор. однородных действий и признается в качестве прав. нормы

В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письм. виде. Поэтому для установления сущ-ния обычая исполь-ся вспомогат. средства: суд. решения и доктрины признанных специалистов в области МП разл. стран. К суд. решениям, которые явл-ся вспомогат. средством, относятся решения Межд. суда ООН, др. межд. суд. и арбитражных органов.

В теории МП многие юристы-межд-ки склоняются к тому, что "общими принципами права, признанными цивилизов. нациями это "юрид. максимы", известные со времен императора Юстиниана ("последующая норма отменяет предыдущую", "спец. норма отменяет общую", "норма с большей юрид. силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д).

 

6. МП-ые нормы, их виды и структура.

Норма МП - это созданное соглашением субъектов формально опр-ое правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юрид. механизмом. МПН регулируют и регламентируют поведение СМП в процессе их межд общения. НМП классифицируются по различным основаниям:

1. По сфере действия: универсальные, регион-ые, локальные (партикулярные).

Глав. отличитель. признаками универсальных норм явл-ся глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их МС в целом. Осн. формой сущ-ия служит обычай. УН образуют общ МП. (н/р, ВК о дип отношениях 1961г.). Нормы, принимающиеся огранич. числом гос-в, но имеющее всеобщее значение, устанавливают межд. режим (н/р, для Антарктики, для косм. пространства и др.).

Регион-ые нормы - в опр-ом регионе углубляется взаимодействие гос-в, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднацион. регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Н/р, Договор о Европейском союзе 1992 г.

Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. ЛН служат средством конкретизации УН применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим МПм.

2. По юрид. силе: императивные и диспозитивные

ИН заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны.

ДН - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих гос-в. ДН состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.

ЗН обязывают гос-ва воздерживаться от признанных противоправными действий (не производить бактериолог. и хим. оружие). РН устанавливают обязательство гос-ва совершить указанные в норме действия (оповестить др. гос-ва о ядерной аварии или ядерном инциденте). УН признают за многими СМП возможность осущ-ть какие-либо действия (признание права каждого гос-ва на исследование и использование косм. пространства в мирных целях).

4. По функциям в системе: материальные и процессуальные

Нормы материального права устанавливают права и обязанности СМП по конкретным правоотношениям (н/р, нормы, устанавливающие права и обязанности гос-в - участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г.)

К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления МП. Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые - определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм.

5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений межд. организаций.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юрид. силу. К новому виду относятся нормы, которые также явл-ся неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Договорная или конвенц. норма представляет собой правило, которое содержится в МПД, придающем ей юрид силу.

 

7. Кодификация МП.

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Первая попытка создать кодекс МП принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. Кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую гос-вами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия го-в обществ. организациями, частными лицами.

Главной разновидностью НОК явл-ся доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями. Любая кодификация в той или иной мере явл-ся доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

ОК началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что ГА ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития МП и его кодификации" (ст. 13). Во исполнение ст. 13 Устава ООН ГА создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия МП ООН. Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. На базе проектов Комиссии МП были приняты 2 конвенции по ПМД, конвенции по ДиКП, четыре конвенции по ММП и др.

Кодификацией в своих областях занимаются и др. органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как МОТ (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др

 

8. Осн. ПМП (ПМП)

Осн. ПМП провозглашены и закреплены в таком важнейшем МД современности, как Устав ООН (в ст. 2). В Декларации о принципах МП 1970 г. содержится аутентичное толкование нормативного содержания 7, воплощенных в Уставе ООН, осн. ПМП. ГА призвала все гос-ва руководствоваться этими принципами в своей межд. деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения. Осн ПМП — это система исходных и взаимосвязанных норм общ МП, регул-щих в обобщенном виде поведение гос-в и иных СМП во всех сферах МО, имеющих императивный характер и определяющих осн. содержание и целенаправленность МП.

1. Принцип неприменения силы и угрозы силой- согл. п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены ООН воздерживаются в их МО от угрозы силой или ее применения против тер-ой неприкосновенности или полит. независимости любого гос-ва». Обязанность распространяется на все гос-ва, а не только на гос-члены ООН. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на гос-во.

2. Принцип разрешения межд. споров мирными средствами- с огл. п. 3 ст. 2 Устава ООН, «… разрешают свои межд. споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе межд. мир и безопасность и справедливость». Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств. Многие гос-ва в системе мирных средств отдают предпочтение дип. переговорам.

3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутр. компетенцию гос-в - Каждое гос-во имеет право выбирать свою полит, экон, соц. и культур. систему без вмешательства со стороны др. гос-ва и ни одно гос-во не должно организ-ть, финанс-ть, поощрять или допускать вооруж, подрывную или террор. деятельность, направленную на изменение строя др. гос-ва путем насилия.

4. Принцип обязанности гос-в сотрудничать друг с другом - г ос-ва обязаны «осуществлять межд. сотруд-во в разрешении межд. проблем экон, соц, культур. и гуманитар. характера», а также обязаны «поддерживать межд. мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

5. Принцип равноправия и самоопределения народов - Каждое гос-во обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Са­моопределение представляет собой процесс и результат выбора соц. общностью собственной программы культур, соц-экон. или полит. самоосуществления.

6. Принцип суверенного равенства гос-в- Каждое гос-во обязано уважать суверенитет др. участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодат, исполнит, адм. и суд. власть без какого-либо вмешательства со стороны др. гос-в, а также самост-о проводить свою ВП.

