Значение конституции как основного источника конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение конституции как основного источника конституционного права



Значение конституции как основного источника конституционного права

Конституцияв любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, правовой фундамент государственной и общественной жизни, основной источник национальной системы права. Конституция на самом высоком уровне регулирует основы общественных отношений, связанных с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, установлением формы правления и государственного устройства.

Регулирующая роль конституции касается всего общества. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на все без исключения стороны общественной жизни государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Важность и значимость отношений, которые регулирует конституция, и обусловили формирование такой отрасли права как конституционное право.

 

Предмет, источники и система конституционного права РФ

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Предметом конституционного права РФ являются разнообразные общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, устройства государства и государственной власти.

Таким образом, предметом конституционного права РФ являются:

1. Принципы государственного устройства. В них выражаются основные характеристики государства суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы и ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;

2. Основы правового статуса личности. Представляет собой совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.

3. Основы федерализма. федерализм представляет собой основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, посредством которого обеспечиваются единство страны, распределение государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, реализуется равноправие и самоопределение народов в составе Федерации;

4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют

• основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• виды органов;

• правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

• порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;

5. Основы политического (политико-правового) режима. Это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Характер политического режима в конституциях государств никогда прямо не указывается, если не считать распространенных ссылок на демократический характер страны, однако всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

 

Система конституционного права РФ

Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно–правовых институтов.

Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:

1. основы конституционного строя РФ;

2. основные права и свободы человека и гражданина в РФ;

3. федеративное устройство;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. государственная власть субъектов РФ;

9. судебная власть и прокуратура в РФ;

10. местное самоуправление;

11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

все перечисленные институты (кроме избирательной системы) представлены отдельными разделами в Конституции РФ. Тем не менее, избирательная система является одним из основных институтов конституционного права РФ. Т.е. говорить о полном совпадении системы Конституции РФ и системы конституционного права РФ нельзя.

Следует отметить особенность конституционно-правовых норм: в них отсутствует «классическая» трёхзвенная структура (гипотеза, диспозиция, санкция). Чаще они содержат в своей структуре только диспозицию, то есть само правило поведения.

Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по разным признакам:

• по характеру содержащихся в них предписаний – на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные;

• по степени определенности содержащихся в них предписаний –

на императивные и диспозитивные;

• по действию во времени и пространстве – на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время, на нормы, реализуемые на всей территории Российской Федерации или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях;

• по юридической силе – на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.


6.3. Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционные обязанности

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (административного, налогового, уголовного и т. п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57).

3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

4. Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и литературного наследия, беречь памятники истории и культуры

6. Обязанность защищать Отечество.

 

Гражданство

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.

принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Конституция РФ дает право своим гражданам иметь двойное гражданство, однако, это возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также детей родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами.

 

Приобретение гражданства

Закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1. Приобретение гражданства по рождению

Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких–либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

• оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

• оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации может подать дееспособное лицо, достигшее 18–летнего возраста. необходимыми условиями получения российского гражданства являются: постоянное проживание иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 5 лет; наличие законного источника средств к существованию, а также владение русским языком.

Законом допускается снижение обязательного срока проживания на территории России с 5 лет до 1 года для следующих категорий лиц:

• для лиц имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры; обладающих профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

• для беженцев;

• для лиц, получивших политическое убежище на территории России.

3. Приобретение гражданства в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. Приобретение гражданства по иным основаниям.

Перечень оснований не закрыт, что дает возможность принимать соответствующие решения в нестандартных случаях. Для России это положение особенно важно, поскольку последствия распада СССР для его бывших граждан будут проявляться еще не одно десятилетие.

 

Прекращение гражданства

Законом о гражданстве предусмотрены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

1. вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

3. Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации.

Если какая–то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

4. по иным основаниям.

 

Избирательная система

Избирательная система – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу формирования состава органов представительной власти государства.

Виды избирательных систем

Существуют два основных вида избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы («победитель получает все»);

систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам.

2. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или другому общественному объединению. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.


Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание– парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

представительный характер Федерального собрания возникает в результате того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации.

Функция Федерального Собрания, как законодательного органа проявляется в том, что только Парламент обладает исключительным правом принимать законы. Принятие законов – это основная задача Федерального Собрания. Нормативные акты, принимаемые другими государственными органами, являются подзаконными и обладают меньшей юридической силой.

В целях обеспечения независимости, Федеральное Собрание, не подчиняется какому-либо контролю со стороны исполнительной власти.

Федеральное Собрание постоянно действующий орган. В регламентах палат указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул.

Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

 

Совет Федерации

В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

к ведениюСовета Федерации относятся (п. 1 ст. 102 Конституции РФ):

1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4. назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

5. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генерального прокурора Российской Федерации;

6. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В Совете Федерации формируются комитеты и комиссии, деятельность которых носит временный характер, а также аппарат палаты.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (федеральные конституционные законы принимаются большинством не менее 3/4 голосов).

 

Государственная Дума

В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума состоитиз 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Так же, как и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия Государственной думы можно разделить на три блока:

1. Исключительные полномочия

К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

2. Законодательные полномочия

Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы.

3. Полномочия в сфере обеспечения своей деятельности

К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.

В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной подготовки законопроектов к рассмотрению создаются комитеты – структурные подразделения Государственной Думы. Правовое, организационное, документальное, материально–техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведется на русском языке.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием с использованием электронных средств подсчета голосов или с помощью бюллетеней, либо путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам – от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.

Правительство РФ

Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией, и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Состав Правительства

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Руководители других федеральных органов исполнительной власти (федеральных служб, федеральных агентств) в состав Правительства не входят, хотя активно участвуют в его работе.

Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это троекратно, то Президент своим решением назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности по поручению исполняет его первый заместитель.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

По предложению Председателя может быть образован Президиум Правительства, состав которого утверждает Президент. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Рабочим органом Правительства является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительством решений. Заседания Правительства проводятся его Председателем (а в отсутствие – заместителем) не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку до истечения срока полномочий, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет либо об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Акты Правительства (постановления и распоряжения) вступают в силу с момента их подписания, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.

 

Судебная власть

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Несмотря на то, что суды тесно связаны с законодательной и исполнительной властью, судебная власть является самостоятельной и действует независимо от остальных ветвей власти.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

• конституционного;

• гражданского;

• административного;

• уголовного.

единство судебной системы в Российской Федерации обеспечивается путем:

• установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

• применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

• признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

• законодательного закрепления единства статуса судей;

• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие суды:

1. федеральные суды, к которым относятся:

• Конституционный Суд Российской Федерации;

• Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды; военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

2. суды субъектов Российской Федерации, к ним относятся:

• Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы:

 

 

1. Конституция как основной источник конституционного права

2. Чем характеризуется предмет, источники и система конституционного права РФ?

3. Раскройте государственно-правовые, судебные и социально-экономические

основы Российской Федерации.

4. Классификация прав и свободы человек и гражданина.

5. Раскройте содержание личных, политических, социально-экономических прав и

свобод человек и гражданина.

6. Раскройте структуру и компетенцию органов государственной власти в Российской

Федерации.

7. Охарактеризуйте судебную систему РФ.

Значение конституции как основного источника конституционного права

Конституцияв любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, правовой фундамент государственной и общественной жизни, основной источник национальной системы права. Конституция на самом высоком уровне регулирует основы общественных отношений, связанных с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, установлением формы правления и государственного устройства.

Регулирующая роль конституции касается всего общества. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на все без исключения стороны общественной жизни государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Важность и значимость отношений, которые регулирует конституция, и обусловили формирование такой отрасли права как конституционное право.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.079 с.)