Работа над правильностью и беглостью чтения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над правильностью и беглостью чтения.



 

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;

· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;

· предварительное чтение текста про себя;

· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

 

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40—50 слов в минуту, к концу 3 класса — 60—75 слов, к концу 4 — 85—90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.


24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.

 

Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»

· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)

· Чтение по ролям

· Драматизация развернутой формы

 

1. Анализ иллюстраций

ü Восприятие иллюстративного материала

ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)

ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)

Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?

2. Постановка живых картин

«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.

3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения

· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)

· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.

· Демонстрация поведения героя (со словами)

· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника

· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению

4. Чтение по ролям

ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия

ü Определение количества действующих лиц

ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов

ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.

ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев

ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям

ü Разбор достоинств и недостатков

ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям

ü Подведение итогов и оценки работы

Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

5. Драматизация развернутой формы

Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком

 

 


25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.014 с.)