7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по МП- согл. п. 2 ст. 2 Устава, «… добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов ООН». Данный принцип применяется только к МД, заключенным добровольно и на основе равноправия.

8. Принцип нерушимости гос. границ регламентирует отн-ия гос-в по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Осн содержание сводится к 3 элементам:

*признание существующих границ в качестве юридически установленных в соот-вии с МП;

*отказ от каких-либо террит. притязаний на данный момент или в будущем;

*отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

9. Принцип территориальной целостности гос-в- «Гос-участники будут уважать террит. целостность каждого из гос-участников. В соотв-ии с этим они будут воздерживаться от любых действий, направленных против террит. целостности, полит. независимости или единства любого гос-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.».

10. Принцип уважения прав человека и осн. свобод - В ст. 1 в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве м/у ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии

 

9. МП-ой принцип неприменения силы.

Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

§ запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

§ запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;

§ предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;

§ организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

§ организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

10.МП-ой принцип территориальной целостности и неприкосновенности.

Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

11.МП-ой принцип неприкосновенности и нерушимости границ.

Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

§ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

§ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

§ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

12. МП-ой принцип невмешательства во внутренние и внешние дела гос-в.

Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В настоящее время многими специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы

13.МП-ой принцип суверенного равенства гос-в.

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

14. МП-ой принцип добросовестного выполнения обязательств по м/ународному праву.

Данный принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединённых Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Считается, что принцип возник с 1648 года (Вестфальское соглашение после тридцатилетней войны), когда представители государств собрались за круглым столом как равноправные участники.

15.МП-ой принцип уважения прав человека.

Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбулеУстава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.

16. МП-ой принцип равноправия и самоопределения народов.

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принциповЗаключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Анализируя характеристики самоопределения в социально-по­литической жизни общества и человека, автор показывает, что са­моопределение представляет собой процесс и результат выбора со­циальной общностью собственной программы культурного, соци­ально-экономического или политического самоосуществления. По­литико-правовая феноменология самоопределения предполагает обязательность свободного волеизъявления по поводу данного вы­бора, что акцентирует роль референдума и иных форм плебисцита по любому вопросу самоопределения.

17. Принцип мирного разрешения межд. споров.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ. В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

18. СМП.

СМП – это независимый (не подчиненный какой-либо полит. власти извне) участник МО, обладающий правами и обязанностями, установл-ми МД. Любой СМП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность СМП иметь субъективные права и юрид. обязанности, она не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Дееспособность озн-ет осущ-ние СМП самост-о, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность – способность нести юрид. ответственность за совершенные правонарушения.

СМП обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть СМП вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные гос-ва, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).

Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгос-ных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.

Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли МП. Специальной правосубъектностью обладают физ. лица. Их правосубъектность признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Межд. пактом о гражданских и политических правах 1966 г.

Юрид. источником правосубъектности для производных (несуверенных) СМП служат их учредительные документы. Такими документами для межд. организаций явл-ся их уставы, принимаемые и утверждаемые СМП в форме МД.

Категории СМП:

Первичные (осн., суверенные) – гос-ва; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

Производные (несуверенные) – межд. организации; гос-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

 

 

19. Вопросы суверенитета гос-в в м/ународном праве.

Суверенитет понимается как полновластие внутри гос-ва и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в МО.Соотношение суверенитета гос-ва и МП - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права. М/у тем мнения по этому вопросу различны. Весьма распространено мнение, согласно которому м/у суверенитетом и МП сущ-ет почти непримиримое противоречие. В суверенитете видят препятствие на пути к эффективности МП. МП возникло именно тогда, когда появилась потребность в регулировании отношений м/у суверенными гос-вами Европы, освободившимися от верховенства папского престола и Священной империи.Суверенитет и МП связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой гос-вами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осущ-ся реализация межд. норм. Связь суверенитета и МП нашла юрид. воплощение в принципе суверенного равенства гос-в. В соотв-ии с этим принципом каждое гос-во обязано выполнять полностью и добросовестно свои межд. обязательства.Также некоторые ученые предполагают, что суверенитет создает МП, и это право признает суверенитет как свое основание и фундаментальный принцип.

М/у тем "абсолютный" суверенитет попросту невозможен. Суверенитет одного гос-ва всегда ограничен суверенитетом другого. Суверенитет и вытекающие из него права могут реально существовать лишь при условии взаимного признания их гос-вами. В соотв-ии с принципом суверенного равенства все гос-ва обладают равными суверенными правами и соотв-щими обязанностями.

Суверенитет осуществляется в рамках закона. Давняя истина гласит: Только одного король не может - действовать вопреки закону. МП, как и нац-ый закон, ограничивает свободу действий гос-ва, а не его суверенитет.

Т.о., так же как свободы человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав гос-ва необходимая гарантия - МП. При этом надежную гарантию суверенитету дает лишь эффективное МП.

 

20. Вопросы юрисдикции гос-в в м/ународном праве.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОС-ВА - права суд. и адм. органов гос-ва по рассмотрению и разрешению дел в соот-вии с их компетенцией. В МП различают территориальную и личную (нац-ую) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории гос-во обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соотв-щими межд. соглашениями предусматривается иное. Личная (нац-ая)юрисдикция осуществляется гос-вом в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве.

По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.071 с.)