Вопрос 1. Проблема нравственного прогресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Проблема нравственного прогресса



L "Прогрессивистский " взгляд на развитие морали

Скептический взгляд на развитие морали

1. История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:

• выделение человека из животного мира, преодоление биологических рефлексов;

• образование социальных общностей;

• становление отношений в коллективе;

• возникновение правил общежития.

Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечело­веческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственно­го поведения и сознания людей (принципы "высокой" морали).

С установлением господства христианской религии добродетели про­шлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христиан­скими добродетелями: милосердием, любовью (которая распространя­ется даже на врагов) и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она обращена ко всем людям вне зависимости от социальной принадлежности, пола, национальности, места и страны жительства.

Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума чело­века. Новшества в морали явились результатом роста самосознания че­ловека, морального творчества индивида.

Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:

политику - осуждение безнравственных политических решений и т. п.;

гуманистические принципы морали зафиксированы в международных соглашениях;

экономику - соблюдение договоров и пр.;

• гуманизацию сферы права (движение за отмену смертной казни);

экологическое движение - защита окружающей среды и т. д.

Расширяется сфера применения норм морали. Явления, которые в прошлые века были морально нейтральными, получают моральные оценки

(например, современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).

Усложняется механизм воздействия морали. В прошлом основными регуляторами являлись принуждение, страх и др.

В современном обществе человек получил возможность свободного морального выбора.

2. Многие моралисты придерживаются скептических взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.

Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества (экономике, социальной и духовной сферах и пр.).

Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:

• утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей;

• стремление людей к богатству и чувственным наслаждениям;

• моральная атомизация индивидов;

• моральная анархия.

Моральная анархия выражается в:

• установлении каждым человеком собственных моральных норм;

• изменчивости нравов;

• отсутствии чувства моральной ответственности;

• иррациональности морального мышления;

• увеличении роли насилия в обществе и др.

В XX в. в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза (Серебрянникова В.В. Социология войны).

Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические) включают разнообразные методы борьбы, которые в основном направлены против мирного населения: экономические (санкции, эмбарго), информационные, идеологические, диверсионные, террористические. Создавали концентрационные лагеря, гетто, применялись массированные бомбардировки, усовершенствованное оружие массового поражения.

Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на по­ставках оружия наживаются огромные капиталы.

В условиях кризиса индустриального общества возникает угроза нрав­ственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмо­ционального восприятия.

Этому способствуют средства массовой информации практикующие:

• манипулирование сознанием людей, общественным мнением;

- фальсификацию духовных явлений;

• пропаганду эстетики насилия и жестокости и т. п.

Однако во все эпохи моралисты констатировали падение нравов. После­довательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате свестись к нулю, но этого не случилось, как не было в истории челове­чества и "золотого века" морали.

 

Вопрос 2. Конфуций

1. Человеколюбие

2. Ритуал

3. Сыновняя почтительность

4. Исправление имен

Воспитанность

6. Благородный муж '

1. Некоторые философско-этические учения закреплены в историческом опыте людей. Они представляют собой образцы нравственного мышления и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций. Эти учения обновляют ранее существовавшие в обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль общества.

Духовный учитель китайской нации Конфуций, или Кун-цзы (551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни. Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя литература

Основные категории учения Конфуция.

"Жень" (человеколюбие, милосердие, гуманность) как качество индивида, человеческое начало, программа жизни, долг.

Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны

Взаимность, равенство в отношениях являются общим принципом пове­дения.

Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности". На воп­рос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" - Конфу­ций ответил: "Это слово - взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе".

2. "Ли" (ритуал, обряд, этикет, церемония) воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).

Ритуал - нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объе­диняет людей, позволяет сохранить дистанцию, необходимую для ком­фортного общения и реализует принцип равенства в общении людей, неравных по социальному положению или личным качествам.

Общество построено по принципу "ли". Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданны­ми и т. д.

Согласно Конфуцию человек - уникальное существо, обладающее дос­тоинством. Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.

Моральное образование состоит, в усвоении правил "ли" (ритуала), изуче­нии литературы, музыки и других искусств.

Конфуции говорил: "Обрести жень - значит подчиниться "ли".

Ритуал основан на "сяо" - сыновней почтительности и "чжен мин" - исправлении имен.

3. Сыновняя почтительность, преданность родителям - это забота о стар­ших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколю­бия. Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически. Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией.

Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к древности обес­печивают:

• стабильность общества;

• преемственность поколений;

• отсутствие конфликтов между поколениями.

Конфуций проповедовал "постоянное возрождение старого как путь по­знания нового". Изменения порядков, заведенных родителями, возможны только с их согласия. В случае смерти отца перемены в доме проводились только после трехлетнего траура.

Конфуций считал, что:

• перемены в обществе не должны противоречить культу предков;

• нравственные идеалы нужно черпать в прошлом;

• патриархальный покой предпочтительнее конфликтов и смут, связанных с прогрессом. Конфуций говорил: "Я верю в древность и люблю ее чистосердечно".

4. Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:

• социальному статусу (сословию);

• положению в системе разделения общественного труда (функции).

Необходимым условием для достойных отношений между людьми разных сословий и функций является соответствие человека своему общественному предназначению. "Государь должен быть государем, сановник сановником, отец - отцом, сын - сыном" (Конфуций).

Взаимность отношений в классовом обществе реализуется через обмен деятельности. Это требует выполнения каждым членом общества своего профессионального и общественного долга.

5. "Вэнь"- воспитанность, культурный смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность. Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания, образования и проявляются в ритуале.

Вэнь, воспитание - это синтез:

• природных, врожденных качеств человека;

• качеств, приобретенных в процессе воспитания, образования.

Конфуций учил: если "...воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем".

6. Благородный муж (цзюнь-цзы) означает:

• благородство происхождения, аристократизм;

• человеческое совершенство. Человеческое совершенство:

• не гарантируется благородным происхождением;

• достигается в процессе духовного самосовершенствования;

• достижимо для простолюдинов.

Для представителей аристократических сословий человеческое совершенство является обязанностью. Благородный муж - идеальный человек. Он:

• стремится познать дао (правильный путь);

• всегда следует ритуалу;

• гуманен;

• искренен, честен;

• почтителен;

• постоянно учится, упорным трудом достигает совершенства;

• сдержан в словах, слова его не расходятся с делом.

Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем одинако­во, не судит других (только себя), заимствует у других только хорошее. Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная деятельность, политика.

Благородному мужу противопоставлялся низкий человек (сяо жень), кото­рый стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом, имеет грубые манеры, судит других людей, вступает в конфликты. Низкий социальный статус способствует формированию "сяо жень". Однако не всякий простолюдин является низким человеком.

Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.

 

Вопрос 3. Будда

Путь к просветлению

2. "Срединная дорога", "Благородные истины"

1. Принц Сиддхартхи Гаутама (Шаколмуни) родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.

Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и узнал о су­ществовании болезней, страданий, старости и смерти.

После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм. В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.

Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в освобож­дении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:

• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;

• стать всеведущим;

• обрести бессмертие.

В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой (от Buddha - просвет­ленный, пробужденный).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.041 с.)