Научные и философские модели антропогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные и философские модели антропогенеза.



Проблема антропогенеза (греч. anatropous человек и genesis происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса.

Выделяют 4 основные концепции:

1. Религиозная. Креационистская модель. Креационизм (лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Человек уникален, отличен от природы.

2. Научная. Эволюционная теория Дарвина – естественное происхождение человека. Наука акцентирует внимание на конкретных механизмах биологической эволюции, а философия реконструирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему». Возникновение первых гоминидных существ относится к периоду 5–8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков, получивших в естествознании название гоминидной триады: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга.

На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.

-Трудовая теория. Энгельс.именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков.3 основных составляющих: труд, речь, табу.

-Игровая модель. Объясняет возникновение культуры, религии, искусства. Игра -форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно – существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать.Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю. (Хейзинг)

-Психоаналитическая модель. Возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Толчок – эдипова драма, связанная с восстанием сыновей против отца. (3.Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер)

-Семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком.

3. Уфологическая. Жизнь зарождена в космосе.

 

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.

Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме. В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека.

Модусы (модус - свойствопредмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.М противопоставляется атрибуту- неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать) бытия тела. Жизнедеятельность человеческого тела, его возможные проявления описываются современной философией через понятие телесности. Она понимается как что-то первичное в человеке, все его ощущения, всё его восприятие происходит именно благодаря телесности. Проявления телесности наиболее яркие в состоянии аффекта: агрессия, страх, смех, стыд, плач, эрос и т.д. Страх – как предчуствие опасности, агрессия и смех помогают преодолевать страх. Агрессия – «жажда разрушения», смех – реакция на комическую ситуацию, плач – альтернатива смеха (смех тела). Эрос – стремление к удовольствию и наслаждению.

Экзистенциальные характеристики личности предполагают акцент на его индивидуальных, личностных качествах. Это феномены смысла жизни, свободы, смерти.

Смысл жизни. Натурализаторский подход: человек должен ценить жизнь как таковую, нет места страданию (гедонизм и эвдемонизм), качество жизни определяется наличием счастья и наслаждения. Религиозный подход: цель существования человека соотнесена с потусторонним (трансцендентным) бытием, где вся земная история лишь подготовка. Рационалистический подход: счастье в познании и разуме (религиозный контекст, рай тебе будет, если всё будешь понимать и знать). Ригоризм: принцип должествования. Экзистенциализм: счастье в моменте «здесь и сейчас», уникальность каждой секунды.

Смерть. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл.можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или ради других, в конечном итоге смерть уравнивает всех, не проводя различий межу гением или злодеем, богатым или бедным. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное.

Человек – это единственное существо, «знающее о смерти». Эпикур заявил, что нечего бояться того, чего нет, поскольку пока есть мы, то смерти нет, а когда есть она, то нет уже нас. Одновременно для всей классической культуры смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Постклассика: смерть считается как вообще окончательный уход, поэтому отчаянная попытка жить одним днём.

Свобода. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Фаталистические установки древних цивилизаций, в христианском вероучении - свобода воли как способности самостоятельного выбора между добром и злом, Рационализм новоевропейской философии - Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения. Отказ от приоритетов разума и «антропологический поворот» в неклассической философии - свобода в культуре модерна. Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Свобода – это творчество. Плюсы: Человек преобразовывает окружающую среду под себя, делает то, что ему удобно и нужно, реализует себя как хочет, а не просто вписывается в среду. Минусы: ответственность, возможно это просто иллюзия, так как мы многое не выбираем, потому что случай и обстоятельства решают больше чем мы. Смерти не важно, она придёт внезапно, свободы нет.

Социокультурные модусы.

Три аспекта:

1. Генетический. Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности. Модусы: Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование наиболее глубинных ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений. образовани е – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Оно как бы «собирает» мир в фокусе отдельной личности, закладывая наиболее устойчивый каркас знаний и убеждений, лепит тот «образ» человека, который востребован социумом и культурой.

2. Функциональный. Описывает основные формы деятельности человека. Модусы: деятельность и коммуникация. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс обмена информацией. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуацию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции. Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В феномене общения акцент делается не столько на информационных, сколько на экзистенциально-личностных аспектах. Собеседник здесь представляет интерес не в плане «средства» получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен. В шедеврах творчества объективируются уникальный авторский опыт и мастерство, что позволяет говорить о творчестве как об основном механизме репрезентации «Я», его развития и совершенствования.

3. телеологический –описывает его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.009 с.)